Москва 24

Общество

10 декабря 2016, 09:25

Дневник эпохи: о жизни советской молодежи из первых уст

Татьяна Попова из семьи военнослужащего – представитель поколения советской молодежи, выросшего на вере в светлое будущее и идеалах послевоенного времени. На протяжении своей юности наша героиня вела дневник, где фиксировались самые яркие впечатления и события насыщенной молодости. Записи, письма и рисунки прошлых лет Татьяна сохранила до сих пор и доверила их в руки корреспонденту m24.ru Маргарите Масловой, которая выяснила, чем жила советская молодежь, зачем люди ведут дневники, и стоит ли перелистывать обрывки прошлого.

Фото предоставлено героиней материала


– Почему вы решили вести дневник?

– В те времена многие вели дневник, это было модно. Я же вела потому, что дневник был моим другом – тем, кому можно излить душу. Дневник – это тот, кто тебя никогда не продаст и не предаст.

Первая запись в дневнике. Фото предоставлено героиней материала

– С какого момента вы начали вести дневник? Расскажите о вашем первом зафиксированном на бумаге воспоминании.

– Моя первая запись датирована 1965 годом. Тогда меня потрясло с виду не столь значительное, но для меня – действительно очень яркое событие. Это было в период майских праздников, когда мы с ребятами пошли на улицу, и вдруг резко пошел снег. Обычно весна наступала как положено, в мае уже все цвело – и тут снег! Это было очень красиво и необычно. Я была под таким сильным впечатлением, что это вдохновило меня на первые записи. Вы только представьте: красные флаги, природа просыпается, и вдруг хлопьями снег валит.

Мнение эксперта: Зачем нужен дневник

"Дневник структурирует мысли – он помогает человеку понять себя во многом за счет того, что в письменном виде свои проблемы можно изложить гораздо четче, чем в устной речи, где логическому построению фраз могут мешать эмоции. Как правило, люди начинают вести дневник в подростковом возрасте, потому что именно в этот период у человека просыпается самосознание – ребенок уже более-менее ознакомился с внешним миром и приступает к осознанию себя в нем.

Потребность себя понять – закономерность, и дневник в данном случае является отличным инструментом для рефлексии. Кроме того, это своего рода личная машина времени, позволяющая погрузиться в прошлое. В психотерапии даже существует метод лечения душевных расстройств путем ведения дневника. Это один из способов терапии при помощи творческого самовыражения, помогающий даже в клинических случаях"

Ольга Маслова
Доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН, кандидат психологических наук


– Какое воспоминание юности является для вас самым ярким, помимо красивого снега?

– Никогда не забуду землетрясение в Ташкенте. На дворе стоял 1966 год – тогда я была в пионерском лагере, как раз недалеко от места, где происходило это землетрясение. Этот случай я зафиксировала у себя в дневнике, но я не писала о том, как вся страна помогала республике в беде – это было само собой, тогда все люди помогали друг другу.

– Тогда о чем вы писали, когда были в пионерском лагере?

– Да просто о том, как мы отдыхали, будучи детьми, как пережидали восстановление после землетрясения и общались с девочкой из Ташкента, с которой я подружилась.

Рисунок из юности Татьяны. Фото предоставлено героиней материала

– Это была ваша подруга?

– Да, это была очень умная и интересная девчонка. Она была умницей: под ее руководством мы поставили пьесу "Золушка" – хорошая получилась сказка. Мы также общались с ее сестрой из младшего отряда.

– В своих дневниках вы делились переживаниями того времени. Можете охарактеризовать это время? Как вы оценивали ту эпоху, будучи представительницей молодежи?

– Тогда был какой-то подъем. Мы знали, что нас ждет в будущем, мы были строителями коммунизма. Знали, что нужно учиться и то, что мы обязательно куда-нибудь поступим, после чего гарантированно станем востребованными специалистами. У нас была стопроцентная уверенность в завтрашнем дне. Сегодня, к сожалению, такой уверенности у молодежи нет…

Комсомольская путевка. Фото предоставлено героиней материала

– Чем отличаются идеалы советской молодежи от нынешних? Во что вы верили?

– Наши идеалы были очень высокими. Мы верили, что построим необыкновенное общество и с каждым днем будем жить все лучше и лучше. Что каждый добьется того, чего он хочет…

– В итоге, эти ожидания оправдались?

– Можно сказать, что да. Каждый из нас добился того, чего хотел.

– Вы считаете это заслугой времени или личностных факторов?

– Безусловно, это заслуга времени. Хотя личные качества, конечно, тоже очень много значили. Сейчас же все направлено на зарабатывание денег. Уже маленькие детишки знают, что на все нужны финансовые средства. Они не стремятся к великим делам, а если и стремятся, то далеко не у всех есть возможность на самореализацию, потому что это дорого. В тот период можно было заниматься чем угодно абсолютно бесплатно – например, в доме пионеров. Сегодня же за все приходится платить.

Мнение эксперта: Разум и чувства на бумаге

"В человеческой психике выделяются два наиболее важных аспекта: аффект (эмоциональная составляющая) и интеллект. Дневник в этом плане выполняет сразу две функции: он помогает осознанию себя и одновременно позволяет сделать нашу эмоциональную составляющую более гармоничной.

К сожалению, в нашей жизни не всегда есть человек, с которым можно поделиться чем-то сокровенным, рассказать о своих проблемах или доверить тайну. В результате, многие начинают подавлять эти переживания в себе, что может привести к депрессии и другим расстройствам психики. Дневник же позволяет выплеснуть все накопившиеся эмоции – происходит так называемая канализация аффекта, после которой человеку становится легче"

Ольга Маслова
Доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН, кандидат психологических наук


– Тогда чего не хватает современной молодежи? Например, я отношусь к поколению 90-х, которое часто называют потерянным. Вы как человек, ощутивший резкую смену общественных идеалов, можете объяснить, в чем причина этой потерянности? Что утратилось с тех времен?

– Духовности не хватает. В настоящий момент я наблюдаю резкое падение нравов. Это можно определить по тому, какие фильмы сейчас показывают – там много насилия, они находятся в открытом доступе, и это могут увидеть абсолютно все, включая детей. Мне кажется, основная проблема поколения 90-х – это отсутствие веры в светлые идеалы.

Татьяна Попова. Фото предоставлено героиней материала

Татьяна Попова родилась в Лосиноостровском поселении, которое сейчас является одноименным районом на северо-востоке столицы. В школе была отличницей и большой энтузиасткой с множеством хобби. Музыка, танцы и фигурное катание – пожалуй, лишь малая часть из них. После окончания второго меда (теперь – РНИМУ имени Пирогова) Татьяна долгое время работала участковым врачом в одной из московских поликлиник.

Позже наша героиня родила двоих детей и уже сейчас, будучи в пенсионном возрасте, продолжает работать в ведомственной поликлинике Госнаркоконтроля. Она также продолжает активно заниматься спортом, баловать внуков и просто радоваться жизни.


– И что теперь делать? Как вернуть веру потерянному поколению?

– Нужно как-то развивать нашу духовную и физическую культуру. Мне нравится, что сейчас ввели нормативы по ГТО, в столице стали строить новые спортивные площадки, организовывать всевозможные бесплатные кружки и мастер-классы. Это здорово и, надеюсь, в будущем принесет свои плоды.

Фото предоставлено героиней материала

– И все-таки, ваш дневник – это больше хроника событий или переживаний?

– И то, и другое. В основном, конечно, я описывала события. Например, как проходили уроки или школьные вечера, как я поступала в институт, как меня приняли в комсомол. Как принимали в пионеры, к сожалению, не писала, но хотелось. При этом я не констатировала бытовые ежедневные события в духе "сегодня я встал, позавтракал и так далее". Все записи отображают самые яркие и интересные события моей жизни.

– Как менялись вы на протяжении времени ведения дневника?

– Менялись скорее мои взаимоотношения с окружающими. В юности мы тоже устраивали вечеринки. Я много писала про эти вечера, при этом всегда ждала чего-то большего от этих встреч, а получалось – как всегда (смеется). Очень часто мои ожидания не оправдывались. Жизненный опыт показал, что идеально никогда ничего не будет: что бы ты не делал. Всегда будут и довольные, и недовольные.

Мнение эксперта: дневник – лекарство от депрессии

"Ведение дневника может пойти на пользу людям, склонным к резким колебаниям настроения, или так называемой циклотимии. Подъем – спад, подъем – спад. Как правило, в фазе эмоционального подъема человек не нуждается в особой поддержке со стороны – он чувствует себя прекрасно и способен радоваться жизни. А вот, в депрессивной фазе ему необходима помощь.

Это свойственно многим творческим личностям. Например, Пушкин был циклотимиком и писал стихи – так он фиксировал свои эмоции на бумаге. Похожую функцию выполняет и дневник, как свидетельство того, что плохое настроение у человека было – да, но прошло. Вот так вот просто – было и прошло.

И каждый раз, когда человек возвращается к дневнику, будучи в плохом настроении, он вспоминает, что такое состояние уже случалось с ним неоднократно, а потом проходило – значит, и на сей раз скоро пройдет"

Ольга Маслова
Доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН, кандидат психологических наук


– Как отдыхала советская молодежь?

– Очень активно. Мы то и дело организовывали различные огоньки, концерты или КВНы. В то время была очень развита самодеятельность. У нас был хор, мы вообще любили петь и знали очень много песен. Мы ходили на танцы. С возрастом я открыла для себя забавную вещь: что тогда, что сейчас, мальчишки не очень любили танцевать – друг с другом танцевали девочки, а мальчики стояли у стенки.

– В таком случае, с чем связаны ваши разочарования? Пока вы описываете достаточно позитивную картину.

– Все очень просто на самом деле. На вечеринку кто-то может не прийти, кто-то – подвести и не выполнить обещание. Или, например, когда тебе мальчик нравится, а ты стоишь, дрожишь и ждешь, когда он пригласит тебя на танец. В итоге, вместо этого он приглашает другую девочку, и ты расстраиваешься. Тогда я очень сильно переживала из-за таких, казалось бы, мелочей, и настроение, конечно, портилось.

Фото предоставлено героиней материала

– Вы упомянули про романтику на танцплощадке – это так мило и грустно одновременно. Многие считают, что подобные отношения остались в ХХ веке. Вы можете с этим согласиться?

– Мне кажется, тогда отношения между мужчиной и женщиной были более чистыми. Это касалось не только молодых парочек, но и взрослых людей – как говорится, до свадьбы "ни-ни". Хотя, были девочки, которые беременели в старших классах школы, но, как правило, это порицалось. Так или иначе мы писали друг другу любовные записки, сочиняли стихи... могли долгое время просто ходить за ручку и наслаждаться. Сегодня все гораздо проще.

Любовная записка. Фото предоставлено героиней материала

– В таком случае, что, по-вашему, лучше: сдерживать свои порывы, но вести себя правильно, или дать волю желаниям, но быть осужденным с точки зрения общепринятых норм?

– Сложный вопрос на самом деле… может быть, второй вариант даже и лучше, потому что в этом случае человек сам решает свою судьбу. Я считаю, что в первую очередь нужно заниматься самовоспитанием и воспитанием своих детей, чтобы дети все знали и все умели. Тогда, возможно, они будут счастливыми. Мы жили по принципу "надо – не надо", "правильно – не правильно". Сегодня правильным считается то, чего ты хочешь сам. Главное, чтобы человек действительно осознавал, что ему нужно в данный момент, а не слепо следовал за толпой а-ля "все курят, и я курю".

– В советские времена было больше развито коллективное мышление, сегодня мы живем в эпоху индивидуалистов. Вы застали оба периода. Можете сказать, что из этого ближе вам?

– Во всем должна быть золотая середина. Нельзя быть эгоистом, но и чрезмерный альтруизм тоже ни к чему хорошему не приведет. В противном случае можно потерять близких, здоровье и себя. Здесь нужно балансировать.

Фото предоставлено героиней материала

– Бывали ли моменты, когда приходилось идти против себя во имя коллектива? Описаны ли в вашем дневнике случаи, подкрепляющие эту мысль?

– Да. На уроках обществознания мы часто рассуждали о том, каким должен быть человек коммунистического общества – разносторонне развитым и совершенным. У такого человека все должно быть, как надо: как физически он должен быть крепким и красивым, так и в голове у него должен быть порядок. Однажды, во время подготовки к экзаменам, уроки физкультуры в школе решили временно заменить на русский язык. И тогда мы взбунтовались, потому что все любили физкультуру – мы сорвали подготовку к экзамену и вместо урока пошли гулять в лес.

Я была целиком и полностью с коллективом, и когда нам устроили комсомольское собрание, я была единственным учеником в классе, который встал и выступил против. Я просто заявила: "вы же сами рассказывали про гармонично развитого человека, так почему же вы хотите развивать наши интеллектуальные способности в ущерб физическому здоровью?". Одноклассники меня тогда не поддержали, а учительница – не простила, и я не получила медаль, на которую шла. Зато отстояла принципы коллектива.

Отрывок из дневника. Фото предоставлено героиней материала

– Продолжаете ли вы вести дневник до сих пор?

– Нет, уже нет времени на это. Хотя иногда я вижу что-то интересное вокруг и думаю, а не записать ли мне это в тетрадь? Но в целом, я прекратила это делать, поступив в мединститут. Потом работа, бытовые заботы и так далее... словом, просто появилось много дел, и было уже не до записочек.

– А старые свои записи сейчас перечитываете?

– Да, но сейчас они мне кажутся такими примитивными…

Отрывок из дневника. Фото предоставлено героиней материала

– И как вы оцениваете записи своей юности с высоты достаточно зрелого возраста?

– Могу сказать, что все проблемы остаются теми же. Сейчас я смотрю, как мои дети и внуки учатся взрослеть и вижу, что в принципе они сталкиваются с теми же трудностями, что и я когда-то. Несмотря на все вышесказанное хочу отметить, что я считаю нынешнее поколение более продвинутым, чем наше. Порой перечитываю свои пятерочные сочинения и понимаю, что мои дети и внуки писали их гораздо глубже, хоть и получали за это тройки-четверки. А следующее поколение наверняка будет еще более смышленым.

– Как вы думаете, с чем связана такая осведомленность среди современных детей?

– Мир развивается, и наука не стоит на месте. С теми знаниями, которые когда-то давали нам, нынешние дети бы ничего не достигли в современном мире. У нас не было компьютеров – про них нам говорили лишь на заключительной актовой лекции в институте. Помню, ректор рассказывал, что скоро появятся умные маленькие устройства, и любую информацию можно будет получить одним нажатием кнопки. Тогда это звучало как что-то фантастическое, учитывая уже существовавшие на тот момент ЭВМ размером с комнату. В то время я читала фантастику и сейчас понимаю, что Иван Ефремов (писатель-фантаст – m24.ru) был прав.

Татьяна Попова в молодости. Фото предоставлено героиней материала

– Когда вы перечитываете свои старые записи, не боитесь, что ностальгия затянет в прошлое и помешает жить настоящим?

– Нет. Я считаю, что все зависит от твоего отношения к этому прошлому. Жить прошлым нельзя, но и забывать его тоже не стоит. Без прошлого нет будущего, и если ты не знаешь, по крайней мере, историю своей жизни, вряд ли получится трезво смотреть вперед. Прошлое – это время, когда проходило становление меня. Дневник же помогает лучше проанализировать человеческую психологию и понять свои ошибки, чтобы не допускать их вновь. Кроме того, дневник – мостик между прошлым и настоящим. Со временем очень многое стирается из памяти, в то время как старые записи позволяют эти воспоминания освежить – и я считаю, что это здорово! Особенно, если эти воспоминания приятные.

Татьяна Попова в наши дни. Фото предоставлено героиней материала


Маргарита Маслова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать