Новости

Новости

04 декабря 2015, 14:30

Культура

Фильмы недели: реванш иммигранта, триумф Спилберга и Новый год русского человека

Фото: imdb.com

На этой неделе начинаем заблаговременное празднование Нового года – комедией прежде очень мрачного Василия Сигарева. Или не начинаем: остальные фильмы недели, скорее, настраивают на философско-пессимистический лад. Обладатель каннского золота про бойца тамильского сопротивления, бежавшего с фальшивыми женой и дочкой во Францию, чтобы устроиться там униженным дворников в пригороде Парижа – но только до первой крови. Медленная и невозмутимая английская драма о том, как скелеты (буквально) прошлого вдруг начинают разрушать полувековой брак. И шпионский триллер Спилберга, в котором за вечным официозным оптимизм и верой в свободу и демократию довольно внятно чернеет циничный и несвободный ландшафт Холодной войны.

Страна Оз

Накануне Нового года Светка Шабадинова (Яна Троянова) приехала из Малой Ляли в Екатеринбург к сестре и устроилась продавцом в палатку. Сестру сбросил с балкона любовник-грек, и та сломала копчик. А Светка все не может попасть на смену в ларек – загадочная улица Торфорезов никак не находится, и бедная Шабадинова с прибившейся к ней собачкой Зюзей бродит, хлопая глазами, по темным улицам Ебурга, встречая странных и удивительных людей: весельчака без мозгов (Гоша Куценко), интеллигента без волос, но с гитарой и разгневанной женой, мэра Ройзмана, водителя под бутиратом (так в титрах; водителя играет Евгений Цыганов), злых разбойников-геймеров и прочих обитателей земли русской. Лучшая отечественная комедия этого года (впрочем, впереди еще "Самый лучший день" Жоры Крыжовникова) снята в простецкой эстетике Youtube-ролика ( некоторые сюжеты буквально украдены из интернета), богато украшена фотошопом и фейерверками, а также приправлена фекальной тематикой – так режиссер Сигаерев отдает дань уважения земляку, екатеринбургскому Сорокину Андрею Ильенкову.

Василий Сигарев. Фото: facebook.com/pages/Сигарев-Василий-Владимирович

Дипан

А вот победитель Каннского фестиваля, то есть, формально самый главный фильм этого года. Впрочем, ничто в "Дипане" не выдает претензий на какое-то особое величие: ни тема (несколько условное живописание тягот иммигрантов из Третьего мира в совсем неспокойной и небезопасной Европе), ни ее исполнение (история того, как тамильский боевик с фальшивой семьей удирает от гражданской войны на Шри-Ланке, чтобы столкнуться с тем же самым в пригородах Парижа, рассказана вполне традиционным, мейнстримным языком). В чем же достоинство этого фильма, ровного, как стол, и не нуждающегося ни в каких мудреных киноведческих трактовках? Оно как раз в этой новой простоте, которая требует от режиссера высочайшего мастерства и убедительности. В "Дипане" хватает заноз и мелких огрехов; иногда чувство реализма подводит режиссера Одияра, время от времени превращающего своего героя из живого человека в персонажа гуманистического плаката. Но спустя пять минут ты снова безоговорочно веришь в гнев и ярость тамильского воина, который отбрасывает веник и грабли и практически голыми руками крушит парижское предместье, будто разгневанный слон из собственного сна. Война, один раз поселившись в человеке, уже никогда не уходит, говорит нам Одияр. Она лишь может впасть в спячку, чтобы потом снова застлать глаза кровавой пеленой и подвести все сложные нюансы жизни под один простой знаменатель насилия.

Фото: imdb.com

Мост шпионов

Что может быть менее оптимистичным, чем атмосфера начала Холодной войны с ее шпионской паранойей и всеобщим ожиданием ядерной атаки? Наверное, только Холокост, впрочем, и на эту тему нашелся свой Нанни Моретти, способный рассмотреть красоты жизни даже в тусклом пламени крематориев. Что уж говорить о Стивене Спилберге и братьях Коэнах, написавших сценарий этого фильма об обмене шпионами между Америкой и СССР в 1962-м!

Итак, на мосту, соединяющем ГДР и ФРГ, планируется размен советского "крота" Рудольфа Абеля на Гарри Пауэрса, пилота американского самолета-шпиона(причем Штаты хотят еще сторговать студента Фредерика Прайора, по ошибке арестованного в Восточном Берлине). Каждой стороне, в общем, плевать на агентов – тут главное вызволить своего до того, как он раскололся на допросе, и аналитики из центров сидят и гадают, сколько информации пленный уже успел слить врагу. Судьба несчастного студента Прайора тоже не волнует никого, кроме гражданского юриста Джеймса Донована (Том Хэнкс), ведущего торг с американской стороны. Донован – единственный, кто искренне пытается применить понятия закона и справедливости в заведомо грязной шпионской игре.

Как водится у Спилберга, все приметы исторической эпохи тут воспроизведены досконально (включая и смешные олдскульные шпионские штуки), напряжение нагнетается и безо всякой тревожной музыки (хотя музыка тут тоже играет вовсю). А уж когда Хэнкс начинает толкать возвышенные монологи про американскую конституцию, то всякий (американский) зритель начинает рыдать от восторга и умиления. А как же наша тогдашняя, великая социалистическая сказка образца 1936-го года? Обидно, да!

Фото: imdb.com

45 лет

Тонкая, возможно, даже слишком, драма для взрослых. Точнее, для очень взрослых: только тот, кто прожил в крепком браке полвека, сможет уловить легкую тень катастрофы, наползающей на непоколебимый союз ироничной и бодрой Кейт Мерсер (Шарлотта Рэмплинг) и ее немного уже выживающего из ума супруга Джеффа (Том Кортни), когда в далеких Альпах вдруг показывается из под снега лицо предыдущей возлюбленной – а может, даже и жены – Джеффа, сорвавшейся 50 лет назад в пропасть и идеально сохранившейся в толще ледника. И все это – как раз накануне празднование 45-летия свадьбы Мерсеров.

Фото: imdb.com

Василий Корецкий

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика