20.10.2015
14:35

просмотров3904

Источник:
M24.ru

Разделы:
Отдыхать

Рубрики:
Концерты, Музыка

Метки:
Пикник, Эдмунд Шклярский, концерт

Распечатать

Эдмунд Шклярский: "У нас Бетховен будет играть на огнедышащем органе"

Фото предоставлено пресс-службой

У Эдмунда Шклярского, бессменного лидера петербургской группы "Пикник" в этом году – юбилей. Однако отмечает его Эдмунд как истинный музыкант – в концертном туре с новой программой "Большая игра". В преддверии московского концерта группы, который состоится 1 ноября в Крокус Сити Холле, обозреватель m24.ru Павел Сурков поговорил с Эдмундом Шклярским о маске Бетховена, виниловом каталоге и об эмоциональном заряде, полученном от Роберта Планта.

– Хочу поздравить вас с юбилеем – и отсюда первый вопрос: что для вас означает эта юбилейная дата, вы ей придаете какое-либо значение, или это всего лишь один день из многих в году?

– Обычно я дни рождения отмечаю, как говорится, в узком семейном кругу. А публично мы празднуем и отмечаем даты, связанные с группой – собственно, юбилеи "Пикника" или годовщины выхода того или иного знакового альбома. Но в этом году я понимаю, что не отвертеться, так что планируется два юбилейных концерта: в Санкт-Петербурге и в Москве в январе, в Александринском театре и в Доме музыки. Это будут специальные камерные концерты, мы для них, наверное, сделаем специальную постановку. Но пока об этом еще рано говорить – у нас только-только начался концертный тур "Большая игра" и ближайшее выступление в Москве состоится 1 ноября в Крокус Сити Холле.

– Казалось, у "Пикника" совсем недавно вышел сборник "30 световых лет", и тут вы готовите новую антологию – альбом "Большая игра", которому и посвящен нынешний тур. С чем это связано – не многовато ли сборников за последнее время?

– Дело в том, что у нас сложилась практика выдавать по новому альбому примерно раз в два года. Но мы понимаем, что есть желающие увидеть от нас новый музыкальный продукт – при этом я понимаю, что им не всегда нужен новый полноценный альбом. Я, например, на iTunes довольно часто покупаю сборники групп, которые мне интересны, но при этом я не разбираюсь досконально в тонкостях их дискографии и могу даже не знать, сколько у них альбомов. Я приобретаю сборник, чтобы иметь представление о творчестве. Конечно, наши преданные слушатели знают, где в каком альбоме и на каком месте звучит та или иная песня. Ну а для тех, кто просто хочет познакомиться с нашей музыкой – мы делаем сборник.

Фото предоставлено пресс-службой

– Кстати, о песнях на своем месте – насколько для вас важна последовательность песен на сборнике, в частности, на "Большой игре"?

– В сборниках не так все жестко – это над номерным альбомом ломаешь голову, а на сборнике важнее соблюсти темпоритм: быстрая песня, затем медленная и так далее. Это несколько более простая задача, хотя и над ней надо поработать.

– Я вспоминаю времена, когда только вышел альбом "Иероглиф" – я принес эту пластинку домой, поставил на проигрыватель, и просто обалдел от звучания: это было невероятно стильно и модно по тем временам, никто в стране так не звучал! И при этом вы сохранили свое звучание и по сей день – и преуспели: кажется, в мировых чартах снова сквозит интерес к плотной гитарно-клавишной музыке 80-х… Что это – предчувствие?

– Когда мы только начинали репетировать и пробовать что-то записать – это было самое начало 80-х – один наш добрый знакомый, который в ту пору присутствовал на всех наших репетициях, мне посоветовал: "Ищи свой звук – даже если ты играешь одну ноту, то всем должно быть понятно, что играешь ее именно ты". Так что мне, как говаривал Кашпировский, "дали установку", и она сыграла свою роль – пусть это будет одна нота, но она должна быть сыграна качественно и узнаваемо. Отсюда все и пошло – мы стали следить за звучанием и закреплять его, вот и все.

– Про одну ноту – не могу не вспомнить одно ваше давнее интервью, где вы сказали, что хотели бы написать идеальную песню, в которой бы звучали одна нота и одно слово. Вы нашли эту "дзен-песню"?

– Нет, не нашел, конечно, но и не сказал бы, что прямо-таки упорно ее ищу. Конечно, меня всегда завораживали аскетические подходы к музыке, когда ты с помощью минимальных сил, очень скупыми средствами достигаешь каких-то музыкальных высот. То есть мне всегда нравилась простая, но вместе с тем глубокая аранжировка – вроде, понятно, как все сделано, но вместе с тем – совершенно не понятно. Волшебство какое-то получается.

– Я внимательно слежу за вашим творчеством, и у меня складывается впечатление, что с каждым новым альбомом "Пикника" я как будто перехожу на новый уровень понимания мира. В каждом альбоме вы открываете слушателю новые секреты о том, как устроен этот мир и все процессы в нем. Скажите, это мое субъективное ощущение, или вы именно так и строите свое творчество?

– Хотелось бы, чтобы ваши слова были правдой – это чрезвычайно лестно. Будем честны: каждый, кто сочиняет, хочет сочинить хорошую песню – редко кто хочет сочинить плохую (смеется). Но то, что получается – не всегда зависит от автора, тут все по-шахтерски: надо копать, копать и копать, и тогда, может быть, ты найдешь то зерно, которое может быть заложено в ту самую песню, которая зазвучит так, как она должна зазвучать. А потом из зазвучавших песен сложится альбом.

Фото предоставлено пресс-службой

– На концертах "Пикника" всегда невероятно красивая сценография, где вы реализуетесь и как художник. Увидим ли мы на концертах тура "Большая игра" новых персонажей?

– Мы идем в ногу с технологическим прогрессом: для новой программы мы впервые использовали 3D-принтеры. У нас появится новый персонаж – Бетховен, и для его маски мы сканировали настоящий портрет Бетховена, и в итоге получилась маска, которая очень похожа на живого композитора, как нам кажется. В новой песне "Большая игра", в честь которой и названа программа, Бетховен будет играть на огнедышащем органе – это наш новый инструмент, он, конечно, не такой большой, как орган в филармонии, у него всего восемь клавиш, но он вполне работоспособен, и уже отлично сыграл в первых концертах тура.

– Эскизы этого органа вы выкладывали на своем сайте. А что со старыми инструментами – увидим ли мы новоегипетский инструмент и живую виолончель?

– Живая виолончель отдыхает после предыдущего тура. А девушка будет выходить на сцену со светящимся шаром – элементом светового инструмента, на котором я тоже буду играть. Он похож на тот, что раньше использовался в песне "Серебра!", но мы его немного доработали – так что приходите на концерт, увидите сами.

– В "Пикнике" уже несколько лет на клавишных играет ваш сын Стас. Скажите, как вам с ним работается – соблюдается ли семейная субординация, или же вы стали полноправными коллегами-музыкантами?

– На концертах, естественно, не думаешь о том, кто с кем в каких родственных связях состоит. У меня мама тоже была преподавателем музыки, но всегда считалось, что родители толком научить детей играть на музыкальных инструментах не могут: дети капризничают, упрямятся, так что шансов на хороший исход немного. Правда, бывают и исключения – Паганини, например, научил-таки своего сына играть на скрипке. Так что я не стараюсь и не старался сына учить – мы просто находим общий язык, вот и все.

– Впервые вы записали своих детей на альбоме "Стекло". Могли ли вы представить, что через много лет Стас будет стоять с вами на одной сцене?

– Да, на "Стекле" они пели в одной песне высокими детскими голосами… При этом я не ставил перед собой задачи сделать из сына музыканта во что бы то ни стало. Меня отдали в музыкальную школу, я отдал сына в музыкальную школу – просто потому, что дополнительное музыкальное образование еще никогда никому не вредило. Так что все вышло так, как вышло, не более того.

– Какую музыку вы сегодня слушаете? Сильно ли поменялись ваши вкусы за эти годы?

– У меня музыкальные привязанности довольно старые – например, недавно мы посетили концерт Роберта Планта и это, на удивление, было очень приятно. Он в отличной форме, прекрасно поет, был очень мощный концерт, который нас здорово "зарядил". Одно дело – слушать эти песни дома или в машине, а совсем другое – когда они звучат на концерте. У Планта это получилось просто замечательно.

Фото предоставлено пресс-службой

– Вы выпустили каталог "Пикника" на виниле. Что это – дань моде или личная привязанность к виниловому носителю?

– О лично привязанности говорить сложно, у меня, например, пока так и нету проигрывателя. Но раньше, конечно, прослушивание пластинок было определенным священнодействием: группа людей садилась среди комнаты, ловила стереоэффект и кайфовала. Сейчас поменялся темп жизни – и музыку слушаешь во время переездов: в автобусе, поезде, самолете, как-то не до комнат с приглушенным светом. Но, к моему удовольствию, мода на винил вернулась – и мы ее поддержали: всегда приятно подержать в руках пластинку, посмотреть, как оформлен альбом, это же целое произведение искусства порой бывает, многие художники оформляли диски как произведения искусства, как, например, Гигер делал обложку диска для Кита Эмерсона.

– Часто вместе с "Пикником" на сцену выходят ваши друзья-музыканты. Будут ли на московском концерте специальные гости?

– Пока мы об этом не думали. Скорее всего, появится струнная группа – то есть будем на сцене мы и еще какие-нибудь экзотические инструменты. А насчет гостей пока ничего сказать не могу.

Фото предоставлено пресс-службой

– На новом альбоме группы "Мельница", который выходит в октябре, вы присутствуете в качестве гостя. Расскажете об этом сотрудничестве?

– Мы вместе выступали на концерте в Санкт-Петербурге, и там исполняли одну песню, для которой я потом записал партию куплета и припева. Я, если честно, еще не слышал окончательного варианта, но уверен – получилось интересно.

– И, наконец, последний вопрос – что вас сегодня больше всего вдохновляет?

– Понятия не имею. Вдохновение – это такая штука, которая от тебя, в общем-то, не зависит. Как сказал кто-то мудрый, "если все время ждать вдохновения – то оно не придет никогда". Так что единственный способ – стараться все, что пришло тебе в голову, зафиксировать – записать на бумажке, наиграть на диктофон, потому что иначе оно растворится в воздухе и просто исчезнет. Надо успеть поймать то, что пришло к тебе в голову, а дальше – посмотреть, что из этого получится.

Павел Сурков

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть