Москва 24

Город

20 июня, 2017

Digital-антропология и репосты. Эксперты обсудили благоустройство столичных улиц

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

В понедельник, 19 июня, на базе института "Стрелка" прошла дискуссия об эффектах благоустройства и реакции на изменения в городской архитектуре самих горожан. Эксперты обсуждали опыт благоустройства в других странах и рассуждали о том, как можно вычислить рост популярности улицы с помощью фотографий и комментариев в социальных сетях, а также об экономических и визуальных эффектах, которые становятся заметны после окончания работ.


Директор департамента городской экономики КБ "Стрелка" Елена Короткова рассказала на наглядных примерах, что эффект от благоустройства городской улицы не всегда очевиден, и чтобы его понять – могут потребоваться годы. Кроме того, она добавила, что критики всегда будет больше, чем положительных отзывов после проведения работ. Она обратила внимание на две аналогичные улицы, с той лишь разницей, что одна находится внутри коттеджного поселка, а другая – городская.

"В общем-то объем работы по благоустройству и той, и другой улиц – одинаковый. Однако при благоустройстве улицы коттеджного поселка, застройщик смотрит план и понимает, что если он потратит эти деньги – его дома купят. И покупатели обращают внимание на улицу и, в том числе, покупают ее тоже. В городе этот товар не покупается. И получить за него деньги также невозможно. Благоустройство не имеет быстрого и понятного результата в финансовом выражении. Это кроссовки можно произвести за пять рублей, чтобы потом продать за семь – выгода понятна. В случае с городом не всегда понятно, как это все выразить",  – сказала она.


Один из методов оценки – гедонистический: насколько вырастет цена недвижимости в благоустроенном районе? Однако и здесь корреляция не всегда столь очевидна. Так, проведенные в США исследования показывают, что в доме, где озеленение на 10 процентов проводилось в радиусе 100 метров вокруг, повысило стоимость дома на 0,47 процента. При этом, озеленение на 10 процентов в радиусе 200 метров вокруг здания также повысило его стоимость, но 0,28 процента.

Еще один метод – спрашивать у людей, как далеко они готовы ехать до благоустроенной территории. Также можно узнать, сколько сами жители готовы потратить своих денег на обустройство территории в своем дворе. Правда, отметила эксперт, попытка сделать такую оценку – это попытка превратить в цену то, что не очень оценивается через деньги.

"Никто не оценивает эффект озеленения на следующий год, подсчет начинается от 10 лет"

Какие выгоды получает город после благоустройства? Это экономия энергии, повышение качества воздуха, сокращение CO2 и негативных последствий от ураганов и ливней, а также повышение стоимости недвижимости. В издержки входит посадка растений, их последующая обработка, обрезка, полив, административные работы, ремонт покрытия вокруг деревьев.

"Никто не оценивает эффект озеленения на следующий год, начинается подсчет от 10 лет, когда можно понять, сколько было потрачено за это время и получено", – продолжила Короткова.

По данным исследований, проведенных в Нью-Йорке, на каждый доллар, потраченный на благоустройство улиц, каждый житель получает в перспективе выгоду 5,8 доллара.

Департамент транспорта в Нью-Йорке, который также занимается улучшением городских улиц, за четыре года привел в порядок семь улиц. Итоги реализации: на благоустроенных улицах через три года после завершения работ средний ежегодный рост продаж составил 36 процентов. Средний показатель в соответствующих районах составил 28 процентов.


Заместитель директора Центра городской антропологии КБ "Стрелка" Дарья Радченко рассказала о том, как можно исследовать и применять на практике данные из социальных сетей при анализе городских улиц. С помощью опубликованных фотографий, постов, лайков и репостов в соцсетях, социологи определяют любимые городские маршруты, самое востребованное время определенной территории, ее престижность, с каким месседжем люди связывают ее. Соцсети также позволяют посмотреть самые популярные точки притяжения на карте, в основном это набережные, парки и торговые центры.

"Центр городской антропологии занимается в самом общем виде тем, чем живут на самом деле горожане: что им важно, нужно, что они делают в городе и что хотели бы делать. С точки зрения пользования городскими пространствами: улицами, площадями, парками и так далее. В том числе, мы занимаемся digital-антропологией (изучение взаимодействия человека и цифровых технологий – m24.ru) – исследованием следов, которые все мы оставляем в интернете: тексты, фотографии, лайки, теги, репосты и так далее", – пояснила эксперт.

Центр антропологии также проводит и более традиционные опросы и интервью. Правда, когда человек общается с исследователем, он не всегда говорит объективно – иногда ему хочется показаться лучше, серьезнее. Исследуя социальные сети можно увидеть более объективную картинку.

"Репостят чаще всего тексты с проблемами информирования"

"Мы провели исследование в Facebook, на что жалуются люди, говоря о благоустройстве. Большее количество постов – это критика конкретных результатов благоустройства 2015 года – 29 процентов. На втором месте – пользование городом во время работ – 21 процент, на третьем – расход бюджета. При этом репостят чаще всего тексты с проблемами информирования и непонимание самого процесса благоустройства",  – рассказала Радченко.

По ночным фотографиям можно узнать, насколько безопасна эта улица. Ведь человек фотографируются в темноте только в случае, когда для этого есть достаточное освещение, когда человек чувствует себя в безопасности и когда на этой улице есть что-то интересное в темное время суток. Чем выше количество таких вечерних фотографий – тем выше безопасность, и это является показателем здоровья среды. Еще один показатель – содержание фотографии. Чем ниже доля фотографий с портретами людей – тем хуже территория вокруг. Крупные селфи, когда лицо занимает большую часть изображения, также не очень хороший показатель, считает директор Центра городской антропологии.

"Еще мы смотрим, что люди делают в городе на практике. Например, есть две московские набережные, расположенные параллельно друг другу. Краснопресненская набережная – это набережная здорового человека, где, судя по фотографиям, люди предпочитают бегать, кататься на велосипеде, самокате и роликах. С другой стороны, набережная Тараса Шевченко – это набережная курильщика. Туда в основном приезжают выпить, сделать шашлык, покурить кальян и так далее", – продолжила она.

Радченко также привела в пример исследования фотографий на Неглинной и Пушечной улицах до и после благоустройства.

"Сравнение пользовательских фотографий – их видно невооруженным взглядом. На Неглинной количество фотографий выросло на 142 процентов (при этом большинство фотографий в 2015 году было сделано в одно время – пока проходил фестиваль), на пушечной рост составил на 321 процент",  – сказала она. Эксперт добавила, что такой метод исследования полностью отсекает тех, кто не пользуется социальными сетями – это также необходимо учитывать.

Заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики Алексей Белянин во время своего выступлении заметил, что люди никогда не делают того, чего они не хотят, и наоборот. Она также рассказал, как лаборатория вычисляла настроение граждан в 2014–2015 году по эмодзи в комментариях, опубликованных в соцсетях. Они сопоставили фотографии и сообщения с показателями Яндекс.Пробок. Соответственно, когда пробок было мало, плохих высказываний также было немного, и наоборот.

Фотограф, автор проекта "Русский палимсест" Максим Шер рассказал о своей работе. В течение семи лет он ездил по российским городам и собирал каталог архетипов постсоветского обитаемого пространства.

"К картинкам нет подписей, потому что они делались во многих-многих городах (больше 70), и задача была искать и фиксировать в них то, что можно встретить где угодно на территории постсоветского пространства. Нам всем до боли знаком каждый подобный пейзаж. Это все какие-то типичные постройки, места – их можно встретить где угодно. Часто возникают споры, откуда эта фотография. Там также есть некоторые интерьеры. Я снимал повседневность – то что между русской деревней и московской роскошью. Наша повседневность лишена какой бы то ни было идентичности. Но на мой взгляд повседневность и показывает о том, как устроено общество", – рассказал он.

В начале этого года в институте "Стрелка" стартовал новый образовательный онлайн-курс "Как создать успешное общественное пространство". Курс предназначен для тех, кто не равнодушен к своему городу и у кого есть идеи, как сделать его лучше и интереснее. В шести уроках кратко изложены базовые понятия, которыми должен владеть начинающий "предприниматель". На примере 30 успешных проектов создания общественных пространств в городах России преподаватели школы объясняют, почему то или иное преобразование стало возможно, и почему какую-то инициативу получилось претворить в жизнь.
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика