Новости

Новости

16 января 2018, 00:02

Город

В Китай по трубе. На Дальнем Востоке хотят построить Hyperloop

Пилотный проект первой магистрали по технологии Hyperloop длиной 64,8 км разработали московские ученые из ГУП "МосгортрансНИИпроект". Она соединит российский порт Зарубино в Приморском крае с китайским городом Хуньчунь. Как по трубе будут перемещать грузы и возможно ли пассажирское движение в вакуумной трубе, в колонке для портала Москва 24 рассказал директор ГУП "МосгортрансНИИпроект" Александр Поляков.

Концепт грузового шаттла Hyperloop, разработанный "МосгортрансНИИпроект". Фото: кадр из видео ГУП "МосгортрансНИИпроект"

Технология движения предметов в вакуумной трубе известна еще с конца XVIII века. Первое письмо по трубе было доставлено в 1792 году в соборе Святого Стефана в Вене. Подобную технологию до сих пор применяют в российских библиотеках и банках.

Александр Поляков, директор ГУП "МосгортрансНИИпроект"

В 1909 году американский пионер космонавтики Роберт Годдард анонимно предложил организовать движение автомобилей в вакуумной трубе на основе магнитной левитации. Параллельно с ним в 1914 году физик Борис Вейнберг из Томского университета разработал проект вакуумного транспорта и даже частично реализовал его. Под его руководством была создана опытная установка – медная труба диаметром 6 м, в которой запускался поезд весом 10 кг. За счет сжатого воздуха он перемещался с небольшой скоростью – всего 6 км в час. Да, медленно, но на транспортировку затрачивалось гораздо меньше энергии, чем при других видах передвижения. Любопытно, что именно по этой технологии сейчас предлагает создать Hyperloop Илон Маск – как пятый вид транспорта после поезда, самолета, автомобиля и корабля. Как видим, технологию придумал не он, а ученые еще за 100 лет до него.

Сегодняшний интерес к технологии Hyperloop со стороны России вполне объясним: огромная страна, огромные пространства, и вопрос быстрого перемещения – один из самых актуальных.

Видео: ГУП "МосгортрансНИИпроект"

За первенство по созданию дороги Hyperloop борются несколько стран, в том числе Саудовская Аравия. Там хотят построить трассу для перевозки пассажиров от аэропортов до населенных пунктов. Однако я считаю, что пассажирский Hyperloop – это преждевременное сооружение. Мы не знаем, какими будут последствия для человека от перемещения в вакуумной трубе. Ведь нужно будет зайти в трубу, сесть в капсулу, которая должна разогнаться до огромной скорости – более 1000 км в час, причем перепады давления там будут такими же, как в самолетах. Честно говоря, людей перевозить в Hyperloop пока опасно. Самый верный способ – обкатать технологию на перемещении грузов. Если мы научимся перевозить грузы, то научимся перевозить людей.

Наш институт сделал предпроект по анализу возможности и целесообразности применения технологии Hyperloop между транспортно-логистическим центром Хуньчунь и портом Зарубино, расчет проводили по заказу "Группы Сумма".

Мы не знаем, какими будут последствия для человека от перемещения в вакуумной трубе. Ведь нужно будет зайти в трубу, сесть в капсулу, которая должна разогнаться до огромной скорости – более 1000 км в час, причем перепады давления там будут такими же, как в самолетах.

В Приморском крае в китайском городе Хуньчунь расположен огромный логистический терминал. Сейчас есть большая потребность перемещения грузов из Хуньчунь в порт Зарубино. Расстояние между населенными пунктами – 65 км, но грузы неделю идут из Хуньчунь в российский порт. Единственной железнодорожной веткой, связывающей Россию и китайскую провинцию Цзилинь, является участок железной дороги Камышовая – Хуньчунь.

Прототип шаттла компании Hyperloop one, представленный на международной выставке потребительской электроники CES 2018 в Лас-Вегасе. Фото: ТАСС/Gene Blevins/Zuma

"МосгортрансНИИпроект" разработал трассу маршрута по технологии Hyperloop с учетом рельефа местности и существующих объектов транспортной инфраструктуры. По протяженности трасса составит 64,8 км, средняя скорость передвижения грузов в трубе будет достигать 875 км в час, а максимально капсула сможет разгоняться до 1100 км в час.

Грузы, помещенные в морской контейнер, будут закладываться в капсулу, а затем отправляться по трубам диаметром до 8 м. Чтобы капсула могла развивать огромную скорость, несмотря на рельеф местности, металлические трубы установят на столбы разной высоты.

По протяженности трасса составит 64,8 км, средняя скорость передвижения грузов в трубе будет достигать 875 км в час, а максимально капсула сможет разгоняться до 1100 км в час.

Система будет экологически чистой и исключительно энергоэффективной. Она полностью обеспечит себя энергией за счет солнечных панелей, установленных на поверхности труб. Этого количества энергии должно с запасом хватать для использования по ночам и в длительные периоды облачной погоды.

Вся грузовая операция с погрузкой в Хуньчуне, транспортировкой по трассе и выгрузкой в порту будет проводиться вместо семи дней за час.

Эта технология позволит перевозить 40 млн тонн грузов в год. Из Китая в Россию можно было бы транспортировать рис, а в обратном направлении – пшеницу. Возможен грузообмен и другими видами товаров.

Создатель компаний Tesla и SpaceX Илон Маск предлагает перевозить с помощью гиперлупа людей. Однако последствия использования такого транспорта для пассажиров пока не известны. Фото: АР/Damian Dovarganes

Трасса Hyperloop между Хуньчунем и Зарубино может стать импульсом для экономического развития обоих городов и прекрасной тестовой площадкой для дальнейшей реализации технологии, в том числе в пассажирских перевозках.

Вся грузовая операция с погрузкой в Хуньчуне, транспортировкой по трассе и выгрузкой в порту будет проводиться вместо семи дней за час.

В перспективе Hyperloop можно продлить на запад в континентальный Китай, чтобы соединить крупные города: Яньцзы, Дуньхуа, Дзяохэ, Гррин, Чанчунь. Кстати, Чанчунь – один из крупнейших промышленных центров Китая. Здесь производят 9% китайских автомобилей. Кроме того, город специализируется на пищевой, электронной, биотехнологической, медицинской промышленности и энергетике. И является одним из логистических центров западного Китая.

В дальнейшем технологию скоростного перемещения в трубе можно применить и в московском регионе в пассажирском движении.

Важно выбрать маршрут, где весь пассажиропоток формируется между начальной и конечной точками и где есть необходимость в организации прямой связи. Например, это может быть трасса между аэропортом Домодедово и Калугой. Или можно соединить сетью Hyperloop крупные агломерации: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, Москва – Воронеж – Ростов.

В дальнейшем технологию скоростного перемещения в трубе можно применить и в московском регионе в пассажирском движении.

В декабре "Группой Сумма" был подписан акт выполненных работ. Надеюсь, о реализации проекта договорятся три стороны: Россия, Китай и американская компания Hyperloop one. Мы готовы участвовать в создании Hyperloop в России, защищать этот проект, работать над реализацией, так как убеждены, что развитие скоростного транспорта позволит увеличить ВВП нашей страны.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика