08 августа, 2017

Обычный автобус: 100 лет в сердцах и песнях москвичей

Поделиться в социальных сетях:

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Сто лет назад в Москве был пущен первый автобусный маршрут. От Камер-коллежского вала в районе Марьиной Рощи до Останкино пассажиров перевозили два открытых автобуса немецкого производства. Со временем москвичи оценили новый вид транспорта, которому не нужны провода и рельсы. Сетевое издание m24.ru публикует краткую историю автобусов, которые в разные годы попали на экран или стали героями песен.

1940-е. Глеб Жеглов на ЗИС-8

В первую очередь, стоит отметить ЗИС-8, выпускавшийся в Москве на автомобильном заводе имени Сталина с 1934 по 1936 год. Именно этот автобус с грозным прозвищем "Фердинанд" возил по столице герои культового фильма "Место встречи изменить нельзя" – Глеба Жеглова, Володю Шарапова и других доблестных оперативников МУРа. А с 1932 года до начала Великой Отечественной войны его братья по конвейеру возили простых москвичей по маршруту № 9, который проходил от Красной площади до площади Урицкого по проспекту 25-го Октября.


ЗИС-8 выпускался в двух вариантах: обычном и удлиненном. Он вмещал 22 или 29 сидящих пассажиров соответственно. Сейчас оригинальных автобусов ЗИС-8 не осталось вовсе, сохранился лишь тот самый "Шараповский" ЗИС по прозвищу "Фердинанд". Попытки восстановить легендарный автобус предпринимали в Мосгортрансе, а также энтузиасты из Санкт-Петербурга. Однако все машины, так или иначе, содержали множество неродных запчастей.

ЗИС-8 (красный). Фото: m24.ru/Михаил Сипко

1960-е. Двухэтажный Büssing в кино

Двухэтажный автобус в Москве можно увидеть в фильме "Я купил папу", который выпустила киностудия имени Горького в 1962 году. По сюжету маленький мальчик Димка очень хочет встретить отца, которого у него никогда не было. Однажды юный герой отправляется на поиски папы. Гуляя по Москве, Димка несколько раз видит необычный двухэтажный автобус и решает прокатиться на нем.


Двухэтажные автобусы пытались внедрить при Хрущеве, в конце 50-х – начале 60-х годов. Необычный вид транспорта доставили в столицу из ГДР: три автобуса Büssing D2U, Do 56 и Do S6 первоначально ходили по маршруту №111 от МГУ до пл. Свердлова через Университетский и Ленинский проспекты, по Якиманке, через Б. Каменный мост, по Моховой и к Большому театру. Позже они были переведены на маршрут №144 от метро "Октябрьская" до 42-го квартала Юго-Запада (улица Миклухо-Маклая). А затем на маршрут № 211 от площади Свердлова до аэропорта "Внуково".

Сегодня двухэтажные автобусы на московских улицах тоже можно увидеть. Они возят на обзорные экскурсии туристов. А власти планируют запустить также их электрические версии.

Современный двухэтажный автобус в Москве. Фото: ТАСС/Артем Короатев

1980-е. "Обычный автобус" ЛиАЗ

Восьмидесятые годы, помимо прочего, запомнились длительной военной кампанией Советского Союза в Афганистане. Обычные парни отправлялись в далекую страну исполнять интернациональный долг, а возвращались в обычную жизнь, часто, уже седыми двадцатилетними ветеранами. Боль поколения отразилась в песне "Обычный автобус", которая показывает извечный конфликт отцов и детей с необычной стороны. Все началось обычно и буднично: из-за места в рейсовом автобусе. Старый ветеран упрекает молодого парня, и лишь потом узнает, что тот также воевал за сохранение мира.


В песне не дается точного описания, однако можно предположить, что действие баллады разворачивалось в ЛиАЗ-677, который в те годы был самым распространенным городским автобусом. Он выпускался с 1967 по 2005 годы на Ликинском автобусном заводе в Подмосковье. Пассажирам запомнился постоянным металлическим звоном и нежеланием ехать в горку. А из-за плавности хода и сильных кренов на резких поворотах, его окрестили "Луноходом".

ЛиАЗ-677 (желтый). Фото: m24.ru/Михаил Сипко

1990-е. "Чайф" и "Чиж" об "Икарусе"

В 1994 году группа "Чайф" выпустила солнечную песню "Оранжевое настроение", главный герой которой завтракает кефиром и батоном, после чего, пользуясь оказией, отдыхает в свое удовольствие один в квартире. Он смотрит с балкона на улицу, любуется весенними девушками, а пройдя мимо зеркала, отмечает, что своей улыбкой похож на новый "Икарус".


А годом ранее другой коллектив – "Чиж & Co" выпустил лиричную песню "Автобус". В ней музыкант наблюдает из окна рейсового автобуса за проходящей вокруг жизнью.


Венгерский Ikarus 280 выпускался с 1973 по 2002 годы. За почти тридцатилетнюю историю, было создано более 50 различных модификаций: от шикарного туристического до оранжевого маршрутного трудяги. Последний, городской сочлененный среднеприводный автобус особо большой вместимости, аккурат в годы написания обеих песен выпускался в Тушино на заводе ТМЗ.

2000-е. "Кеды" и снова ЛиАЗ

Самым молодым автобусом нашей подборки можно назвать ЛиАЗ-5292. Выпускающийся на подмосковном Ликинском автобусном заводе с 2004 года, сегодня он является основным городским автобусом Москвы. Скорее всего, именно с ним ассоциировал себя герой композиции "Молодой автобус" столичной панк-группы "Кеды". В песне, вышедшей в том же 2004 году, говорится о молодом парне, который летним днем не желает сидеть дома, а собирается идти на Арбат, чтобы встретить красивую девушку. В стремлении найти свою любовь он сравнивает себя с "молодым автобусом, рвущимся на прогулку".


Кеды-Молодой Автобус от MegaTrod на Rutube.


ЛиАЗ-5292 – российский городской низкопольный автобус. Он также является первым полностью низкопольным автобусом российского производства. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. По состоянию на июнь 2017 года, выпущено свыше 6250 экземпляров. Есть модификации с газовым двигателем, гибридные и даже полностью электрические версии.

ЛиАЗ-5292. Фото: m24.ru/Александр Авилов

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика