Новости

Новости

30 января 2017, 17:07

Культура

10 неизвестных: Ясумаса Моримура в образе Леонардо да Винчи

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Ясумаса Моримура. Менины. Сцена позади художника

31 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка современного японского художника Ясумасы Моримуры, посвященная истории автопортрета в мировом искусстве. В экспозиции – более 80 работ из собрания японских музеев.

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Ван Эйк в красном тюрбане. 2016

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Ван Эйк в красном тюрбане. 2016

На сегодняшний день Ясумаса Моримура является одним из самых значимых японских художников, работающих в жанре аппроприации (присвоения). Его художественный принцип заключается в том, чтобы выбрать какой-либо знаковый образ из истории искусства и "примерить" его на себя. Так Ясумаса путешествует по странам и эпохам, одеваясь то в Рембранда, то в "Джоконду" да Винчи, то в Мэрилин Монро. Так художник становится одновременно и моделью, и позирует для фотопортретов, воспроизводящих портретные шедевры из истории искусства.

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Рука – другое лицо Дюрера. 2016

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Рука – другое лицо Дюрера. 2016

Моримура препарирует историю европейского искусства, как патологоанатом. Японец по происхождению, человек с другими ценностями, другим воспитанием и другим культурным кодом, он пытается перепрограммировать себя, прожить на собственном опыте европейское искусство от Возрождения до современности. Поэтому первый раздел выставки называется "Когда я ничего не знал об истории искусства". В нем представлены самые ранние работы художника. По ходу развития экспозиции Моримура рассказывает зрителю, как проходило его знакомство с европейской живописью. Раздел "История искусства в автопортретах" состоит из портретов Леонардо да Винчи, Дюрера, ван Эйка, Караваджо, Рембрандта и многих других художников.

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Караваджо. Крик Медузы. 2016

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Караваджо. Крик Медузы. 2016

То же самое делал российский художник Владислав Мамышев-Монро. Он сам перевоплощался в тех героев, кого хотел изобразить. Интересно, что начало деятельности этих художников пришлась на 1980-е, но вряд ли они знали друг о друге и пытались копировать художественные приемы. Мамышев-Монро, лауреат премии Кандинского-2007 и один из главных российских авторов 1990-х, скончался в 2013 году. А Ясумаса Моримура активно продолжает свою творческую деятельность, подтверждением чему как раз служит серия "История искусства в автопортретах", выполненная в 2016 году.

Ясумаса Моримура. Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы (цветочное тондо). 2001

Ясумаса Моримура. Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы (цветочное тондо). 2001

В своих работах Моримура использует различные техники: это не только фотография, но и коллажи и ассамбляж, а в случае с одним из портретов знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало это может быть настоящий венок из цветов. Кстати говоря, Фриде Кало посвящен на выставке целый раздел под названием "Внутренний диалог с Фридой Кало". Именно эта художница вызывает у Моримура особенный интерес. Дело в том, что она как ни один другой европейский художник была буквально зациклена на своем психологическом портрете и изображала себя чаще, чем кого-либо еще.

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Комната ван Гога

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Комната ван Гога

Вероятно, в этом психологизме и заключается основной смысл работ Моримура. Его цель – понять, что же двигало художниками, кем они были на самом деле, и сделать он это пытается, поставив себя на их место. В итоге получается некий живописный эквивалент театральной "системы Станиславского". Чтобы понять, кем был Винсент ван Гог, он сам становится ван Гогом, переносясь в его комнату и в мельчайших деталях представляя все, что могло его окружать.

Ясумаса Моримура. Автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях. 1994

Ясумаса Моримура. Автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях. 1994

Вначале Моримура работал фоторепортером, снимал политические события в Японии, а также войну во Вьетнаме. Постепенно он пришел к тому, что прошлое ему ближе настоящего: "Мне нравится смотреть на современный мир через призму истории искусства, – говорит он – Вместо того, чтобы мчаться вперед, я хотел бы повернуть время вспять, и посмотреть на то, как мы жили в предыдущих веках". Моримура воспринимает все это как личную историю: через подражание чужим портретам художник, по его словам, наблюдает за развитием своей личности.

Ясумаса Моримура. Автопортрет (в образе "Олимпии"), 1988

Ясумаса Моримура. Автопортрет (в образе "Олимпии"), 1988

Ясумаса Моримура считает себя наследником традиций американского поп-арта. В своих интервью он часто ссылается на историю, на тесную связь между америкнским и японским искусством. Действительно, многократное воспроизведение одного и того же образа, ирония над ним, были серьезным оружием поп-арта. Тем не менее, Моримура делает нечто большее – он не просто разрушает "ауру" классического произведения, он превращает его в комедийный образ. Он словно говорит: Смотрите! В этом нет ничего выдающегося и уникального! Каждый может оказаться на месте "Олимпии"!

Ясумаса Моримура. Эскиз к Вермееру. 2008

Ясумаса Моримура. Эскиз к Вермееру. 2008

Но если так, то это болезнь всей современной массовой культуры: кто только не эксплуатировал образ "Девушки с жемчужной сережкой" Вермеера! Фильм со Скарлетт Йохансон в главной роли, клип Бейонсе – тысячи раз девушка в золотистом платье и синем платке на волосах мелькала перед глазами. Вы ее видели – просто не замечали. Так сможете ли вы отличить Вермеера от Моримура – вот в чем вопрос.

Ясумаса Моримура. Цикл "Мона Лиза". 2008

С одной стороны, у европейского зрителя работы Моримура могут вызвать эстетическое отторжение: ведь каждый знает, как на самом деле должна выглядеть "Мона Лиза" да Винчи. Даже человек далекий от искусства с легкостью узнает ее тонкие черты лица, нежные руки и знаменитую улыбку. С другой стороны, для многих нет никакой разницы, кто автор портрета – Джоконда живет сама по себе. Он не в Лувре под пуленепробиваемым стеклом, а в голове у каждого из нас.

Ясумаса Моримура. Портрет Рембрандта

Ясумаса Моримура. Портрет Рембрандта

"Когда мы говорим о современном искусстве и современных художниках, – говорит Моримура, – мы обычно себе представляем художников, которые живы. Но я чувствую себя очень некомфортно о разделяя художников на живых и мертвых. Проводя границу между жизнью и смертью, мы отделяем "мир смерти" от нашего "мира жизни", бросая мертвых прочь в "мир забвения". Художники могут быть мертвы, но некоторые из них так близки нам, что начинает казаться, будто бы они живы. Таких мастеров стоит уравнивать с "современными художниками". Леонардо да Винчи, например, является великим художником, но он живет в прошлом. Тем не менее, я не чувствую, что он дальше от нас, чем Джон Кейдж, хотя он тоже жил в прошлом. Их идеи до сих пор живы в нашем мире, потому что они выражают очень важные проблемы нашего времени".

Фестиваль "Солома"
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика