24 мая, 2017

Дорожные войны: ученики и наставники

Поделиться в социальных сетях:

Очередная авария на Минском шоссе с участием мощного спорткара снова унесла жизни двух человек. К сожалению, это очередное ДТП стало печальным продолжением темы "Лихачи и дороги", которую я поднимал совсем недавно. Я снова подумал об этом банальном доколе. Так что же, наконец, должно измениться в нашем законодательстве, в ПДД или в головах водителей, чтобы выезжать на наши дороги стало менее опасно и рискованно? И тут я вспомнил слова одного бывалого водителя, которые были сказаны мне еще лет двадцать назад…

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

Помню, в конце девяностых в гаражах, где по выходным, так сказать, по традиции собирались местные автолюбители, чтобы не только подлатать свои авто, но и пообщаться, а также непременно выпить, мне было безумно интересно слушать вечерние байки. И ведь действительно, чего только не услышишь и не узнаешь в этих промасленных стенах: и про горе-шоферов, и про курьезные поломки двигателей, и про опасные ситуации на трассе со счастливым исходом, и про дураков на дорогах, и т. д.

Ну и разумеется, куда без обмена житейским опытом: про стервозных жен, детей-неучей, про мучительные болячки, но удивительно простые способы их лечения в домашних условиях. Да, в те времена, если кто-то имел "пропуск" в гараж местного автомобильного гуру, то человек этот мог прийти туда с любым жизненно важным волнующим его вопросом и получить на него четкий ответ с подробными инструкциями "что делать" и "как жить дальше".

На тот момент я только приобрел свою первую "девятку", которую в те годы должен был иметь любой уважающий себя молодой парень. И естественно, она была не новая. И естественно, несмотря на то, что внешне машина смотрелась очень эффектно, она требовала постоянного ремонта. Именно поэтому в гараже Саныча – местного мастера на все руки и по всем автомобилям – я имел постоянную почетную прописку. Конечно, во время вечерних бесед, когда Саныч уже завершал свои основные дневные работы, а гости расставляли рюмки на капоте очередного зависшего над ямой авто, я всегда как-то больше слушал, а не рассказывал. Оно и понятно: по причине своей молодости и отсутствия серьезного как жизненного, так и автомобильного опыта я не мог быть в числе первых рассказчиков.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Так вот однажды один из присутствовавших на той традиционной гаражной вечере в красках поведал нам о страшном ДТП, случившемся прямо у него на глазах. Авария была и вправду ужасная. По его словам, к несчастью, машины были просто забиты людьми. Погибли не только все взрослые, но и дети, вылетавшие при столкновении машин "как куклы из окон"… Отлично помню, что в гараже после изложения подробностей этого ДТП долгое время царила гробовая тишина. Затем все наши "эксперты" начали разбирать ту дорожную обстановку, моделировать причины произошедшего: кто чего нарушил, а кто чего недоглядел и прочее. За минут десять, естественно, вердикт был вынесен. Оба водителя нарушили ПДД и прочее. Один на бешеной скорости пересекал перекресток на желтый-красный, желая успеть. А другой на желтом-зеленом рванул чуть раньше времени, не убедившись в безопасности своего маневра. Вот вам и смертельный итог…

Ferrari врезался в буксировочный трос между двумя машинами. От удара трос разорвало, и один из автомобилей по инерции вылетел с дороги и загорелся. В результате ДТП погибли два человека.


По официальным данным, водитель Ferrari правила не нарушал. Однако появились свидетели, которые утверждают, что спорткар мчался со скоростью около 200 километров в час.


И все же несмотря на то, что вроде бы детали той аварии были установлены, а "знатоки" дорожных дел ходили по гаражу с важным видом от собственной рассудительности, я чувствовал, что есть какая-то недосказанность, что ли… А потому мой робкий вопрос, который я задал, лишь подогрел атмосферу в прокуренной автомастерской. Я просто спросил: "Куда люди смотрят? Отчего такое случается?" Понятно, наши "эксперты" стали мне снова объяснять про ту ситуацию, мол, невнимательность, превышение скорости и прочее. В общем, "никто не хотел умирать, но так получилось". Однако один из гостей, который был старше меня лет на пятнадцать, очень тонко и верно ответил мне: "На себя они смотрят. Собой любуются, а потому никого не замечают вокруг. Пока не будет уважения к другим, ничего не изменишь…" Незнакомый мне мужчина говорил всем про уважение и вежливость, а точнее про их отсутствие на наших дорогах. Но гаражная компания как-то снова переключилась на подробности неумелого маневрирования водителей и разбор полетов тех вдребезги разбившихся машин.

Почему-то я больше никогда не встречался с этим человеком. Однако его фраза как-то вот запала в мою душу и надолго отложилась в памяти... Более того, имея страсть к быстрому передвижению на дорогах, я и сейчас помню его мнение, а потому, прежде чем совершить тот или иной маневр, стараюсь следовать правилу: "Ты можешь ехать быстрее остальных, но всегда уважай других участников движения. Помни, они могут просто не успеть тебя заметить".

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

И вот совсем недавно со мной на трассе произошел такой случай. Я въехал в населенный пункт с небольшим превышением скорости. Изгиб деревенской дороги не позволял мне просматривать дорогу на несколько километров вперед. И тут из-за открывшегося поворота впереди меня, следуя в моем направлении, нарисовалась новенькая "Тойота Камри", ехавшая очень неспешно. Естественно, я просто по инерции сблизился с ней, подкравшись к ее корме. Как я понял, это не очень понравилось водителю машины премиум-класса, ведь он резко нажал на тормоз, намекая на то, что я должен срочно увеличить дистанцию!

Все бы хорошо, но большие внедорожники резко останавливаться просто не умеют. Я приложил максимум усилий, чтобы не проглотить джипом эту пафосную машинку. Однако незначительное касание все же произошло. Мы остановились. Из машины выбежал человек и стал размахивать корочками полицейского. Начал меня пугать всевозможными катастрофическими для меня последствиями. "Не подстава ли это", – подумал я. Разгневанный водитель тут же было стал набирать номер ГИБДД. Он утверждал, что виновником аварии признают меня, так как я, дескать, не соблюдал дистанцию. Я же указал ему на видеорегистратор, установленный в моей машине, который четко зафиксировал всю действительность произошедших событий. Пыл человека поутих. Он понемногу стал сознавать, что намеренно создал аварийную ситуацию и попал в кадр. Осматривая свою машину, он уже убрал свой телефон в карман и другим тоном спросил: "Ну что, командир, как договариваться будем?"

[URLEXTERNAL=http://pravila.m24.ru//site/SeeInstruction/302]Как правильно действовать при ДТП[/URLEXTERNAL]


Я ответил, что мне договариваться с ним не о чем. Ведь никаких вмятин ни у меня, ни у него не было. А вот он вел себя крайне идиотски и по-хамски, пытаясь меня проучить или научить "хорошим манерам". Затем неизвестный заявил, что мое лицо ему вроде как до боли знакомо. Вскоре разговор принял и вовсе дружеский характер и мы оба силились вспомнить, где могли видеть друг друга. Личность моего оппонента мне тоже уже казалась знакомой. После того как выяснилось, что мы оба местные, мы решили, что могли видеться... в гараже у того самого Саныча! Как раз лет 15–20 назад! Каково же было мое изумление, когда я разглядел в этом человеке именно того "праведного старца", который в тот вечер произнес очень правильные слова про самолюбование на дорогах!

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Несмотря на то что еще десять минут назад могло случиться серьезное ДТП, мы шутили и смеялись. Мы вновь стали людьми… Мы обменялись телефонами, чтобы встретиться и вспомнить те ушедшие времена. Помянуть покойного Саныча. В общем, поговорить… Однако я очень хочу задать своему давнему знакомому еще пару вопросов. А именно: что же заставляет нас нередко говорить красивые слова за столом в компании и становиться совсем другими, усаживаясь за руль, превращаться в непримиримых агрессоров, ожидающих внезапной провокации, стараться ни в коем случае никому не уступать дорогу, поменяв свой автомобиль на более дорогой?

Что вообще стало с нашими вчерашними наставниками, которые сегодня сами превратились в эдаких сорванцов-разгильдяев, позабывших о нормах морали, об этике на дороге и автомобильном братстве в целом? Неужели пример плохих учеников стал настолько заразительным, что они и сами наплевали на то самое уважение, в котором видели единственную возможность недопущения страшных ДТП? Кто кого, а главное, какими способами сегодня учит на дороге? Неужели эти методы гуманны по своей сути?

В общем, печально. Тенденции агрессии и нетерпимости на отечественных дорогах принимают небывалый и ужасающий оборот. Вот и мне, дабы не попасть впросак, чтобы защитить себя и свою семью, пришлось покупать видеорегистратор, иметь в машине перцовый баллончик и даже бейсбольную биту. А ведь куда проще иной раз вооружиться всего лишь улыбкой, лишний раз извиниться, моргнуть аварийкой из-за того, что кого-то не заметил, уступить дорогу… и не обязательно дураку, а человеку, который просто торопится. Может быть, оказавшись в своей любимой роскошной машине, всем нам прежде всего надлежит оставаться людьми, а не теми автолюбителями, которые любят и ценят себя и свое авто больше, нежели чью-то чужую жизнь.

Как выяснилось на моем примере, это не так сложно. Иногда на трассе можно просто поговорить… Не по-мужски, а по душам…

Игорь Швыткин

Сюжет: Игорь Швыткин – о том, как обезопасить свою жизнь в мегаполисе

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика