Москва 24

Культура

29 июля 2013, 16:13

Музей кино: как создавалось первое в мире кинохранилище

Фото: ИТАР-ТАСС

В скором времени Государственынй Музей кино может обрести собственную крышу над головой. В качестве возможных территорий под строительство хранилища рассматривают участок в Зарядье и в парке искусств "Музеон".

М24.RU расскажет, как создавался самый первый в мире музей киноискусства.

Отечественные кинематографисты мечтали о собственном Музее кино еще с дореволюционных времен. При этом наша страна одна из первых в мире выдвинула идею систематизированного хранения памятников киноискусства. Однако строительство нового культурного учреждения пришлось отложить – помешали революционные волнения. Планы по созданию музея вновь возникли в 20-е годы.

Тогда киновед и профессор Григорий Болтянский принялся собирать первую коллекцию: декорации, костюмы, киноаппараты, сценарии.

Просуществовал музей недолго, так как в 1932-м году Сталин отдал распоряжение о его закрытии. Коллекции частично разместили во ВГИКе, что-то сотрудники забрали с собой, но львиная доля фондов бесследно пропала.

"В 1947 году Эйзенштейн обратился к правительству с просьбой о создании научно-исследовательского сектора кино, профессионального киноархива и Музея кино", - рассказал директор Государственного центрального музея кино и Эйзенштейн-центра Наум Клейман.

Стараниями Эйзенштейна появился Госфильм, но возрождать музей пока не торопились. И лишь в 1965 году была создана музейная комиссия, которая добилась начала строительства киноцентра на Красной Пресне, где планировали оборудовать музей и кинолекторий.

"Во всех республиках были свои киностудии и там предполагалось создать 17 филиалов, а центральный музей построить в Москве. Систему начали создавать за счет средств Союза кинематографистов. Государство помогало деньгами и оборудованием", - рассказывает Наум Клейман.

Фото: М24

Киноцентр строили без малого 18 лет. Проект претерпел множество изменений, а в итоге, по словам Клеймана, посетителям представили бюрократическое здание со множеством кабинетов для начальников. Под музей выделили лишь несколько комнат.

"На полтора года меня уговорили стать директором музея, обещая потом найти профессионального музейщика-управленца. И в 1985-м году мы начали собирать фонды буквально с нуля. Причем большинство фондов долгое время покупалось за счет государства", - добавляет Клейман.


Проблемы у музея начались во времена перестройки, когда бывшее руководство киноцентра решило приватизировать здание на Красной Пресне. В результате Союз кинематографистов начал судиться с представителями акционерного общества, а работники Музея кино обратились за помощью в министерство культуры.

"Была создана некоммерческая просветительская музейная организация, сочетающая общественные и государственные интересы, - вспоминает Клейман. – Примерно 60 процентов поступлений в кассу музея осуществлялось за счет продажи билетов. На то время у нас были самые дешевые билеты – 50 рублей. Каждый вечер к нам приходило от 300 до 500 зрителей. Жаловаться было не на что".

Но в 2001 году существование хранилища киноэкспонатов снова оказалось под угрозой. Акционеры вновь потребовали, чтобы музейщики освободили помещения. На тот момент в фондах музея насчитывалось более 60 тысяч экспонатов – весьма солидная коллекция. И снова на помощь пришли чиновники – Музей кино стал государственной структурой. А в 2005 году Союз кинематографистов выиграл суд и отстоял право владения зданием.
В течение последних восьми лет Музей кино временно базируется на территории Мосфильма. Коммунальные расходы и зарплату сотрудникам выплачиват министерство культуры.

Фото: М24

Сейчас учреждение под руководством Наума Клеймана сотрудничает с ЦДХ, Третьяковской галереей и кинотеатром "Пионер", на площадках которых организуются совместные выставки.

При этом активно обсуждается вопрос выделения площадки под строительство полноценного кинохранилища. В частности, рассматривается возможность строительства музея в Зарядье, где предлагают обустроить целый кинопарк. Еще один вариант – территория возле Третьяковской галереи и место, где сейчас находится летнее здание Центра современной культуры "Гараж" в Парке Горького.

Также власти предлагают использовать корпуса в промзонах, однако, по словам Клеймана, в таком случае "будет дороже приспособить здание и обеспечить технологическую эффективность".

Напомним, на прошлой неделе министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что окончательный выбор площадки под музей во многом зависит от помощи московского правительства. Он подчеркнул, что размещать подобное учреждение на окраине города бессмысленно, так как музей должен привлекать туристов, и лучше приспособить для этих целей старое здание, чем строить новое.

Добавим, что на днях с Клейманом был заключен новый контракт на управление Музеем кино. Пост директора Наум Ихильевич будет занимать в течение года.

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать