Выборы 2016

12.01.2016
13:24

просмотров736

Источник:
M24.ru

Разделы:
Отдыхать

Рубрики:
Премьеры, Театр

Метки:
Большой театр, Джон Ноймайер, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Щелкунчик

Распечатать

Балетные новинки этой зимы: от хип-хоп "Щелкунчика" до "Дон Кихота" в Большом

Первый месяц нового года обещает поклонникам балета множество ярких впечатлений. В столицу пожалуют иностранные гости - труппа Гамбургского балета и американцы, интерпретировавшие классического "Щелкунчика" в духе нью-йоркской стрит-культуры. Большой театр готов показать свежую версию "Дон Кихота". Об эти событиях рассказывает театральный критик Майя Крылова.

"Щелкунчик в стиле хип-хоп"

Без этого балета не обходится ни один Новый год. Но какой только облик не получал "Щелкунчик" в зависимости от места и времени создания! На этот раз герои истории про Машу и ее щелкающую игрушку возникли под влиянием уличной культуры в Америке. И танцуют не классику, а хип-хоп, да и одеты не в балетные пачки и трико, а в современную спортивную одежду. Герои спектакля похожи на подростков из молодежной тусовки. Это мир, где принято носить лиловые волосы, вязаные шапочки и джинсовые безрукавки. При этом идея "Щелкунчика" сохранена, хотя в сюжете есть изменения. Щелкунчик – продавец орехов, танцующий в волшебных кроссовках, а действие вмещает путешествие во времени, уличную вечеринку, увиденную во сне Страну снежинок и ночной клуб "Дворец страстей".

Хореограф Дженнифер Уэбер занимается хип-хопом почти двадцать лет. Теперь ее 11 танцовщиков из разных стран приезжают в Москву. Здесь им будет непросто: нужно убедить в своей версии публику, привыкшую к классической версии балета. Впрочем, Уэбер считает, что сегодня язык ее спектакля – всемирный и всем понятный. Если можно делать "Щелкунчик" на льду или в цирке (тому много примеров), почему нельзя с приколами хип-хопа?

Фото: stanmus.ru

Дата: 15 и 16 января

Место: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко


Гамбургский балет. Балет "Пер Гюнт"

"Пер Гюнт" – это, как гласит анонс, вольная интерпретация одноименной пьесы Ибсена. История парня, погнавшегося за ложными мечтами, и история его девушки Сольвейг, много лет ждущей любимого авантюриста, который лишь на склоне жизни увидит химеры своего пути: "Она сохранила, а он расточил... О, если бы можно начать все сначала..."

Вместо музыки Грига к "Пер Гюнту" всемирно известный хореограф, глава Гамбургского балета Джон Ноймайер использует более современную партитуру Альфреда Шнитке (его музыка, кстати, написана специально для балета). Премьера прошла в Гамбурге в 1989 году, но в прошлом сезоне Ноймайер сделал новую редакцию спектакля, которую и покажет в России.

Следуя за Ибсеном, хореограф уходит от прямой иллюстрации сюжета, превращая сказочную притчу на материале XIX века в еще более жесткую метафору человеческой судьбы в наши дни, а в итоге – на все времена. Действие балета связано с театром, с маской и с идеей перевоплощения: в странствиях Пер Гюнт попадает то на балетный смотр, в котором идея состязания выхолощена до пародии, то на костюмированный исторический боевик, где пошлые картонные персонажи имитируют живые чувства. Понятно, что на чистой классике не построишь такое разноплановое повествование о поисках смысла. Хореограф вообще не ограничивает себя каким-то одним видом танца: Ноймайеру нужно все – современная угловатость и давно разработанная балетная пантомима, снижающий гротеск и возвышенные балетные арабески.

Картинка балета пестра. У Пер Гюнта множатся двойники; тролли, похожие на людей, рыскают меж людей, смахивающих, в свою очередь, на троллей; современные костюмы деревенских норвежцев предшествуют одеждам древних римлян и экзотических арабов, а звуки фокстрота сменяются то ехидными, то лирическими звучаниями. Пер Гюнт, как и у Ибсена, пытаясь ухватить жизнь за хвост, теряет сам себя в сатирически-тщетной суете. И только верная Сольвейг в белом платье принимает героя, таким, каков он есть, демонстрируя спасительную верность в финальном дуэте-адажио.

Фото: facebook.com/hamburgballett

Дата: 20-24 января

Место: Большой театр


"Дюймовочка"

Театр Балет "Москва" предлагает спектакль для всех возрастов и семейного просмотра. Молодые хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев взяли "Времена года", Чайковского: ведь по ходу действия на сцене один сезон сменяет другой. Но "Времена", написанные Петром Ильичом, творчески переосмыслены композитором и музыкантом Аркадием Марто – пионером российской электроники. Для балета "Дюймовочка" Марто создал, как он говорит, "легкий и космический саунд-дизайн", в который включены звуки природы и куски тишины. Старая сказка тоже обыграна по-новому: Дюймовочка теперь кукла, живущая у маленькой девочки. Жизнь куклы в кукольном домике и жизнь девочки в ее "реальном" мире – по замыслу авторов, две стороны одной медали. Дюймовочка – часть игры ребенка, которая перекликается с постепенным взрослением героини, отражая детские страхи, игру воображения и мечты. Петербургский художник Сергей Илларионов построил на сцене большой кукольный дом, в котором предметы крупней людей, а разнообразные видео-эффекты создают иллюзию волшебства. Детская комната сменится кротовой норой, а лягушачье болото станет волшебной поляной, на которой пляшут эльфы. А танцы обещаны самые разные: "танцуют все и на всем – на пуантах, босиком, на лыжах и даже в ластах".

Фото: https://www.facebook.com/BaletMoskva/

Дата: 30-31 января

Место: Культурный центр ЗИЛ


"Дон Кихот"

Это не подробная история приключений Рыцаря Печального образа и его оруженосца, хотя и Дон Кихот, и Санчо Панса, конечно же, появятся на сцене. И это не совсем премьера, хотя Большой театр именно так позиционирует перенос искрометной балетной комедии с Новой сцены театра на Историческую. Ведь "Дон-Кихот" в постановке Александра Горского – одна из знаковых постановок Большого. Впрочем, балет на музыку Минкуса по мотивам романа Сервантеса давно в ГАБТе не показывали, и публика успела соскучиться. Да и картинка, без сомнения, изменится. Спектакль переоденут в новые костюмы и декорации по эскизам художника Валерия Левенталя.

Старинный "Дон-Кихот" – блистательный образец балета московской школы, где в танец нужно бросаться как в омут, с головой. В основе действия всего один (да и тот сильно изменен) эпизод из романа – интриги вокруг свадьбы нищего, но неотразимого цирюльника Базиля и дочки трактирщика Китри, которую расчетливый папа прочит за глупого, но богатого дворянина. Зато все, что в России думают и знают об Испании, вложено в каскад разнообразных танцев и юмористических мизансцен. На сцене царят томность и страсть. Плюс юбки с оборками, перебор гитарных струн, сверканье плащей тореро и красные розы в женских волосах.

"Дон-Кихот" – возможность представить "парадный портрет" труппы, для которой есть и премьерские па-де-де, и сцена видений (бенефис классического кордебалета), и массовые пляски, и острохарактерные пантомимные роли. За годы существования "Дон-Кихота" с его балетным текстом, да и с музыкой произошли серьезные перемены, поскольку каждый редактор вносил свое. Иногда это шло на пользу балету, иногда – не очень. Большой театр предлагает хореографическую редакцию 1999 года Ее сделал Алексей Фадеечев, очистивший спектакль от совсем уж неуместных новшеств.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Дата: 2-7 февраля

Место: Большой театр


Майя Крылова

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть