06 марта, 2015

Двойное "Кино" с кисло-сладким соусом: как используют рок-хиты в рекламе

Поделиться в социальных сетях:

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

На телевидении демонстрируется рекламный ролик сети быстрого питания, в котором используется композиция Виктора Цоя "Весна". Под группу "Кино" любителям фастфуда предлагают оценить новое весеннее меню.

Мы решили узнать, насколько правомерно использована музыка Цоя в ролике, а также вспомнить случаи использования популярных рок-хитов в мировой рекламе.

Отметим, в 2011 году другая песня Виктора Цоя, "Дальше действовать будем мы", была также использовала в коммерческом видеоролике - рекламе компании "Тинькофф Кредитные Системы".

Сергей Морозов, компания "Мороз Мьюзик"

О создании рекламы с песней Цоя "Весна"

"Наша компания, "Мороз Мьюзик", владеет правами на все произведения Цоя, а также на его образ, имя и даже фразы. Они будут действовать также и в ближайшие пять лет. У сына Цоя Александра и его отца Роберта тоже есть права - как у наследников. У нас договор: все вопросы мы обязаны согласовывать с ними.

Существует проблема, связанная с правами на музыку, – многие пытаются использовать ее без разрешения правообладателей. Но в случае с "Макдональдс" действует договор. Компания DDB (креативное агентство, занимавшееся подготовкой ролика для "Макдональдс" - примечание M24.ru) обратилась к нам до того, как бы запущен ролик. "Весну" они выбрали из предложенных нами песен. Использование "Весны" или других композиций Цоя в будущих роликах не обсуждалось".

Как получить права

"На самом деле все предельно просто: если вы хотите использовать песню у себя в программе или фильме и вам нужен определенный автор, вы договариваетесь с владельцем прав. Если правами на музыку и текст обладает один человек, вы договариваетесь только с ним. В том случае, когда владельцев несколько, необходимо будет получить подтверждение от всех. Если заказчик увидит, что права не защищены, он просто не заплатит за продукт".

Об этике

"За 20 лет работы с правами на произведения Цоя у нас было достаточно много случаев "на грани". Например, ситуация, когда песню "Малыш" хотел исполнять Борис Моисеев. Мы посовещались с наследниками и решили, что это вроде не очень хорошо. С другой стороны – а почему бы и нет? Ансамбль "Золотое кольцо" и даже разные диджеи, бывало, получали права на создание каверов, но это все - пограничные случаи. От некоторых предложений, которые действительно порочат память Цоя, наследники категорически отказываются. В таких случаях права не передаются".

Станислав Сафронов, креативное агентство DDB

"Мы давно сотрудничаем с российскими музыкантами. В честности делали 40-секундный ролик с Алексеем Кортневым в главной роли.

У нас были и The Offspring - все зависит от поставленной цели.

Реакция на нашу работу у потребителей всегда разная. Каких-то официальных недовольств или похвал в свой адрес мы не получали, но постоянно следим за реакцией в соцсетях. Есть и положительные, и отрицательные мнения. Здесь сложно сказать, каких больше".

Отметим, вполне возможно, что с помощью использования песни Виктора Цоя в ролике, обращенном к российской аудитории, "Макдональдс" старается вернуть расположение клиентов, отчасти потерянное в связи с недавними проверками и закрытием некоторых столичных магазинов.

Мировые тяжбы

Судебные разбирательства по поводу неправомерного использования песен известных музыкантов - не редкость. Наиболее известны случаи судебных разбирательств вокруг музыки в рекламе:

Том Уэйтс - Heart Attack and Vine

Том Уэйтс всегда был против использования его композиций в рекламных целях. Он подал иск к европейскому подразделению Levi Strauss & Co с требованием прекратить показ рекламы с его песней Heart Attack and Vine. Компания принесла развернутые извинения и высказала "искренние сожаления, что композиция Heart Attack and Vine была использована вопреки желаниям господина Уэйтса, а рекламный ролик вызвал его раздражение".

Уэйтс успешно выигрывал аналогичные судебные дела у Frito-Lay, Audi и Opel.

Эминем - Lose Yourself

В 2011 году Эминем снялся в рекламном ролике Chrysler, показанном в эфире Суперкубка. Через некоторое время Audi запустила на европейский рынок до боли похожую рекламу. Продюсеры певца подали иск. Процесс завершился тем, что стороны пришли к мирному соглашению. Некие благотворительные организации Детройта получили на свои счета крупные суммы.

В 2005 году композиция Lose Yourself, по мнению Эминема, была незаконно использована в рекламе Apple iPod. Вопрос также завершился полюбовно.

The Beatles – Revolution

Nike приобрела права на Revolution за 500 тысяч долларов. Правда, не у The Beatles: авторскими правами на композицию владели компания Capitol-EMI и Майкл Джексон. Три бывших участника группы подали иск к компании, заявив, что "их музыка не может использоваться в рекламе кроссовок, пива, чулочно-носочных изделии или чего бы то ни было еще". Стороны урегулировали конфликт в 1989 году.

The Band - The Weight

Барабанщик и певец The Band Левон Хелм подал иск к рекламному агентству BBDO за "незаконное использование его композиции". Рассмотрев дело по существу, апелляционный суд принял решение, что, в соответствии с контрактом 1968 года, звукозаписывающая компания Capitol Records была вправе продавать авторские права на композиции группы. Хелм умер за месяц до того, как было обнародовано судебное решение.

The Black Keys – Gold on the Ceiling

Американская рок-группа The Black Keys лояльно относится к правомерному использованию своих композиций в рекламе, а на незаконные действия рекламодателей реагирует очень оперативно. Так, рок-дуэт заявил, что они будут судиться с сетью ресторанов Pizza Hut за использование в их рекламе сингла Gold on the Ceiling. Аналогичные претензии группа предъявляет к торговой сети Home Depot за незаконное использование хита Lonely Boy в рекламе инструментов Ryobi. С каждой компании группа требует более чем по 75 тысяч долларов.

Кроме того, The Black Keys направила целых два иска к агентству Della Femina Rothschild Jeary & Partners за незаконное использование песни Tighten Up в рекламных роликах для банка New Jersey's Valley National Bank.


Спор об использовании раскрученных композиций в рекламных роликах, куда логичнее вести, все-таки, в моральном, а не в правовом поле. В конце концов, отельные примеры, когда музыка рекламировала что-то без согласия самого автора - редки, и частенько сами служат дополнительным пиаром для артиста. А вот насколько эмоциональный посыл той или иной пьесы, этически и эстетически соответствует раскрутке товара или бренда, все-таки, предпочтительнее решать самому артисту или правообладателям. Ну, а какими критериями им при этом руководствоваться - личное дело и выбор каждого.

Сюжет: Тренды города: все, что волнует столицу

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика