Новости

Новости

30 марта 2017, 14:30

Происшествия

"Тренд на сумасшедшие поступки". Чем опасна жевательная резинка для подростков

Фото: YAY/Scott Griessel

В середине марта Роспотребнадзор раскритиковал промоакцию жевательной резинки Five, на упаковке которой предлагалось сыграть в игру "правда или действие". На обертке предлагалось порядка 900 разных заданий, отчет о выполнении которых нужно было опубликовать в соцсетях. Кроме безобидных задач там предлагалось порассуждать о том, что необходимо сделать перед смертью или забраться на самую высокую точку в общественном месте. Вскоре производитель Wrigley заявил о том, что продукцию уберут с магазинных прилавков и прекратит рекламную кампанию по продвижению жвачки, а в регионах начали проверять магазины на наличие "опасной" жвачки. Эксперты m24.ru уверены, что акция была запущена намеренно, чтобы спровоцировать подростков на неосторожные действия и вызывать "вирусный" эффект в социальных сетях.

Рекламная кампания "Правда или действие" стартовала в январе 2017 года. На упаковках жевательной резинки "Five" было написано более 900 разных заданий и вопросов, отчет о выполнении которых требовалось публиковать в соцсети с хештэгом #5правдаилидействие. Кроме обыкновенных заданий, на фантиках заметили и двусмысленные призывы – сделать селфи на самой высокой точке в общественном месте или подумать о том, что необходимо успеть сделать перед смертью.

В марте детский омбудсмен Анна Кузнецова обратила внимание Роспотребнадзора на жвачку с потенциально опасными заданиям на обертке. Вскоре надзорное ведомство отреагировало и раскритиковало компанию, а производитель жвачки Wrigley заявил об изъятии жевательной резинки из магазинов и прекращении рекламной кампании из-за жалоб самих покупателей. В регионах же начали активно проверять магазины на наличие жевательной резинки Five.

"На упаковке, если и должно быть что-то написано, то только состав"

Председатель городского экспертно-консультативного центра родительской общественности при департаменте образования Людмила Мясникова пояснила m24.ru, что подобные призывы опасны не только на жвачке, они опасны вообще.

"Особенно, когда они звучат из уст каких-то людей, которые пользуются популярностью, когда они написаны на обертке какой-то продукции. Например, стоят ребята, разговаривают, разворачивают жвачку, угощают друг друга, а на упаковке при этом есть куча всякой информации и они, конечно, начинают это читать. Тут можно поймать друга на слабо или же просто шутки ради, мол, а давай попробуем? Мне кажется, что на упаковке если и должно быть что-то написано, то это состав. Что касается всего остального, любого призыва, даже самого безобидного – этого быть не должно", – уверена Мясникова.

"Wrigley – крупный международный монстр, в котором ни одно слово не выходит без согласования"

Консультант по массовому поведению Арсен Даллакян уверен, компания Wrigley намеренно запустила такое промо, чтобы зацепить тренд на сумасшедшие поступки и суицидальные мысли среди подростков. Это обусловлено желанием создать вирусный механизм, для того, чтобы молодые люди, отвечая на наиболее волнующие их темы, начали публиковать в своих соцсетях необычные поступки, мысли – и это разошлось бы по сети.

"Всем прекрасно известно, что сейчас тренд на сумасшедшие поступки: залезать на крышу, чтобы сфотографироваться – весь интернет этим заполнен. Также сегодня, к сожалению, идет тренд на всякие суицидальные мысли, суицидальные тематики. И компания Wrigley решила эти тренды использовать для своей выгоды, однозначно. Это крупный международный монстр, там ни одно слово без согласования не выходит – оно проходит тройной или даже четверной контроль: сначала идут американские копирайтеры, потом – российские и так далее. Поэтому говорить о случайности сложно – это слишком маловероятно, хотя, конечно, хотелось бы верить в лучшее", – рассказал m24.ru Даллакян.

"Любое социально подтвержденное массовое поведение обладает магнетизмом"

Он отметил, что такая реклама провоцирует девиантное поведение и представляет потенциальную опасность. Любая информация на упаковке крупного бренда – автоматически вызывает доверие и задает определенный социальный стандарт. В промо от Wrigley нет никакого конструктива, ни на какие позитивные стороны развития личности она не мотивирует, только эксплуатирует малоэтичные и печальные тренды.

"Компания задает социальный стандарт с помощью своих рекламных коммуникаций и объявляет публично, что это приемлемо. Любое социально подтвержденное массовое поведение обладает магнетизмом и подросток с неокрепшей психикой с большей вероятностью захочет повторить это действие, нежели, если он прочитает об этом в каком-то неизвестном паблике или блоге. Человек в меньшей степени будет потакать тому, что массово не подтверждено. Это эволюционная психология: мы всегда стремимся делать то, что делает большинство, чтобы избежать ошибки. Ведь наш мозг не любит ошибок, оценивает их как боль и напрасное усилие", – заключил эксперт.

Шум вокруг жвачки с неоднозначными призывами возник на фоне заявлений в СМИ о популярной среди подростков суициальной игре. Считается, что кураторы предлагали игрокам выполнить различные задания и вести фотоотчет, в финале человек якобы должен совершить суицид. В ноябре 2016 года в Подмосковье был арестован администратор так называемой группы смерти в интернете. По версии следствия, с декабря 2013 по май 2016 года злоумышленники создали восемь виртуальных сообществ в социальной сети "ВКонтакте", где открыто пропагандировали суициды и склоняли к ним несовершеннолетних пользователей.

В феврале президент России Владимир Путин поручил правительству и региональным властям усовершенствовать систему профилактики подросткового суицида. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны принять решения по совершенствованию системы профилактики подросткового суицида до 30 июня 2017 года.

В московских школах начали проводить уроки безопасности в интернете и распространять брошюры "Безопасный интернет – детям", в которой указывается как школьнику надо вести себя в Сети.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика