Выборы 2016

29.09.2015
19:13

просмотров5597

Источник:
M24.ru

Метки:
билеты, спекулянты

Распечатать

Театральные спекулянты: как работает подпольный билетный бизнес

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

В России планируют ввести новые правила возврата билетов на концерты и спектакли. Тот, кто захочет сдать билет менее чем за два часа до начала мероприятия, не сможет получить денежную компенсацию. Соответствующий законопроект разработали в Министерстве культуры, планируя таким образом ударить по перекупщикам. Пока же спекулянты чувствуют себя вполне вольготно, а билетная мафия остается довольно серьезной организацией с крупным денежным оборотом и своими законами. Корреспондент m24.ru разобрался в перипетиях паразитического бизнеса.

***

Около семи часов вечера, Петровский переулок. Здание в псевдорусском стиле архитектора Чичагова осаждает толпа, пытающаяся уместиться в узкий коридор, ведущий в фойе Театра наций, где дают недавнюю премьеру "Сказок Пушкина". 130 лет назад здесь был другой театр – Корша. Были другие постановки – в 1885 году здесь ставили гоголевскую "Женитьбу". И даже публика. Впрочем, голодных студентов, волооких длинноногих красавиц и их хамоватых спутников здесь всегда хватает.

Совершенно неизменной осталась и эта картина: пара-тройка хитрых физиономий полуутвердительно повторяют: "Билетик не нужно?"

Я даже не успеваю подойти к ним, когда человек, похожий на располневшего Олега Меньшикова, вылавливает мой ищущий взгляд из толпы, в два счета оказывается рядом и заговорщически произносит:

– Два билета в партер, парень, бери, дешево!

– А откуда билеты?

– Как откуда? – искренне удивляется он. – Из кассы.

– А зачем же вы в кассе купили и мне теперь перепродаете? Я мог бы сам в кассе купить.

– Ты ненормальный, что ли?

Как только я сообщаю, что я журналист и пишу о билетных спекулянтах, интеллигентное лицо моего собеседника вытягивается в недовольную гримасу, чтобы через две минуты и вовсе стать рылом, периодически сверлящим меня маленькими глазками (вот уж мастер перевоплощений).

Пока этого не произошло, он то обвиняет меня в УДО Евгении Васильевой, то объявляет себя защитником угнетенных:

– Видишь, номинал – семь тыщ! – "Меньшиков" тычет пальцем в цену. – А я за три с половиной тебе отдаю! Кто я после этого? Робин Гуд!

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

***

Старое московское слово "барышники" (барыш – заработок, деньга) давно затерялось в закоулках театрального квартала столицы, оставив нашему времени лишь огрубевшее блатное "барыга". В эпоху первых коршевских и мхатовских постановок именитые спекулянты, "якубчики" (по имени тогдашнего билетного короля – клинского мещанина Ш.У. Якубчика. – m24.ru), ставили около театров "жужжалок" – зазывал, которые сводили заинтересованную публику и билетных торгашей в китайгородских подворотнях или на задворках Охотного Ряда . Даже громкий судебный процесс не остановил тогдашнюю билетную мафию – в статье газеты "Совершенно секретно" от 2007 года писатель Валерий Яхро (связаться с ним не удалось) приводит следующие факты:

"Снова выйдя сухим из воды, Король взялся за старое, и в течение 1912 года прибрал к своим рукам весь билетный бизнес в Москве. Якубчик стал фактически диктовать цены на театральные билеты, и дело дошло до того, что осенью, с началом нового сезона, учащаяся молодежь, желая "сбросить якубчиково иго", попыталась учредить "Общество борьбы с театральными барышниками".

Говорят, что Якубчик и его люди, узнав из газет о начале очередной компании против них, долго смеялись, а потом Король, которому было лишь 38 лет, за подписью "Старый кассир" опубликовал в "Московском листке" заметку увещевательного характера, завершив ее такой фразой: "Вы хотите бороться со старыми волками? Бросьте, молодые люди! Ничего у вас не выйдет. Только неприятностей и сраму наживете. Уж поверьте старику: такие попытки предпринимались не раз и более серьезными людьми, но всякий раз барышники брали верх".

Журналист и писатель, автор книги "Москва. Городские легенды" Олег Фочкин рассказывает мне, что настоящее "время Ч" билетной мафии столицы наступило в советскую эпоху:

– Для царской России спекулянтство все же не было таким массовым явлением. "Жучки" возникли во времена дефицита, когда дефицитом было все – в том числе и спектакли. Пик пришелся даже не на семидесятые годы, а на следующие два десятилетия. Тогда в Москве появилась целая преступная сеть. На эту тему неоднократно делались публикации в крупнейших изданиях, органы совершали облавы, устраивали показательные посадки спекулянтов. В 90-е годы доходило до стрельбы у Большого, чужих людей туда не пускали.

По словам Фочкина, в те годы очередь в Большой театр выстраивалась еще ночью и со всей уместной здесь атрибутикой: ночевки в машинах, номера, записанные на руке, списки... Однако, когда касса открывалась (речь идет о первом дне предпродажи!), оказывалось, что билетов там либо нет вовсе, либо есть, но очень мало. В итоге попасть в Большой по номиналу удавалось немногочисленному меньшинству – 20-30 счастливчикам.

– Ситуация очень простая. Еще до старта продаж большую часть билетов кассиры передавали спекулянтам, – объясняет Фочкин.

Грели руки на дефиците все, кто мог.

Олег вспоминает, что в ту пору в ходу были и двойные билеты, и просто откровенные подделки.

– Я помню, как в 1979 или 1978 году было анонсировано, что в ДК "Красный балтиец" (располагался на улице Космонавта Волкова. – m24.ru) выступит "Машина времени". Представляешь себе, что это было тогда? И билеты продавались по очень серьезным ценам. И вот в день концерта собравшиеся около ДК поняли, что никакого концерта не будет и не должно было быть. И никто из "машинистов" вообще не в курсе. В итоге Макаревич, кстати, выступил спустя какое-то время для публики, купившей эти поддельные билеты.

Фото: ТАСС/Сергей Карпов

***

Сегодня подделки и "двойников" встретишь едва ли. А вот сама схема в театрах работает примерно так же. Мои собеседники – Иван (здесь и далее в этой главе имена изменены по просьбе собеседников. – m24.ru), сотрудник одной из многочисленных фирм по перепродаже билетов через интернет, и Анфиса, человек, хорошо знакомый со столичными дельцами, – говорят мне, что сама схема не изменилась. Цепочка начинается с кассиров или даже администраторов.

– Как только на сайте театра появляется анонс спектакля и становится возможна покупка билетов, каким бы быстрым вы ни были, лучший билет все равно не приобрести. Лучшие – это те, где идеально соотносятся цена и качество просмотра. Не очень дорого, но все видно. Дело не в скорости продаж, а в том, что их нет изначально. Администрация театра не выставляет их на сайт, а сразу оставляет себе для спекулянтов. Это, конечно, неофициально, все делается тайно, инкогнито. Всего за год после открытия театра после реконструкции все перекупщики, работавшие в этом деле, приобрели себе квартиры в Москве. Я это знаю точно. Представляете, какие доходы? – говорит Анфиса.

Во время нашей беседы она звонит некой Татьяне, и мне удается расспросить ее по громкой связи. Татьяна объясняет, что администраторы театров отдают спекулянтам не только билеты, но контрамарки, предназначенные музыкантам, журналистам, актерам. Проходки и билеты уплывают, как правило, в интернет. Спекулянты, стоящие у театра, – низшая каста, и их совсем немного. По ее словам, например, у Большого постоянно работает всего порядка пяти-шести человек. Однако встроиться в эту систему трудно. Девушка вспоминает случай, когда попросила знакомого продать парочку ненужных контрамарок.

Знакомому довольно быстро объяснили, что делать этого не нужно. В противном случае обещали пробить голову трубой.

Мой приятель Иван работает в одной из фирм, занимающихся перекупкой билетов у спекулянтов. Такие перекупщики – каста повыше. Здесь все официально. Фирма небольшая – крошечный офис во дворах Сретенки, трое сотрудников на телефонах и директор. В интернете у конторы три разных сайта, которые поддерживаются в топе "Яндекса" через систему контекстных объявлений. Билеты перекупаются на специальной онлайн-бирже:

– Есть два сайта, может, и больше, я точно не знаю. Один для зрителей, другой для контор: zriteli.ru и zriteli.market.ru соответственно. Второй – платный, каждый вход стоит 250 рублей. И спекулянты для нас торгуют по одной цене, подешевле, для обычных покупателей – по другой. Это смотря какой спектакль. Недавно у меня был билет в партер на "Баядерку" в Большом или Немировича-Данченко, точно не помню... Цена по номиналу составляла 10 тысяч рублей – а спекулянты нам продавали по 22 тысячи рублей.

Для обычных зрителей они сделают накрутку еще три-четыре тысячи.

– А вы сколько накручиваете сверху?

– Мы накручиваем минимум тысячу. От шести тысяч – две, от десяти – две с половиной, от пятнадцати – три. Если бабуся какая не может заплатить, там, то накручиваем рублей пятьсот, ну чисто за доставку ей.

– А где берут билеты спекулянты?

– На ажиотажные спектакли дают два билета в руки. Спекулянты как делают – берется двадцать человек, им дают по тысяче рублей, итого у перекупщика сорок билетов. Некоторые кассиры продают спекулянту с небольшой накруткой себе. Условно говоря, билет стоит тысячу рублей – они продают за тысячу двести. Второй вариант: в каждом театре, даже хорошем, есть провальные спектакли. Билеты на нужную постановку продают при условии того, что спекулянт возьмет еще и 20-30 билетов на спектакль, не собирающий кассу.

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

По словам Ивана, сейчас в этом бизнесе идет подъем – количество конкурентов растет. В основном это такие же небольшие фирмы или вовсе частные лица, занимающиеся перепродажей:

– В выходной день я насчитал (в системе контекстных объявлений "Яндекс.Директ". – m24.ru) около сорока контор. А в другой раз вообще мы даже не в первой сотне были.

Иван говорит, что все фирмы сосредоточены в центре – их офисы находятся рядом с Большим театром: в Георгиевском переулке, Столешниковом. Сам бизнес такого рода, с учетом сто-, а то и двухсотпроцентной накрутки, не является сверхприбыльным:

– Сегодня вообще сделал копейки, тысяч восемь. Расходов много: на "Директ" кидаем тысячи по четыре в день. На zriteli.ru – четыре компьютера – это уже косарь в день, плюс курьеры. Чаще всего плюс две тысячи с билета. За сегодня было у нас двадцать заказов. Бывают заказы плюс десять тысяч. В день получается пять-шесть тысяч – чистая прибыль. Еще бывает так, что билеты горят – когда до спектакля остается совсем мало времени и нужно сбыть их хоть за сколько, даже ниже номинала (так, как это было с "Робин Гудом" в первой части материала – прим. m24.ru).

О моральной стороне вопроса он не задумывается:

– Мы занимаемся легальным делом – покупаем у одних, продаем другим.

***

Елена Дмитриевна Орлова работает в МХТ им. Чехова еще с ефремовских времен – она руководит кассой театра. Точнее, отделом реализации – так называл финансовую труппу сам Олег Николаевич. Перед самым началом нашей беседы Елена Дмитриевна говорит, что спекулянтство – тема тяжелая для театра. Главная беда для МХТ, которую несут перекупщики, – они нарушают прямой контакт со зрителем. А в МХТ за это очень борются.

– Наша задача – не противостоять спекулянтам, а собирать зрителя вокруг себя. Мы знаем своих зрителей в лицо, мы с ними разговариваем. Если вы послушаете, как говорят наши кассиры, вы поймете, что все люди театральные, а если приходят те, кто мало знает театр, у нас есть условия – читайте рецензии, ходите в театр.

– А может такое быть, что без вашего ведома кассиры втихую продают билеты спекулянтам?

– Ну может, конечно, теоретически. Но команда у нас хорошая, вот недавно пришли две новые девочки, они не то что взять лишнего – они свое отдадут. Я за них могу поручиться как за себя. Так что у нас такого явления нет.

– Как спекулянты покупают билеты?

– Мы их знаем в лицо, они к нам не подходят. Вместо себя они присылают других людей. Одно время были старушки, мы их страшно жалели. Давали им по два билета, но знали уже, что это пойдет на перепродажу, и территоризировали – давали места, казалось бы, за ту же цену, но не лучшие. Старушек сейчас нет. Появились другие – молодые, среднего возраста, на вид очень интеллигентные. И не поймешь, спекулянт это или нет. И вот, представьте себе, у нас идет три раза в месяц дефицитный спектакль, строго по два билета в руки – уже получается шесть штук на человека. Работают три кассы, работаем без обеда, быстро. Сколько они могут набрать за это время? Когда мы идем к 12 часам на предпродажу, стоит огромная очередь уже, и там мелькают знакомые лица.

– А с этими знакомыми лицами какие-то конфликты происходят?

– Когда они заходят сюда, тихонечко стоят между окошечками, слушают, какие у нас есть билеты, к нам не суются. Если замечаем их – вызываем охрану, но она может только выгнать из здания, около театра тронуть перекупщиков нельзя.

Сергей, официант кафе "Чехов", расположенного рядом с кассами, говорит, что мхатовских спекулянтов действительно периодически гоняют. Толку от этого, по его мнению, немного: "За час до спектакля каждый раз появляются три-четыре человека, уже хорошо знакомых здесь, и спокойно торгуют".

Эдгард Запашный, художественный руководитель цирка на проспекте Вернадского тоже знаком с перекупщиками не понаслышке. Запашные борются с ними как могут: вводят электронные билеты, призывают зрителей покупать билеты только в кассе... Но искоренить явление, спрос на которое существует, – сложнее, чем укрощать тигров.

– До тех пор, пока по закону можно сдавать билеты хоть за пять минут до начала шоу, спекулянты будут себя прекрасно чувствовать, – уверен дрессировщик. – Они ловят людей за час до шоу, предлагают им лучшие места. Плюс это не только на улице происходит. Если вы наберете в интернете "братья Запашные", вы найдете пять-шесть ресурсов, прикидывающихся официальными сайтами. А мы даже сделать ничего не можем с ними – там вроде бы информационный ресурс, посвященный нашей деятельности. И иконка небольшая – "купить билет".

Подобная ситуация, кстати, происходила пару лет назад с Большим театром. Руководство ГАБТа судилось с ресурсом bolshoi.me – сайтом перекупщиков. Причем за перепродажу мошенников засудить не удалось: главному театру страны пришлось формулировать другую претензию – незаконное использование своего имени.

– Вроде ничего плохого нет, какая разница, кому продавать, на первый взгляд? – говорит Запашный. Но понимаете, в чем дело – часто страдает репутация цирка: мы продали шоу целиком, а в зале зияют дыры. Потому что часть билетов перекупщики просто не успели продать.

На вопрос, существует ли билетная мафия, Запашный отвечает однозначно:

– Крышуют это серьезные люди, они везде имеют связи.

– А полицейские не замешаны?

– Ну, они особенно не ввязываются. А вот от безысходности или от тесного взаимодействия – я не знаю.

***

Вместо того чтобы морализировать по поводу спекулянтов, поделюсь с вами советом, который во время интервью дала мне Анфиса. Если вы хотите попасть на постановку, приходите к самому началу спектакля и торгуйтесь. "В идеале, без букета – это тоже важно", – отметила моя собеседница. У перекупщиков всегда есть билеты. За две минуты до начала они отдадут их по бросовой цене. В три-четыре раза ниже номинальной стоимости.

Как истинные Робин Гуды.

Игорь Залюбовин

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть