26 августа, 2015

"Я выжил, чтобы снимать": Петру Тодоровскому исполнилось бы 90 лет

Поделиться в социальных сетях:

Фото: ТАСС/Георгий Сысоев

26 августа режиссеру Петру Тодоровскому исполнилось бы 90 лет. О трех фильмах, ставших визитной карточкой мастера – в материале m24.ru.

Война расколола жизнь Петра Тодоровского на "до" и "после". Пережитое им в эти годы, опыт выживания в чудовищных условиях, белой нитью проходит через все творчество режиссера. Война звучит в его картинах как неумолкающее эхо. Тодоровский видел многое. На его глазах умирали его товарищи. Дважды после ранений он оказывался в госпитале, и это была передышка от фронтовых ужасов. Тодоровский был контужен, как следствие – оглох на одно ухо. Но, как говорила его супруга Мира, война не ожесточила его. Наверно, потому что даже в самые страшные моменты своей фронтовой молодости умел оставаться человеком. Война воспитала его отношение к людям.

Среди всех своих работ режиссер особо выделял три фильма.

"Верность"

Свой первый фильм Тодоровский посвятил памяти погибшего от снайперской пули товарища. Произошло это в самом конце Великой отечественной войны. Дебютная работа, снятая на черно-белую пленку, получила приз за "Лучший дебют" на Венецианском кинофестивале 1965 года. Сценарий был создан Тодоровским в соавторстве с опальным в то время Булатом Окуджавой. Одесская студия трижды отказывалась принимать итог их совместной деятельности. Снимать не давали, и Тодоровский с женой и ребенком практически лишился средств к существованию.

Картина повествует о военных годах. Главный герой Юрий Никитин (Владимир Четвериков) после гибели отца становится курсантом пехотного училища. Вскоре его отправляют на фронт, но перед этим происходит его встреча с девушкой Зоей (Галина Польских). Фильм обрывается в тот момент, когда начинается атака советских войск.

"Военно-полевой роман"

Сценарий этого фильма тоже был создан самим Тодоровским. Киностудиям идеи режиссера не нравились – фильм о неустроенности никто не хотел пускать в производство. "Такое кино нам не нужно," – такой ответ Тодоровский не услышал только на Одесской киностудии. Фильм получил издевательский по меркам того времени бюджет – 380 тысяч рублей.

Премьера фильма состоялась в 1984 году в основной конкурсной программе 34-го Берлинского кинофестиваля. "Серебряный медведь" получила Инна Чурикова за лучшую женскую роль. Также кинокартина стала одним из номинантов на "Оскар" как "Лучший фильм на иностранном языке". Для актрисы Натальи Андрейченко образ Любочки Антиповой – самый яркий в творческой биографии. Удачей фильма стала и выразительная роль Николая Бурляева.

"Анкор, еще анкор!"

Этот фильм принадлежит к позднему периоду творчества Тодоровского. Многие отмечают, что в 90-х его сценарии стали жестче, гротескнее.

Лейтенант Полетаев – первая героическая роль Евгения Миронова. На тот момент актеру было чуть больше двадцати, он играл на сцене "Табакерки" в "Мифе о Дон Жуане" и постановке Владимира Машкова "Звездный час по местному времени". После кончины Петра Ефимовича Миронов говорил, что на Тодоровский стал для него такой же сильной личность, во многом определившей его дальнейшую актерскую судьбу, как и Олег Табаков в театре. На съемочной площадке Тодоровский был требователен, строг, но в жизни очень трогательно относился к своим артистам. Они отвечали ему взаимностью, переходили из картины в картину.

Фильм получил "Нику" на Всероссийском фестивале как "Лучший игровой фильм" (1992 год), на Всемирном фестивале в Токио в 1993 году награжден призом за лучший сценарий, главный приз присужден на "Кинотавре" (1993).

Сюжет: Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика