06 мая, 2014

Архитектор Борис Пастернак рассказал о зарождении парка Горького

Поделиться в социальных сетях:

Архитектор Борис Пастернак - о том, с чего начинался парк Горького

Сегодня парк Горького - одно из популярных мест отдыха и семейных прогулок. Но мало кто помнит, что в 1923 году на этом месте работала Всероссийская сельскохозяйственно-промышленная выставка. На территории было построено 225 зданий в самой разнообразной стилистике - от эклектики до конструктивизма. О том, что происходило здесь в 1920-30-е годы и как свалка превратилась сначала в ВСХВ, а затем в центральный парк культуры и отдыха, рассказал архитектор Борис Пастернак. Прямую трансляцию лекции провело сетевое издание M24.ru.

Борис Пастернак - Член президиума экспертно-консультанционного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС), главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований.

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка

История Центрального Парка культуры и отдыха начинается с 1923 года, когда вся "городская пустопорожняя земля" вошла в состав огромной территории 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

Для размещения выставочной экспозиции на обширной территории, выделенной под выставку, был проведен новый землеотвод. Выставочная территория заняла все пойменные прибрежные земли Москвы-реки от Крымского моста до Нескучного сада, включая зону Титовского проезда, сформировав границы будущего ЦПКиО им. М.Горького.

Журналисты в своих публикациях о предстоящей Выставке в Москве писали: "Территория выставки, расположенная на правом берегу Москвы-реки и Крымского моста, почти что в центральной части города, представляет собой настолько живописный уголок, совершенно необработанный и запущенный, что при помощи строительства в короткий срок он превратиться в одно из живописнейших и культурных мест Москвы".

Подробнее про выставку

Главному выставочному комитету под выставку была передана территория и здания Нескучного сада, кроме той части, на котором располагалось оранжерейное хозяйство с примыкающими к нему постройками. При передаче территории Главный выставочный комитет обязался перед Москомхозом Моссовета сохранить парк Нескучного сада в неприкосновенности, не нарушая его внешнего вида и значения, как места отдых широких масс московского населения.

Основная часть площади Выставки, ориентированная на Крымский вал, располагалась на бывшем Орловском лугу. В 1923 году здесь после рекультивации земли на месте свалок, началось формирование единой зеленой зоны общественного значения.

Был организован всероссийский конкурс по решению ситуационного плана выставки и рассмотрено 27 проектов. Победил на конкурсе и был принят к исполнению проект И.В. Жолтовского, соединивший преимущества регулярной организации центральной территории со свободной планировкой в зонах павильонов и мест отдыха.

Москва-река предопределила планировочную схему генплана выставки: ее основная композиционная ось повторяла направление реки. Дополнительные оси, образующие боковые аллеи, располагались параллельно главной оси, подчеркивая тем самым ее значение.

Были определены основные планировочные зоны и элементы, вошедшие впоследствии в состав территории ЦПКиО (с 1928 г.) и в целом сохранившиеся до нашего времени: головная часть, включающая огромную Площадь народов с большим двухуровневым партером, зоны павильонов, размещенные по обе стороны от партера, зеленая зона около Голицынского пруда, участок за Титовским проездом, а также входы на Выставку, организованные с Крымского вала и у Титовского проезда.

Экспозиционные строения, выполненные по проектам выдающихся архитекторов того времени, группировались в крупные тематические разделы: Союзных Республик, Новой и Старой деревни, Животноводства, Живых посевов, Машиностроения, Кооперации, Переработки, Путей сообщения и др.

Павильоны выставки

Большую художественную роль в решении ансамбля выставки играли сами павильоны, в основном деревянные, возведенные в различных архитектурных стилях и направлениях — от эклектики до конструктивизма (с преобладанием последнего). На их фасадах активно применялись росписи, рельефы, надписи, выполненные по эскизам выдающихся художников А. Экстер, И. Нивинского, Г. и В. Стенбергов, К. Петрова- Водкина, А. Осмеркина, И. Француза и др.

Павильон "Кустарный отдел"

Массивный трехэтажный каменный павильон "Кустарный отдел" стоял у Крымского моста. В одном из первых планов И.В. Жолтовского в этом месте предполагалось устроить главный вход на выставку, но затем было решено оставить массивное здание бывшего цеха судостроительного завода Бромлея, размещавшегося здесь в начале XX века. Здесь строились небольшие речные суда, для чего вдоль всех корпусов был устроен бассейн, имеющий сообщений с Москвой-рекой для выхода построенных судов. За реконструкцию взялся архитектор А.В. Щусев, который отработал в павильоне мотивы своего будущего шедевра - здания Казанского вокзала в Москве.

При приспособлении этого здания под размещение Кустарного отдела бассейн был ликвидирован, его пространство превращено в партер. Фасад павильона был облицован майоликой Гжельской керамической школы.

Здание несколько раз перестраивалось, и сейчас частично сохранилось, в нем располагается Дирекция Парка Горького.

Павильон "Животноводство"

Восточнее партера, на небольшом повышении рельефа располагалась более свободно, "пейзажно" решенная часть выставки, включающая крупные тематические разделы "Животноводство" и "Машиностроение". Раздел "Животноводство", размещенный в самой восточной оконечности территории выставки, за современным Пионерским прудом, состоял из комплекса павильонов и служебных строений, возведенных по проектам арх. И. В. Жолтовского и. А. Голосова. Его центральными сооружениям являлись подковообразные в плане конюшня и манеж, фланкировавшие демонстрационное поле.

Помещения конюшен образовывали овальную площадь. Над центральной частью возвышался большой купол, основание которого было стеклянным. Для украшения портиков и стен павильона было создано много эскизов, однако осуществлены декораторские задумки не были.

Павильон "Машиностроение"

Один из самых знаменитых павильонов выставки — шестигранник, павильон "Машиностроение" ("Механизация"). Его создали архитекторы И.В. Жолтовский, В.Д. Кокорин. М.П. Парусников. Напоминающий в плане шестеренку, он состоял из 6 граней. Каждая из его граней была самостоятельным павильоном, к ним вели дорожки, отходящие от главной или периметральной дороги. Шесть павильонов, смыкаясь, образовывали внутри внутри большое патио с фонтаном. Каждый из 6 павильонов украшал шестиколонный портик. Внутри здание было украшено росписями по эскизам A.A. Экстер, И.И. Нивинского.

Павильоны "Полеводство" и "Мелиорация"

Южнее отдела "Машиностроения", по северо-восточной стороне партера располагались павильоны "Полеводство" и "Мелиорация" с Лесным отделом (арх. И.В. Жолтовский, Н.Колли), ориентированные на одну из главных осей партера.

По другую сторону партера были размещены павильоны кооперации ("Центросоюза" и "Сельскосоюза") и Центрального управления лесной промышленности. Общий характер архитектуры этой группы зданий, выполненных из дерева - выявление конструкции с трактовкой ее в духе классических композиций. Павильоны "Полеводства" выдержаны в характере сельскохозяйственных построек. Большие поверхности торцевых стен оживлялись рельефами из стилизованных моделей сельских орудий.

Четыре фронтона павильона "Полеводства" были расписаны на темы полеводства, луговодства, мелиорации и лесного хозяйства. Фронтон портика Мелиорации был заполнен изображением плотины в центре, слева - видом полноводной реки, справа- картой обводнения. В центре фризовой части (под остеклением) была изображена землечерпальная машина. Фронтон "Полеводства" оставался застекленным, фризовая полоса была покрыта изображением полевых культур и плуга с косилкой. Росписи и рельефы были выполнены по проекту художницы - авангардиста Александры Экстер.

Часть территории выставки, размещенная вдоль Титовского проезда и ориентированная на Б. Калужскую ул. заняла хозяйственную зону Голицынской больницы, отделявшуюся от основной больничной территории оврагом. По его дну проложили железнодорожные пути, (отходившие от трамвайной линии) подводившие к находившемуся здесь Отделу Путей Сообщения.

На ровной поверхности территории был разбит партер с регулярной композицией из взаимно-перпендикулярных дорожек. Здание бывшей больничной часовни Михаила Архангела приспособили под размещение экспозиции. В архивном деле сохранился ситуационный план расположения подъездной ветки на пустыре Голицынской больницы по Большой Калужской улице и Титовскому проезду.

Северо-западнее, в прибрежной части прежней Щербатовской больницы и у малого Голицынского пруда, располагался обширный Отдел Переработки. Этот участок, окруженный естественным амфитеатром - крутым береговым склоном, был распланирован регулярной сеткой перпендикулярных осей, повторяющих направления Титовского переулка и Москвы-реки. Их центр занимал небольшой партер (или демонстрационное поле).

Вдоль этих планировочных осей располагались многочисленные павильоны с экспозициями отдела: "Госмолоко", "Мясохладобойня", "Технические заготовки - Мельстрой", "Сахаротрест" и "Моссельпром". Здесь же размещались "Кожсиндикат", "Табакосиндикат" и знаменитая "Махорка" архитектора К. Мельникова, поставленная на берегу Москвы-реки. Павильон "Моссельпром", сооруженный по проекту архитектора К.А. Грейнерта, автора большинства павильонов дореволюционной ремесленной и фабрично-заводской выставки на Ходынском поле, носил яркие черты эклектического направления, характерного для того периода.

Павильон "Махорка"

Павильон "Махорка" (арх. К. Мельников, росписи И. Француза) был выполнен в формах конструктивизма. Павильоны "Мясохладобойни" и "Мельстроя" дополнялись росписями и контррельефами. Выставка проработала 3 месяца (с августа по октябрь 1923 года). После закрытия выставки ее территория использовалась населением города как парк, сохранялись и продолжали работать многие павильоны.

Открытие парка

В марте 1928 года Президиум Моссовета принял решение об устройстве на территории бывшей ВСХВ в Москве Парка культуры и отдыха. Была создана комиссия по строительству парка, в которую поступило множество предложений от трудящихся.

Одни выражали пожелание, чтобы парк был хорошо оборудован для отдыха, другие требовали "Больше музыки", третьи - "Даешь физкультуру!" Ход подготовки к открытию парка широко освещался в печати, особенно в московских газетах. Жители Москвы не только горячо обсуждали, каким будет парк, они сами его и создавали. На субботниках и воскресниках разбивали дорожки, утрамбовывали площадки, разбирали ненужные здания, выкорчевывали пни.

Главным архитектором будущего парка стал московский конструктивист Константин Мельников. Он создал планировку партера, в основном сохранившуюся до наших дней. Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время подготовки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектор И.В. Жолтовский.

В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором "архитектура формировалась струями самой воды". Фонтан по проекту Мельникова осуществлен не был, но в середине 1930−х годов на том же месте был сооружен иной по характеру фонтан архитектора А.В. Власова.

В парке появились: Ленинская площадь, ясли, аттракцион "Спиральный спуск", Детский городок, малый и большой театры и т.д. В Нескучном саду расположились: Военный городок (устроенный в Летнем домике); Симфоническая эстрада (между старыми усадебными парками Голицына и Орлова); в парке усадьбы Голицыных - "Уголок тишины" с аллеей гамаков; Ванный и Охотничий домики приспособили под размещение чайных-закусочных - "Поплавок" и "Самоварник". Южная часть Нескучного за Андреевским оврагом, была отведена Городку однодневного отдыха, который помимо жилого корпуса, включал собственный парк с развитой системой дорожек, газонов и клумб, физкультурные и танцевальные площадки, кино-музыкальную эстраду, читальню и аттракционы.

Парк открылся 12 августа 1928 года. Под заголовком "Открывается вход в парк культуры и отдыха" газета "Рабочая Москва" 11 августа 1928 года приглашала всех в парк: "Зав. парком тов. Лебедев сообщил нашему сотруднику, что парк открывается в воскресенье 12 августа в 12 часов дня. Вход в первый день будет бесплатный, а затем устанавливается плата в 10 копеек. Кроме того, выпускаются сезонные билеты за полтинник со дня сезона". В день открытия парк посетили более 100 тысяч человек со всего города.

Анна Лебедева

Сюжет: Во имя разума: столичные лекции и мастер-классы

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика