Новости

Новости

29 декабря 2015, 00:01

Город

Сергей Дьяков: "В Новый год контролеры будут справедливыми"

Фото: пресс-служба ГКУ "Организатор перевозок"

В этом году количество "зайцев", использовавших чужую социальную карту москвича в метро, увеличилось на 110 процентов. Власти придумали новые способы борьбы с такими нарушителями − блокировать транспортный чип на карте. О том, как будет усилена безопасность в метро и наземном транспорте и почему исчезнут маршрутки, не прошедшие конкурс, рассказал в интервью m24.ru глава Государственного казенного учреждения "Организатор перевозок" Сергей Дьяков.

− Сергей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, на какой стадии переход на новую модель управления коммерческими перевозчиками?

− Все 63 конкурса на 211 маршрутов, которые были запланированы, мы отыграли. С победителями подписаны контракты, сейчас они готовятся выйти на маршруты: закупают автобусы, подбирают персонал, оборудуют транспортные базы. На это им дается полгода. Предполагается, что на маршруты перевозчики начнут выходить в конце весны 2016-го.
В настоящий момент по новой модели в Москве работает два перевозчика – ООО "Автокарз" и ООО "Транс-Вей". "Автокарз" обслуживает два маршрута – № 199к и № 368, которые отправляются от станции метро "Сходненская". Компания работает там больше двух месяцев. А 18 декабря на маршрут № 320 – от Киевского вокзала до 2-го Мосфильмовского переулка – вышла компания "Транс-Вей".

Власти Москвы утвердили новую схему работы с частными перевозчиками

− У "Автокарз" получается самостоятельно обслуживать свои маршруты? Были сообщения, что там работают еще несколько перевозчиков.

– Перед выходом на маршруты всегда просчитывается, сколько транспорта нужно для работы на каждом направлении, поэтому мощностей, конечно, хватает. Другой вопрос – есть ли на маршрутах так называемые нелегалы. Компания "Автокарз" как первый перевозчик, который работает по государственному контракту, вынуждена переживать нечестную конкуренцию со стороны ООО "Автокэб", у которого, естественно, нет разрешения работать на этом маршруте. Компания прикрывается лицензией на осуществление таксомоторной деятельности, но возит пассажиров по регулярному маршруту, то есть работает не как такси, а как обычный рейсовый автобус. При этом качество услуг такого перевозчика, как и любых нелегалов, никто не гарантирует.

Наша цель – чтобы на этой территории работал только перевозчик, который заключил государственный контракт с городом. При содействии наших сотрудников было проведено совместное мероприятие с районным отделом участковых, в результате чего компания "Автокэб" оштрафована на 40 тысяч рублей за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения. Хочу подчеркнуть, что в этом деле на нашу сторону встал и мировой суд: было доказано, что лицензия на осуществление таксомоторной деятельности не дает компании права работать на регулярном маршруте. До того момента, пока перевозчик не оплатит штраф, его автобус будет находиться на спецстоянке.

− И они больше не имеют права выйти на маршрут?

– У них никогда и не было такого права. Мы готовим серию мероприятий, снова вместе с полицейскими. Наша цель – лишить нелегалов возможности эксплуатировать маршруты, чтобы москвичи получали качественную услугу. Повторюсь, на маршрутах, которые обслуживают в рамках госконтракта, качество сервиса гарантирует департамент транспорта Москвы.

− Как вы выбрали эти 211 маршрутов, которые отдали частным перевозчикам?

− В рамках внедрения новой модели управления коммерческими перевозчиками пересматривалась и маршрутная сеть. Этим занимались профессионалы из "МосгортрансНИИпроект": они проанализировали все городские маршруты, сравнили их, убрали дублирование и оставили 211.

− Какова в целом картина с общественным транспортом в Москве?

− ГУП "Мосгортранс" обслуживает 70 процентов городских маршрутов, на частных перевозчиков приходится 30 процентов. Где-то они совпадают с существующими, где-то появились новые остановки, изменилась трасса следования. При планировании всех этих направлений учитывалось расположение социальных объектов: школ, больниц, многофункциональных центров. Не исключено, что, если возникнет необходимость, будут вводиться новые направления. В Москве маршруты общественного транспорта регулярно корректируются в зависимости от потребностей города: строительство новых объектов, ремонт дорог и прочее.

Легальной возможности заниматься извозом, кроме госконтракта, не будет

− Выходит, что частных перевозчиков, которые не выиграли конкурсы, в Москве больше не останется?

− Да, частные перевозчики перейдут на работу по государственным контрактам, другой возможности легально заниматься городскими пассажирскими перевозками в Москве не будет. Город подписал контракты с восемью компаниями: "Трансавтолиз", "Гепарт", "Таксомоторный парк № 20", "Альфа Грант", "ТК РИКО", "Гортакси", "АвтоКарз" и "Транс-Вей". Я реалист и понимаю, что некоторые направления продолжат обслуживать нелегалы. Но, во-первых, пассажиры легко смогут отличить их: легальные автобусы будут свеже-синего цвета, и там будут принимать билеты городского тарифного меню. А во-вторых, наши работники совместно с другими контрольно-надзорными органами будут выявлять компании, которые работают без разрешения департамента транспорта и наказывать их, в рамках транспортного законодательства конечно. Что касается маршрутов между Москвой и областью, они будут работать так же, как и раньше, я имею в виду без госконтрактов.

− Есть ли риск, что из-за роста курса доллара частные перевозчики не успеют закупить новые автобусы к указанному сроку?

– Государственный контракт сделает бизнес перевозчиков более стабильным и прогнозируемым – появится надежный источник дохода. Кроме того, правительство Москвы ежегодно выделяет частным перевозчикам субсидии в размере 604,8 миллиона рублей для аренды, покупки или лизинга транспорта. Пока перевозчики закупают транспорт и оборудуют базы, перевозить пассажиров будут компании, которые работают сейчас. Наша задача – перевести все маршруты на новую модель так, чтобы москвичи не почувствовали дискомфорта.

Тайные пассажиры со временем стали явными

− Для контроля перевозчиков используете ли вы такой способ, как "тайный пассажир"?

− Тайные со временем уже стали явными. Создан специальный отдел, который контролирует работу коммерческих перевозчиков по государственным контрактам. Наши специалисты ежедневно ездят на новых автобусах, пока только на трех новых маршрутах, и, если видят нарушение госконтракта, фиксируют все на фото. Пока они обнаружили несколько мелких несоответствий, ничего серьезного. Жалоб на работу перевозчиков от граждан также не поступало.

− В целом как вам удается бороться с нелегалами, есть ли результаты?

− Совместная работа с другими контрольно-надзорными органами, прежде всего с ГИБДД, Госавтодорнадзором и полицией, позволила на 40 процентов сократить количество нелегалов в Москве. С начала года была прекращена деятельность организаций, которые незаконно эксплуатировали 104 маршрута, среди них 61 городской и 43 межрегиональных. Нелегальные автобусы опасны тем, что качество сервиса на них никто не контролирует и неизвестно, когда транспорт проходил техосмотр, в порядке ли здоровье водителя. А все это – угроза безопасности пассажиров.

В столице усилили контроль за междугородными перевозками

− А за международными рейсами ваши сотрудники тоже следят?

– К сожалению, в последнее время тема международных перевозок пассажиров стала очень актуальной. Только в конце года произошло две аварии с участием нелегальных перевозчиков из Армении и Украины, в обоих случаях были жертвы.

Нелегальные перевозчики предлагают поездки из Москвы в Белоруссию, Грузию, Киргизию, Армению, Молдавию и Украину. Билеты, как правило, продают в интернете или прямо на месте отправления.

Пользуясь услугами таких компаний, пассажиры рискуют своими жизнями. Зачастую водители там не соблюдают режим труда и отдыха, а перед выходом на линию не проходят медицинский осмотр. К тому же на таких рейсах у пассажиров часто не проверяются документы и багаж. Таким образом, нелегальные международные маршруты – это канал, который может быть использован преступниками для доставки на территорию России наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, а также перевозки лиц, причастных к террористическим организациям. Поэтому предотвращение таких рейсов – одна из основных задач для нас.

Нелегальные перевозчики предлагают поездки из Москвы в Белоруссию, Грузию, Украину

− Какие меры вы принимаете?

− В начале ноября наши работники наладили сотрудничество с международным отделом Управления Госавтодорнадзора. С тех пор мы организуем совместные мероприятия для проверки деятельности компаний, которые возят пассажиров за границу без разрешения Министерства транспорта РФ. За полтора прошедших месяца совместными усилиями мы задержали и привлекли к административной ответственности 26 водителей, они должны заплатить штраф от 100 до 150 тысяч рублей.

Кроме того, 11 автобусов выведены из оборота, перемещены на спецстоянку до оплаты штрафа. Проблема в чем? Автобусы изымают, компания выплачивает штраф и продолжает дальше работать, не оформляя разрешения, потому что им это выгодно. Есть масса вещей, которые от легального перевозчика требуются: это расходы на автовокзал, страховку и прочее. Но нелегал не несет их, вот в чем дело. Мой совет: не надо рисковать своим здоровьем, пользуйтесь услугами официальных перевозчиков, которые отправляются с автовокзалов.

На "Комсомольской" за один месяц наши работники оштрафовали порядка 900 нарушителей

− Что касается безопасности пассажиров, следят ли за этим ваши контролеры?

– Конечно, все наши работники на посту всегда думают о безопасности пассажиров. Они знают, как распознать подозрительных людей и предметы. Такие рекомендации разработаны Федеральной службой безопасности и доведены до наших сотрудников – обращать внимание на пассажиров, скрывающих лицо, в темных очках, одетых в закрытую одежду и так далее. Кроме того, контролер обязан сообщить в полицию, если увидит в транспорте подозрительную сумку или сверток. В этом случае машину отгонят на безопасное расстояние, вызовут оперативную группу. Такое периодически происходит, наши контролеры находят подозрительные предметы в автобусах или трамваях. Но каждый раз тревога оказывалась ложной, это были просто сумки, которые забыли пассажиры.

Напомню, что у нас 539 контролеров, из которых в наземном транспорте работают 315 сотрудников, а в метро – 224. Конечно, на всех станциях и маршрутах контролеры не находятся все время, а постоянно перемещаются. К примеру, на "Комсомольской" за один месяц наши работники оштрафовали порядка 900 нарушителей.

− Продолжим тему контролеров, в этом году вы анонсировали то, что их внешний вид изменится, они наденут новую форму. Когда это произойдет?

− К марту следующего года все наши сотрудники переоденутся в новую удобную форму. Она будет выполнена в серо-синей гамме, со светоотражающими полосками, чтобы в темное время суток наши работники были заметны на дороге. Кроме того, девушки-контролеры в теплое время года будут носить юбки. Понимаете, мы хотим, чтобы для пассажиров общение с контролерами проходило максимально приятно, хоть они и накладывают штраф. Внимание обращаем на все: и на манеры работников, и на то, как они выглядят.

Как отличить контролера общественного транспорта от мошенника

− Контролерам и самим наверняка будет приятнее работать в новой форме. Еще как-то планируете облегчить их работу, стоит ждать каких-то новшеств?

− Да, готовим. Кстати, это будет интересно и пассажирам. Сейчас контролеры проверяют билеты с помощью персональных устройств (ПУсКов), на которых отражается вся информация о последней отметке у валидатора. По карте "Тройка" или другому билету с лимитированным количеством поездок могут пройти двое пассажиров, однако наши устройства показывают только последний проход. И может возникнуть двусмысленная ситуация, когда пассажиры оплатили проезд, а контролер не может в этом убедиться. С весны 2016 года мы планируем так настроить ПУсКи, чтобы они показывали все предыдущие проходы и конфликтных ситуаций между пассажирами и контролером больше не возникало.

− А как вы работаете с зайцами, которые пользуются чужими социальными картами?

− С января 2015 года мы не изымаем социальные карты, но штрафуем пассажиров при каждом случае неправомерного использования чужих льгот. К сожалению, многие пассажиры не учатся на своих ошибках. Этот вывод я делаю на основе статистики: количество выявленных случаев использования чужой социальной карты в метро по сравнению с прошлым годом увеличилось на 110 процентов. Чтобы бороться с такими нарушениями, в 2016 году мы будем внедрять новую схему работы, в результате которой будет приостанавливаться транспортное приложение карты, и ей нельзя будет воспользоваться, пока владелец не обратится с заявлением о разблокировании. Чтобы внедрить это, сейчас прорабатываем технические и законодательные вопросы. Думаю, систему запустим весной.

"В деталях": Какие дополнительные функции появятся у соцкарты москвича

− А как часто пассажиры пытаются проехать без билета?

– В 2015 году контролеры ГКУ "Организатор перевозок" выявили 321 тысячу нарушений в общественном транспорте Москвы, что эквивалентно почти 408 миллионам рублей штрафов. Оплачено в этом году почти 190 миллионов рублей. Кроме того, по сравнению с прошлым годом сумма, которую взыскали судебные приставы по нашим обращениям, увеличилась на 38 процентов.

Добавлю, что на добровольную оплату штрафа дается 60 дней. Потом он передается судебным приставам. Оплачивать штрафы можно через сайт государственных услуг (pgu.mos.ru), в отделениях и терминалах Сбербанка, доработки своих систем ведут "ВТБ" и "Банк Москвы".

− Впереди праздники, будут ли контролеры более лояльными к новогодним зайцам?

− Отвечу честно: они будут справедливыми.

Беседовала Марина Курганская

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика