Москва 24

Безопасность

10 июля, 2017

Требования вне закона: как используют личные данные покупателей в магазинах

Роспотребнадзор может законодательно запретить продавцам и торговым компаниям требовать персональные данные у покупателей без необходимости. В настоящее время паспорт обязательно предъявлять лишь при покупке билетов на поезд и самолет. Данные гражданина могут обрабатываться только с его личного согласия, а требования продавцов являются незаконными. Эксперты рассказали m24.ru, чем предоставление личных данных может грозить покупателям.

Фото: ТАСС/ Руслан Шамуков

"Массовое проявление недобросовестности"

О том, что надзорное ведомство собирается запретить продавцам и компаниям требовать у покупателей персональные данные, говорится в докладе Роспотребнадзора по итогам прошлого года.

"В отношении такого вида массового проявления недобросовестности, как понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), будет введен прямой запрет с установлением административной ответственности за его нарушение", – поясняется в документе.

В надзорном ведомстве уже приступили к разработке соответствующего законопроекта по поручению президента России. Документ должен быть подготовлен к 1 декабря 2017 года.

“Для потребителей важно упрощение отношений между ними и продавцом”

По мнению сопредседателя Национального союза защиты прав потребителей Алексея Егармина, требовать личные данные у потребителя там, где в этом нет никакой необходимости, незаконно.

"Есть требования законодательства, здравый смысл и действия по принципу "заставь дурака богу молиться – он лоб расшибет". Должно быть четкое понимание требования закона: некоторые покупки делаются при идентификации личности, например, покупка билетов. Есть у продавцов также желание самостоятельно вести порядок, и они просят там, где надо, и там, где не надо, предъявить какие-то данные (как им кажется, в целях безопасности). Требовать данные при покупке билета в музей – абсурдно. Можно их требовать при покупке ножей или салюта, но зачем?", – пояснил эксперт.

Если покупатель будет при каждой покупке предъявлять свои персональные данные, то это займет много времени, но отнимет желание потребителя что-либо покупать у этого продавца, добавил он.

"Роспотребнадзор занимает правильную позицию. Для потребителей важно упрощение отношений между ними и продавцом, для этого развивается интернет-торговля и другие коммуникации. А эти требования только все усложняют", – заключил Егармин.

“Продавцы фактически покупают потребителя за его же персональные данные”

Генеральный директор "Юридического бюро Юрьева" Родион Юрьев рассказал m24.ru, что персональные данные гражданина могут обрабатываться только с его личного согласия.

"Требовать информацию о человеке незаконно. Данные обрабатываются добровольно. В России это превратилось в систему – когда предоставляешь свои персональные данные, получаешь скидки. Получается, продавцы фактически покупают потребителя за его же персональные данные", – пояснил юрист.

Кроме того, некоторые продавцы вымогают личную информацию или отбирают ее без согласия гражданина, добавил Юрьев. Именно эти сведения делают "прозрачной" частную жизнь человека, чем могут воспользоваться злоумышленники.

"Если мы имеем базу данных о покупках конкретного гражданина, то мы знаем многое о его личной жизни: он живет недалеко от магазина, знаем, во сколько приходит в этот магазин, с кем он приходит, знаем его доход и что он покупает. Если предположить, что этим воспользуются злоумышленники, то, похитив данные, они запросто смогут воздействовать на человека или выследить его в подъезде", – заключил юрист.

Нарушения прав потребителей

Ранее сетевому изданию m24.ru рассказали в пресс-службе Роспотребнадзора, что ежегодно по вопросам защиты своих прав в надзорное ведомство обращается более 750 тысяч человек. По данным ведомства за 2016 год, динамика нарушений закона "О защите прав потребителей" свидетельствует о сохраняющейся высокой доле нарушений по статьям 8–10 и 12 закона (об информации о товаре, работе,услуге и лицах, их предоставляющих) – 58,5 процента.

Диаграмма: m24.ru/ Кристина Оленёва

По статье 4 о качестве товара, работы, услуги – 11 процентов нарушений, по статьям 5,6 о гарантии, сроке годности и сроке службы, а также возможности технического обслуживания – 4 процента. По статье 7 (безопасность товара, работы или услуги) зарегистрировано 5 процентов нарушений, а по статье 11 о режиме работы продавца или исполнителя – 3 процента. На статью 16 о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителей, пришлось 6 процентов правонарушений.

В 2019 году в России планируется запустить сайт, с помощью которого можно будет проконтролировать распространение личных данных. Согласно проекту программы Минкомсвязи "Цифровая экономика", любой желающий сможет на специальном портале проверить, кому он предоставлял свои паспортные данные и, при необходимости, запретить их дальнейшее распространение. Создание такого сайта должно помочь решить проблему неконтролируемого сбора личных данных граждан России.

Кроме того, Минпромторг разрешил покупать алкогольные напитки по водительскому удостоверению или паспорту болельщика (Fan-ID). Однако паспорт болельщика можно будет применить только до 31 декабря 2018 года. Такие документы выдаются иностранцам, приехавшим на Кубок конфедераций – 2017 (уже закончился) и чемпионат мира по футболу – 2018. А водительские права предлагалось приравнять к документу, удостоверяющему личность гражданина России.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика