Москва 24

Свежий воздух

19 июля 2013, 15:00

Музей В.В. Маяковского: триумф и трагедия певца революции

Владимир Маяковский. Фото: ИТАР-ТАСС

19 июля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советского поэта, певца революции, бунтаря и хулигана Владимира Владимировича Маяковского. В этот день в столице ожидается множество торжественных мероприятий, часть из которых пройдет в Государственном музее В.В. Маяковского – месте, отрицающем не только музейные каноны, но и любые логические рамки.

Где еще посетитель сможет увидеть застывшие в падении стулья, разбросанные по полу ядра и куски колонн, свисающие с потолка? В причудливо выстроенную композицию, среди нагромождения символов и знаков, аккуратно вписаны вещи, принадлежавшие поэту: пальто, ботинки, рукописи, записные книжки, рисунки и многое другое. Сердцем инсталляции, разместившейся на четырех этажах, является комната Владимира Владимировича, которая остается нетронутой со дня его смерти.

В эту комнату в доме на Лубянке поэт переехал в 1919 году. В 1926-м ему дали квартиру в Гендриковом переулке. Но комнату он оставил за собой, превратив в кабинет писателя. Хотя кабинет, по сути, ему нужен не был. Маяковский никогда не писал сидя. Как он шутил, для стихов ему нужно три вещи: блокнот, стило и хорошие ботинки. Однако в кабинете писателя он создал беловики поэм "Про это", "Хорошо", "Во весь голос" и "Разговор с товарищем Лениным".

Корреспондент M24.ru пообщался с сотрудником музея Маяковского о жизни и смерти поэта, а также о самом музее, который стал "подарком КГБ Москве".

"Лиля – люби меня", или финальный аккорд ноктюрна

Когда гуляешь по музею, не покидает ощущение, будто ты попал в местами абсурдный сон. Посетителя обволакивают агрессивно-яркие цвета, сюрреалистичные сцены, громогласные, хотя и немые, надписи: "Хочу делать социалистическое искусство" или "Долой ваше искусство, строй, религию". Как глоток свежего воздуха, краткое пробуждение, смотрится мемориальная комната – обычная, как ее называл Маяковский, "комната-лодочка", в которой он "проплыл три тысячи дней". Здесь календарь навеки замер на отметке 30 апреля 1930 года. Дне, когда поэт нажал на курок. Причины его самоубийства неясны до сих пор, да и вряд ли прояснятся когда-либо. В предсмертной записке поэт написал: "у меня выходов нет". Неужели у гиганта Маяковского, сила которого чувствуется даже через фотографии, действительно не было выходов?

Музей Маяковского. Фото: ИТАР-ТАСС

Многие его современники в это не верили. Были разговоры о заказе, доведении до самоубийства и многие другие. Однако, как часто бывает, на публике Маяковский был одним, а вот в кругу близких друзей – совсем другим человеком. Чувственным, ранимым лириком, которого могло если не расстроить, то задеть неловкое слово. К тому же к концу жизни поэта преследовали неудачи.

Несколько лет его зло и завистливо критиковали. Пьеса поэта "Клоп" пошла хорошо, однако следующая – "Баня" – была раскритикована еще до выхода. А все потому, что товарищ Сталин увидел в ней критику большевистской партии. Посыл Маяковского был прост: мещанство сверху может погубить революцию. Однако оно погубило и самого поэта. По мнению некоторых исследователей, на Маяковского начали давить, а этого поэт не терпел. Как-то он написал: "Ты если что-то хочешь – попроси, но только не приказывай. Я все сделаю". Но это был лишь один из множества факторов, которые могли повлиять на его решение.

Незадолго до самоубийства врачи диагностировали у Маяковского болезнь горла. Он с трудом выступал, а в будущем мог вообще лишиться голоса. И постоянное интеллектуальное напряжение тоже могло сказаться на его настрое. Михаил Зощенко как-то высказался, что Маяковский не мог организовать свою работу. Он трудился по 16-18 часов в день. По сути – либо спал, либо работал. Маяковский был профессиональным поэтом, который получал деньги за эту деятельность, поэтому стихи были нужны ежедневно. Он пытался расслабляться за игрой в бильярд, но у него не получалось.

Сказались и любовные переживания. Маяковский был однолюбом. Неразделенную любовь к Лиле Брик он пронес до конца своих дней, хотя мечтал о семье. Владимир Владимирович знакомился с женщинами, но всегда говорил им, что любит только одну. Какая дама сможет это принять? В 1960-е годы одна поэтесса написала стихотворение, которое заканчивалось фразой: "Ходит по Москве женщина, которую не встретил Маяковский", и это точное попадание. В момент самоубийства Брики находились в Европе, и Лиля позже написала: если бы они остались, поэт мог бы выжить.

Все эти факторы – большие и маленькие – могли сложиться в единое решение и привести к убеждению, что "выходов нет". Маяковский написал записку, в которой раздал указания, попросил Лилю любить его и пожелал всем "счастливо оставаться". Так "комната-лодочка" стала последним пристанищем великого поэта. После самоубийства комнату закрыли и "заморозили". Нетронутой она простояла много лет, пока не было принято решение о создании музея.

Комната Маяковского. Фото: ИТАР-ТАСС

Комната, парящая на лесах

Изначально музей создали в квартире Маяковского в Гендриковом переулке, где поэт жил с 1926 по 1930 год. Как писал маяковед Зиновий Паперный, все выглядело "в лучшем виде" – очень торжественно и благопристойно. "Дом-Музей воссоздавался как заведомо полумемориальный. Строго редактировалась сама жизнь поэта. Он посмертно получал разрешения – что можно, а чего нельзя", – добавил он. Этот музей не отражал сущности творчества и личности Маяковского, поэтому в определенный момент назрела необходимость реэкспозиции.

В 1968 году музей переехал в Лубянский проезд в доходный дом Стахеева, где как раз и находилась комната писателя. Несмотря на переезд, экспозиция осталась прежней – "торжественной и благопристойной". Основными формами деятельности музея стали выставочная работа и проведение массовых мероприятий. Позже – в 1984-1986 годах – в музее провели ряд экспериментальных выставок, которые и вдохновили на новую экспозицию.

Музей, который посетители могут наблюдать в наши дни, создавался с 1987 по 1989 год. Сюжет экспозиции раскрывается через систему образов, которые воссоздают атмосферу времени, места и отношение поэта к жизни, философии и женщины. "Триумф и трагедия Маяковского" – именно так называется эта экспозиция. Сам дом символизирует трагедию Маяковского, а рядом, что тоже символично, находится Политехнический музей, в котором чтения Маяковского собирали полные залы слушателей.

Музей Маяковского. Фото: ИТАР-ТАСС

Экспозиция создавалась в несколько этапов. Сначала Тарас Поляков совместно с сотрудниками музея написали сценарий, который визуализировал художник Евгений Амаспюр. Музей планировали открыть в 1993-м году, но первых посетителей он принял уже в 1989-м. И это заслуга единственной организации – Комитета государственной безопасности. Именно он создал этот музей, назвав его "подарком КГБ Москве". Дело в том, что здание частично находится на территории, принадлежавшей государственным службам безопасности. Когда пришло время делать реэкспозицию, ведомство не пустило сюда исполнителей, сообщив, что это секретная территория. Поэтому комитет подключил свои офицерские кадры и, под присмотром Амаспюра, перестроил экспозицию. Внутри здание было провалено, оставались только стены и массивные железные леса, на которых держалась комната поэта. Кто-то из солдат написал на ее стене: "Перестройке не подлежит".

Воссозданный музей поделили на зоны, через которые посетитель проходит сквозь всю жизнь поэта: детство в Кутаиси, учебу в училище, дореволюционную поэзию, войну… все это "упаковано" в символы, плавающие в воздухе. Никаких четких горизонтальных и вертикальных линий, экспозиция гибка – и она проносит посетителей через взлеты и падения поэта, чтобы донести до высшей точки кипения – комнаты, которая не подлежит ни перестройке, ни вторжению. Сколько еще она останется нетронутой, неизвестно, но вряд ли что-то пошатнет славу Маяковского как самого актуального поэта России – прошлой, настоящей и будущей.

Виктория Сальникова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать