16.07.2015
19:04

просмотров5786

Источник:
M24.ru

Разделы:
Отдыхать

Рубрики:
Литература

Метки:
книги, книжные магазины, литература, образование

Распечатать

Non-fiction: как живет рынок интеллектуальной литературы в Москве

Фото: m24.ru

Поэт и писатель Андрей Орловский прогулялся по салонам интеллектуальной литературы, пообщался с их владельцами, а также выяснил – знают ли москвичи, где поблизости купить хорошую книгу.

Место – центр Москвы, Малый Гнездиковский переулок; время – четверг, второе июля, половина шестого. Я стою возле арки, ведущей во внутренний двор, и останавливаю прохожих: "Вы не знаете, где находится ближайший книжный магазин?" Через полчаса появляются первые результаты экзит-полла. Половина опрашиваемых не знает ни одного книжного в этом районе, девять человек предлагают мне пройтись до Тверской и зайти в Торговый дом "Москва", еще несколько вспоминают про "Библио-Глобус" на Лубянке. И только один из опрашиваемых, молодой человек в роговых очках, указывает внутрь арки – туда, где находится вход в "Фаланстер", один из самых авторитетных независимых книжных магазинов столицы.

Несколькими минутами позже один из основателей "Фаланстера" скажет мне, что книжные магазины – важнейшая из городских деталей, что именно благодаря им отдельные здания сплетаются в единую урбанистическую ткань. В то же время, по данным профильного журнала "Книжная индустрия", последний год обернулся для книжного бизнеса очередным кризисом – произошел один из самых сильных за последние шесть лет спад совокупного тиража выпущенных изданий. Падение уровня издательской активности, существование в равных бизнес-условиях с коммерческими компаниями – все это касается любых книжных магазинов, но особенно сильно отражается на независимых. Кто эти люди, плетущие ткань города, что заставляет их заниматься книжным бизнесом (и бизнес ли это для них?), с чего они начинали и чем руководствуются в своей работе – представляем вашему вниманию шесть историй действующих салонов интеллектуальной литературы Москвы.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Фаланстер

Адрес: Малый Гнездниковский переулок, д. 12/27 (вход в арке)

Основание: 2002 год

Ассортимент:23000 наименований
Многие молодые писатели считают за честь появление своих книг в "Фаланстере". За тринадцать лет этот культовый книжный магазин стал объектом внимания многих крупных СМИ, обзавелся собственным манифестом, был сожжен и переехал, став в итоге одним из флагманов независимой книготорговли – причем не только в Москве и России, но и Европе.

Само слово "Фаланстер" было взято из работ французского утописта Шарля Фурье и обозначает общественную ячейку, целью каждого члена которой является взаимная выгода. Исходя из этого, формально "Фаланстер" является открытым дииерархизированным сообществом, но фактическим директором магазина является российский издатель и публицист Борис Куприянов. В магазине представлен широкий ассортимент самой разнообразной литературы: классика и non-fiction, философия и поэзия, религия и история. Кроме того в "Фаланстере" часто проводятся профильные семинары и встречи с известными современными писателями, политиками и музыкантами.

Борис Куприянов
владелец магазина
Книжный магазин работает по принципу минимальной отдачи книготорговцу, обеспечивая максимальное удовлетворение посетителю. В отличие от продуктового, например, человек проводит здесь намного больше времени, а покупает меньше. Это потому, что люди приходят в книжные магазины не для того, чтобы покупать, а для того, чтобы искать, искать идеи, и подходящая книга, как носитель идей, становится для них находкой. В чем наша основная цель? Книжный магазин должен быть тем местом, где спорят идеи, где книги спорят между собой. Соответственно, в "Фаланстере" найдется место любой книге, призывающей к размышлению.


Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Додо

Адрес: ул. Солянка, д. 1/2, стр. 1, 2 этаж (вход через парфюмерно-цветочную лавку "Лотос")

Основание: сентябрь 2009 года

Ассортимент: 8000 наименований


"Делать городскую магию – профессия, в которой не предусмотрен отпуск" – один из основателей "Додо" Шаши Мартынова очень много работает. Но цель оправдывает средства: "Додо" уже трижды получал официальный статус лучшего маленького книжного магазина города (в номинациях за разные заслуги). На протяжении шести лет команда "Додо. Мэджик Букрум"занимается саморазвитием – издают книги, делают литературные игры, ведут книжный клуб и литературное буквенное радио. За это время ими было открыто шесть книжных магазинов, проведено множество лекций, семинаров, мастер-классов, концертов, выставок и презентаций, организовано несколько десятков масштабных литературных игр. И самое главное – за это время магазин успел найти тысячи надежных друзей и преданных читателей.

Шаши Мартынова
переводчик, издатель, создатель сети магазинов "Додо"
"Додо" начинался с четырех человек. У всех четверых была и остается любовь к волшебным странным пространствам с книгами, которых много в других больших городах мира, но по-прежнему маловато в Москве. Мы все четверо любим альтернативные реальности, именуемые художественной прозой, и нам хотелось придать этой любви осязаемость, дать ей еще одно место на белом свете. Что до меня самой, то "Додо" – мой (не первый, но очень точный) подход к воплощению книжного братства, человеческой общности, которая превыше любых идентификаций, пространство для людей, которым необходимо быть гражданами десятков миров одновременно, а пространство чтения – портал в эти миры.


Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Циолковский

Адрес: Пятницкий переулок, д. 8 (вход во внутреннем дворе, нужно подняться на самый верхний этаж)

Основание: 16 марта 2011 года

Ассортимент: 35000 наименований


Все книжные магазины, представленные в списке (кроме, разве что, "Додо") успешно спрятаны во внутренних дворах и подвалах; поиск входа в некоторые из них может оказаться весьма время емким. По этому критерию незаметности, "Циолковский" является, если не лидером, то, как минимум претендует на одно из победных мест. Ищущий да обрящет: необходимо только найти восьмой дом на Пятницком переулке, свернуть в арку, зайти в подъезд и подняться на верхний этаж – до самой мансарды. "Циолковский" был создан в марте 2011 года по инициативе Фонда развития Политехнического музея коллективом "Фаланстера" (директором является Максим Сурков). Политех дал магазину не только место жительства на несколько лет, но и название: "Циолковский", как мечта о преодолении притяжения с помощью просвещения и научных знаний, мечта о власти знания в обществе будущего. Главная особенность "Циолковского" заключается в наличии больших отделов – букинистического и антикварного – составляющих почти четверть от общего количества наименований.

Максим Сурков и Даниэль Минайкин
Коллектив "Циолковского"
Мы не относимся к книге – как к товару: книга для нас в первую очередь является источником знания. В новое время роль основного носителя информации перешло к интернету, но книги по-прежнему волнуют и вдохновляют людей. Ну, а если все-таки рассматривать "Циолковский" как работу – мы всегда хотели участвовать в деле такого рода: заниматься чем-то культурным, приятным – да еще и в центре Москвы.


Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Ходасевич

Адрес: ул. Покровка, д. 6 (спуск в подвал в углу внутреннего двора)

Основание: 1 декабря 2012 года, 11 утра

Ассортимент: 6000 наименований


В ходе рейда по книжным я заметил, что их характеры (а у книжных магазинов есть характеры) очень точно отражают характеры владельцев – так собаки похожи на своих хозяев.

"Ходасевич" – книжный магазин для всех: не совковый, доступный, не снобский, приветливый. Применив "собачье свойство", легко получить и портрет его хозяина. Про Стаса Гайворонского шутят коллеги: даже, если ты пришел к нему без денег – он все равно без книги тебя не отпустит. "Ходасевич" – наверное, самый маленький книжный магазин, который можно найти в Москве; посетители иногда называют его "полкой". Но, с другой стороны, эти две с половиной комнаты в подвале на Петровке не пустуют, здесь всегда кто-то есть, и если появление двух-трех гостей создает эффект дорожной пробки, то компания из десяти человек полностью парализует внутреннее движение. Поэтому на ступеньках, ведущих в подвал, иногда возникает стихийная очередь, стоя в которой посетитель может занять себя книгой из "бесплатной коробки".

Стас Гайворонский
владелец магазина
Я люблю книгу. Для меня это олицетворение человеческой культуры. Несколько лет назад я заметил, что от хорошей жизни люди стали выбрасывать книги на помойку. Я начал их собирать и организовал "Общество спасения книги" - книг набралось так много, что пришлось открывать книжный магазин. Благодаря этой бизнес-модели, книги в "Ходасевиче" – доступны. Когда я был подростком, мне не хватало денег на покупку книг в том объёме, в каком они мне были нужны. Нет ничего радостней, когда видишь идущую по Покровке симпатичную парочку со стопкой книг, перевязанных хозяйственной нитью.


В России начался Год литературы

Гиперион

Адрес: Хохловский переулок, д. 7-9, стр. 3 (вход со внутреннего двора)

Основание: 9 июля 2010 года

Ассортимент: 5500 наименований


Первый "Бу!фест", проведенный Игорем Белым в 2008 году, был попыткой разыскать и объединить в общее культурное пространство разные независимые издательства. Идея оказалась удачной, нашла свою аудиторию – уже после двух лет работы фестивалю понадобилась постоянная база, и было принято решение открыть новый книжный магазин. Сначала "Гиперион" работал в рамках арт-этажа "Шоколадная Фабрика", в 2013 переехал в Хохловский переулок, где находится и сейчас. В этом доме, пропитанном историей (здесь жили князья Голицыны, композитор Чайковский, находился государственный архив), окончательно оформилась концепция "книжного клуба-магазина", и в "Гиперионе" начали проводиться мероприятия. Визитная карточка "Гипериона" – гиперионский кирпич, показывающий погоду – породил множество пародий в разных городах СНГ и даже дал название виду строительных материалов.

Игорь Белый
владелец магазина
Мы стараемся придерживаться в "Гиперионе" трех основных принципов, вместе составляющих наш моральный базис: уютно, интересно и дружелюбно. Уютно у нас, потому что везде какие-то цацки, полочки красивые, бар с чаем и кофе. Кроме того – треть ассортимента составляют детские книги и фантастика. Интересно – потому что проводим разные мероприятия: кино показываем, мастер-классы, музыкальные вечера. Мы в плане мероприятий всеядные, но две темы не перевариваем – политика и религия. Ну, и последнее – дружелюбие: каждому человеку мы хотим помочь, подобрать интересную книгу, а если не получится – просто поговорить можем, чаем напоить.


Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Читалка

Адрес: ул. Жуковского, д. 4 (вход со двора, спуск в подвал)

Основание: осень 2010 года

Ассортимент: 3000 наименований


"Читалка" – это и книжный магазин, и буфет, и многопрофильный гуманитарный лекторий, включающий в себя экскурсионно-тематические прогулки. Букинистика здесь представлена наряду с современными изданиями: на одной полке можно найти и новинку, и старую советскую книжку на эту же тему; владелец Наталья Тарнавская говорит, что это один из приемов, делающих ее магазин для читателей чем-то большим, чем обыкновенный магазин с новыми книгами. Основной гордостью "Читалки" можно считать лекторий, который за пять лет превратился из компактного клуба "для своих" в популярную массовую историю.

Наталья Тарнавская
владелец магазина
На самом деле, книжный магазин – самая простая с точки зрения оборудования и логистики форма открытия розничной точки. Для книг не нужно специальное оборудование, режим хранения, у них нет срока годности, они компактны в хранении в любом виде, у них нет размерного ряда, а благодаря общему падению спроса в издательской индустрии книги можно брать на реализацию – в отличие от большинства остальных товаров, которые нужно или выкупать у поставщика, или оплачивать в рассрочку. Таким образом, книжные магазины открывают те, у кого нет денег и знаний на большее. То, что торговать книжками сложнее и полезнее, чем носками или газировкой – миф, придуманный самими продавцами книг. Вольный ассортимент маленьких книжных тоже продиктован условиями рынка – поп-литература продаётся гораздо лучше сложного нон фикшна, но ее не дают без предоплаты, отсюда гордая позиция "независимого ассортимента".


В конце хотелось бы вернуться к разговору с Борисом Куприяновым, начатому второго июля в арке на Малом Гнездиковском переулке – о книжных магазинах, как связывающих узлах городской ткани. По самой грубой статистике в Москве на 15 миллионов жителей приходится около 226 книжных магазинов, в Париже на 2,5 миллиона – их 700. Эти цифры переводят наш диалог в другую плоскость: от теории – к практике, от красивого образа – к вполне конкретной социальной проблеме, и здесь начинается уже совершенно некнижный разговор.

Андрей Орловский

Андрей Орловский

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть