Москва 24

Свежий воздух

02 мая 2014, 09:00

Я памятник себе воздвиг: Екатерина Вторая и архитектура Москвы

Екатерина II. Источник: ИТАР-ТАСС

2 мая исполняется 285 лет со дня рождения российской императрицы Екатерины II. Историки и современники описывают ее несчастливой в браке и находившей утешение в объятиях многочисленных любовников, поклонницей французских просветителей на словах, но не воплощавшей их идей в жизни. Жадной до всего прекрасного в искусстве и обожавшей затевать грандиозные расточительные стройки. Эпоха Екатерины Великой с ее привычкой к размаху отразилась и на архитектуре Москвы, хотя государыня жила и правила из Петербурга. И сегодня, гуляя по столице, можно встретить архитектурные шедевры того времени. О некоторых из них расскажет М24.ru

Екатерина Великая и архитектура Москвы

Уроженка Пруссии София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, взявшая себе при крещении имя Екатерина, взошла на российский престол в 1762 году после дворцового переворота, в ходе которого был свергнут ее непопулярный муж Петр III. Екатерина оставалась на троне 34 года. За это время Россия окончательно вошла в число великих европейских держав.

Становление империи нашло отражение и в архитектуре. Конец XVIII - начало XIX века – это время расцвета русского классицизма, ориентирующегося на образцы античного искусства. Императрица уделяла много времени новым архитектурным идеям и строительству, с энтузиазмом затевала новые, разорительные для казны, проекты. Об этом она писала и сама: "Стройка — дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше строишь, тем больше хочется строить. Это — болезнь, как запой…"

В 1775 году был утвержден проект планировки Москвы, он намечал общую перспективу развития центра города с созданием вокруг Кремля системы площадей, расположенных полукольцом вдоль р. Неглинной и к востоку от нее. Получала новое осмысление кольцевая планировочная структура города. На центральных площадях и разрывах бульваров, в местах их пересечения с радиальными улицами, предполагалось строительство больших и представительных зданий. Кроме того, Екатерина II повелела снести все крепостные сооружения Белого города, а на их месте, уподобляя Москву Парижу, устроить бульвары. Причем при Екатерине II был устроен только Тверской бульвар, самый старый на сегодня и самый протяженный на Бульварном кольце. Его начали застраивать дворянскими особняками в духе классицизма, и вскоре место стало чрезвычайно популярным у московского дворянства.

Старая Москва. Аллеи Тверского бульвара были местом гулянья знати. В конце аллеи видны церкви Страстного монастыря, снесенного в 1920-х годах. Из домов по правой стороне сохранился дом фаворита Екатерины II И.Н. Римского-Корсакова, у которого бывал Пушкин. Источник: ИТАР-ТАСС

Сооружения эпохи Екатерины II в Москве легко определить по так называемому классическому стилю, вернее, подражанию античности в духе ренессанса. Это здания с колоннами на фасаде, барельефами с изображениями античных фигур в греческих гиматиях или римских тогах, статуи античного характера, портики. Самыми выдающимися представителями московской архитектуры в эпоху Екатерины II были Василий Баженов и Матвей Казаков.

Москва Баженова

Баженов, учившийся в Петербурге и за рубежом, получивший звание академика, долгое время был любимцем Екатерины. Она даже доверила ему амбициозный проект – возведение Большого Кремлевского дворца, который предполагал реконструкцию старого Кремля и Красной площади. В помощники Василий Баженов взял архитектора Матвея Казакова. Проект предполагал частичное разрушение средневековой крепости, а также монастырских и приказных зданий. За пару лет успели разобрать часть кремлевской стены и Тайницкую башню, но по приказу императрицы перестройку прекратили, что стало ударом для архитекторов, потративших на проект 7 лет. Причины называют разные: финансовый дефицит, осознание императрицей масштабности разрушений и работ, потеря интереса к проекту и пр. Спустя почти 10 лет часть разрушенного восстановили. По одной из версий, для этого использовали кирпич, оставшийся после разрушения построек, который вопреки традиции не успели растащить горожане. Едва оправившемуся от удара судьбы Баженову императрица поручает новый масштабный проект – дворец под Москвой.

Царицыно. Фото: Юлия Накошная, M24.ru

Царицыно (1776- 1796)

В 1775 году императрица покупает поместье под названием Черная грязь на юге Москвы. По одной из версий, здесь она проводит лето в быстро возведенном деревянном дворце со своим морганатическим супругом князем Григорием Потемкиным после тайного венчания с ним в Москве. Считают, что именно фаворит подсказал императрице более звучное новое название – Царицыно – и подал идею строительства здесь дворцово-паркового ансамбля.

Императрица поручила зодчему Василию Баженову создать проект подмосковной увеселительной резиденции в "мавританском" или "готическом" вкусе, и чтобы парк обустраивался как пейзажный. Ансамбль в псевдоготическом стиле был одобрен и заложен, но вместо трех лет, за которые Баженов планировал закончить работу, стройка растянулась на десятилетие. Архитектор буквально выпрашивал деньги на продолжение стройки, на зарплату рабочим, и даже вкладывал собственные средства, брал кредиты. Но однажды Екатерина нагрянула с визитом и после беглого осмотра вынесла суровый вердикт: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Екатерина приказала "учинить изрядные поломки" и представить новый проект главного дворца.

Сложно представить, что такой опытный архитектор, как Баженов, просчитался в пропорциях. Маловероятно также, что зодчий осмелился бы противоречить пожеланиям самой Екатерины и изменил одобренные ею размеры. Скорее всего, вердикт императрицы — "здесь невозможно жить" — был только предлогом для отстранения Баженова. По одной из версий, Баженов, принадлежавший к масонам, обильно использовал в декоре царицынских построек масонскую символику, которую многократно пытались расшифровать, но без какого-либо достоверного результата. Именно принадлежность Баженова к масонам и его тайные контакты с наследником Павлом, которого императрица не допускала к управлению государством, могли стать причинами монаршего гнева. Вероятно, Екатерина узрела в этом зачатки заговора и решила пресечь его на корню.

Царицыно. Фото: Юлия Накошная, M24.ru

Завершать начатый ансамбль поручили Матвею Казакову, к моменту смерти императрицы во дворце шли отделочные работы. В общей сложности резиденция, которая так и не стала жилой, создавалась 20 лет, чтобы впоследствии стать заброшенной и никому не нужной.

Внук императрицы Александр I сделал царицынский парк доступным для гуляний, а в начале XIX века он становится популярным местом отдыха благодаря ученику Баженова и Казакова – Ивану Еготову. Он завершил формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки ("Миловида", "Нерастанкино", "Храм Цереры"), обустроены аллеи, дорожки и мостики; на царицынских прудах были оформлены искусственные острова. Оранжереи стали высокодоходной частью царицынского хозяйства; экзотические фрукты и декоративные растения, выращенные в Царицыне, славились на всю Москву.

В середине XIX века Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии, перейдя в государственную. Ради получения с земель прибыли их начали сдавать в аренду, и вскоре Царицыно стало очень популярным местом у дачников. В разные годы тут жили Ф. Достоевский, Ф. Тютчев, А. Чехов, И. Бунин, А. Белый, П. Чайковский и другие деятели искусства.

Чего только не было в зданиях ансамбля в XX веке: там располагались чайные домики и коммунальные квартиры, сельский клуб и кинотеатр, заседали органы советской власти и принимал посетителей "Ленинский музей садово-огородного района" и пр.

Лишь в 1993 году "Царицыно" стало музеем-заповедником, а в 1997 году претерпело реставрацию, вызвавшую неоднозначную реакцию горожан.

Дом Пашкова. Источник: ИТАР-ТАСС

Пашков дом (1784– 1786)

Работал Баженов и для частных обеспеченных заказчиков, но после обрушившегося на архитектора монаршего гнева многие из них стали утаивать, кому принадлежат проекты их домов, чтобы не навлечь неприятности и на себя. Об авторстве можно догадываться лишь по стилю построек. Так, Баженову приписывают проект красивейшего здания Москвы – дома Пашкова на Моховой улице, построенного для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Пашкова.

В каком-то смысле этот дом – протест: он стоит на высоком Ваганьковском холме напротив Кремля. Это было первое светское здание в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади. В екатерининские времена, окруженный соразмерной, не подавляющей его застройкой, оттеняемый зелеными газонами, на которых били фонтаны и где разгуливали павлины, дом выглядел очень впечатляюще. По некоторым данным, изначально здание было оранжевого цвета, но его перекрасили с приходом к власти императора Павла. Также монарх приказал снять с купола венчавшую его статую Минервы (или Марса – аллегорию царствования и побед его нелюбимой матери).

С середины XIX века в доме располагались учебные заведения и музеи, а с 1861 года начался его библиотечный период. В читальном зале библиотеки занимались Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, Д. Менделеев, К. Циолковский и многие другие.

Здание, пережившее несколько войн и революцию, едва не погибло уже в мирное время: при строительстве станции метро "Боровицкая" в 1986 году фундамент дома просел, потрескались его перекрытия, и здание оказалось на грани разрушения. Долгие годы дом находился на реконструкции. Сейчас он принадлежит Российской государственной библиотеке.

Существует легенда, что в глубинах Ваганьковского холма под Пашковым домом может быть спрятана легендарная Библиотека Ивана Грозного, поскольку на этом месте в прежние времена находился опричный двор царя. В ходе исследований под зданием бывшего книгохранилища был обнаружен уникальный археологический объект — огромный выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной до 30 метров, по стенам которого вились остатки винтовой лестницы. По мнению исследователей, это сооружение является входом в подземные системы древней Москвы. Но дальше "копать" не стали.

Помимо дома Пашкова примеры городских дворянских усадеб Баженова – это, предположительно, дом Румянцева на Маросейке (ныне посольство Белоруссии) и дом Юшкова на Мясницкой (сейчас Российская академия живописи, ваяния и зодчества).

Здание МГУ имени Ломоносова М.В. на улице Моховой. Фото: ИТАР-ТАСС

Москва Казакова

Матвей Казаков в отличие от Баженова пользовался расположением императрицы до ее смерти, выполняя различные заказы: Петровский замок, здание Сената в Московском Кремле, старое здание МГУ на Моховой. Что касается частных заказов архитектора, то многие его постройки дошли до нас в сильно измененном виде, пострадав либо в пожаре 1812 года, либо перестроенные под нужды новых владельцев. Среди них дом на Воздвиженке генерал-поручика Талызина, где сейчас размещается Музей русской архитектуры им. Щусева, дома графа Орлова на улице Герцена, ныне там исторический факультет Университета, а также дворец генерал-губернатора графа Чернышева, сегодня это здание московской мэрии.

Здание Сената в Московском Кремле (1776—1787)

Для сооружения здания Сенатского дворца была отведена территория между Арсеналом и двумя монастырями - Чудовым и Вознесенским. Поскольку форма земельного участка была достаточно необычной, здание также пришлось строить нестандартным - в форме равнобедренного треугольника. Архитекторским ноу-хау Казакова стал купол диаметром 24,7 метра над главным залом, выложенный лишь из одного слоя кирпича. Его коллеги, а также первые лица государства усомнились в прочности сооружения. Тогда Казаков взобрался на купол и провел на нем полчаса, при этом притоптывая и подпрыгивая. Когда архитектор спустился, коллеги встретили его овациями. Императрица была в восторге и наградила Казакова очередным чином, перстнем со своей руки, а жене архитектора пожаловала свои перчатки.

Здание Сената в Московском Кремле. Фото: ИТАР-ТАСС

Изначально здание предназначалось для проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Сенату. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие. В первые годы советской власти в Сенатском дворце находился рабочий кабинет Ленина, а на крыше здания для него построили террасу — принимать солнечные ванны. Здесь же находилась впоследствии квартира Сталина. При нем на стенах появилось все то, что потом назовут сталинским ампиром. В Сенате также есть изумительной красоты сад, появившийся при Ельцине. Поливать его не надо, потому что все, что здесь есть, — из цветного стекла работы мастеров-стеклодувов. В настоящее время в здании Сената находится рабочая резиденция Президента России.

Колонный зал (конец XVIII века)

Из частных проектов Казакова до нас дошел дом на углу Большой Дмитровки и Охотного ряда, построенный не позднее 1775 года для генерал-фельдмаршала Долгорукого-Крымского – ныне Дом союзов. После смерти владельца Казакову пришлось перестраивать свое творение под нужды новых хозяев: дом был куплен московским дворянским собранием для проведения балов и приемов. Так, на месте внутреннего двора был построен двусветный Колонный зал с мраморной статуей Екатерины II.

Зал Благородного собрания, где провинциальные и столичные помещики подыскивали подходящие партии для своих дочерей, не раз появляется на страницах классической русской литературы — в том числе в "Войне и мире" (первый бал Наташи Ростовой) и в "Евгении Онегине".

Колонный Зал Дома Союзов. Фото: ИТАР-ТАСС

За несколько столетий сам дом изменился до неузнаваемости, но Колонный зал, который является одним из шедевров русской архитектуры, дошел до нас почти нетронутым. По выразительности пространственного решения, по своим акустическим качествам он принадлежит к числу наиболее выдающихся залов мира. Акустика здания позволяет проводить все концерты в Колонном зале в живом исполнении под живой оркестр. Его стены внимали звукам авторских выступлений Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, С. М. Ляпунова. Здесь звучали проникновенная игра К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, неповторимое пение Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой.

Кроме того, Колонному залу доводилось быть и местом прощания с усопшими. Здесь в последний путь провожали "вождя пролетариата" Ленина, а затем "вождя народов" Сталина.

Петровский путевой дворец Казакова (1776-1782)

Дворец, построенный в 1782 году и располагающийся ныне на Ленинградском проспекте рядом с м. Динамо, строился как путевой на въезде в Москву со стороны Петербурга. Проект Матвея Казакова является образцом русской неоготической архитектуры. Первоначально самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, задумывался как резиденция для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Сама Екатерина останавливалась во дворце всего лишь однажды. После нее во Дворце побывали все российские императоры. Петровский Путевой Дворец становился их последней ступенькой по дороге на престол: здесь они останавливались перед тем, как прибыть на венчание на царство — церемонию, которая всегда совершалась в Москве.

Петровский путевой дворец. Фото: ИТАР-ТАСС

Во время Отечественной войны 1812 года после начала пожара в Москве и поспешного отвода французских частей Наполеон некоторое время держал ставку в Путевом дворце. Французский император провел в нем 4 дня, наблюдая за тем, как горит город. Говорят, что у Наполеона даже обгорели волосы, когда он смотрел на пламя из окна. Есть легенда, что архитектор Казаков, бывший во время пожара Москвы в Твери, узнав, что его любимый город уничтожен огнем, умер от расстройства.

Восстановительные работы во дворце начались только при Николае I, а после революции 1917 года дворец переходил из рук в руки: здесь располагались музей Красной авиации, а позднее — Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во дворце началась полномасштабная реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас в здании находятся гостиница, ресторан, бассейн, сауна, пресс-центр. Музей Москвы устраивает в Петровский дворец платные экскурсии.

Оксана Загребнева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать