30 января 2017, 19:57

Ученые раскрыли тайну происхождения кислорода на поверхности Луны

Фото: m24.ru/Александр Горностаев

Покрывающие поверхность Луны молекулы кислорода были принесены сюда с Земли солнечным ветром, утверждается в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

К такому выводу пришли Кентаро Терада из университета Осаки (Япония) и его коллеги-астрономы, проанализировав данные, полученные японским лунным зондом "Кагуя" во время его работы на лунной орбите.

По словам ученых, в апреле 2008 года "Кагуя" оказался на прямой линии между Солнцем и Землей с одной стороны и Луной – с другой стороны. Благодаря уникальной позиции зонда, астрономы сумели обнаружить, что солнечный ветер – поток горячей плазмы, – "вырывает" и уносит из атмосферы Земли значительное количество ионов и молекул кислорода.

По мнению ученых, "тяжелый" кислород, который в избытке содержится в лунном грунте, был принесен туда солнечным ветром из атмосферы Земли. Все новые и новые молекулы кислорода попадают на Луну всякий раз, когда Земля встает на линии между Луной и Солнцем.

Как подсчитали авторы исследования, за более чем 4 миллиарда лет на Луну было перенесено около 106 миллионов тонн земного кислорода.

С недавних пор в ученой среде активно обсуждается гипотеза панспермии, согласно которой жизнь могла быть занесена на Землю или другие планеты из космоса. Эту идею выдвинул еще в 1903 году шведский ученый Сванте Аррениус. Однако, интерес у исследователей она вызвала лишь недавно, после того, как, в результате экспериментов на борту российских биоспутников серии "Бион-М", удалось доказать возможность выживания микробов при падении метеорита на Землю.

По мнению ученых, анализ залежей кислорода на Луне позволит найти ответы на вопросы о том, как была устроена атмосфера Земли в прошлом и как менялась концентрация кислорода в течение нескольких миллиардов лет.