Новости

Новости

26 июня 2015, 17:41

Общество

Тур "Все исключено": Как стать путешественником и не пойти по миру

Фото: m24.ru/Александр Горностаев

Туроператоры разоряются, а туристы оказываются заложниками по ту стороны границы. Турфирмы-однодневки исчезают с деньгами граждан, а искать мошенников становится делом весьма хлопотным. Все это, увы, реалии отечественной сферы туризма. Но путешествовать и открывать для себя все новые горизонты все равно хочется, а потому, оформляя турпутевку, наши граждане по-прежнему продолжают рисковать, другого выхода у них просто не существует. Автор программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин рассказывает, что надо сделать, чтобы путешествие состоялось и не разочаровало вас.

В нынешнем сезоне количество туристов, приехавших из России, заметно сократилось. Причиной тому стал подскочивший курс валют, который серьезно обесценил накопления граждан, отложенные на отдых.

По данным турагентств, в этом году наблюдается снижение турпотока за границу по сравнению с прошлым годом на 25–30 процентов. И это не единственное новшество.

Светлана Атабаева, официальный представитель туристической компании RGB Tour: "Хочу заметить, что стало гораздо меньше горящих туров, то есть когда оператор продает тур ниже себестоимости. То есть фактически оператор сам доплачивает за то, чтобы турист мог поехать отдохнуть. И когда это делается и не раз и не два, а постоянно, то происходит то, что мы увидели в августе прошлого года, когда некоторые крупные туроператоры просто ушли с рынка".

Туроператоров обязали выдавать туристам документы за день до отъезда

Сгорающие путевки

Хочется надеяться, что в этой связи и мошенничеств станет меньше, ведь именно на горящих турах в основном и грели руки аферисты. Крупные операторы обанкротились, пытаясь привлечь клиентов массовостью дешевых путевок. Но вместе с тем своими горящими турами туристические мастодонты превратили сферу туризма в дикий рынок без правил. Ведь низкая цена за отдых под брендом "горящая путевка" всегда привлекала криминальные элементы и манила, подобно магниту, доверчивых граждан. А скупой, как известно, платит дважды.

Некоторые туристы и сегодня выстраиваются в очередь, чтобы зарыть денежки на том самом поле из истории про Буратино. Редко кто удосужится попросить у менеджеров турфирмы хотя бы один документ, например, на право деятельности или договор на оказание услуг, заключенный с известным туроператором. А ведь мошенникам зарегистрировать турфирму-однодневку по-прежнему довольно просто. Затем достаточно обзавестись временным офисом, набрать минимальный персонал для сбора средств, а потом просто исчезнуть с деньгами горе-путешественников.

Атака клонов

Еще проще обмануть потенциальных туристов, создав фишинговый (дублирующий) сайт-клон известной крупной фирмы. И через интернет принимать денежки доверчивых клиентов. Жертвы этих мошенников оплачивают путевку заранее, а когда приходит время забирать документы, от фирмы не остается и следа. Чаще всего липовые турфирмы создаются накануне праздников, именно в это время появляется много желающих дешево отдохнуть. Поэтому в любом случае лучше и безопаснее покупать или бронировать тур в офисе компании, проверенной временем.

Светалана Атабаева, официальный представитель туристической компании RGB Tour: "Прежде чем покупать путевку, путешественнику стоит обратить внимание на договор, в котором должны быть указаны все данные о туроператоре. Внесена ли информация об этом туроператоре в единый реестр Ростуризма, прописаны ли страховые гарантии. Кроме того, в этом документе должны быть указаны все услуги, которые включены в сам туристический продукт. Реестр Ростуризма дает исчерпывающую информацию об операторе и его страховщике, который, в свою очередь, обеспечивает оператора финансовыми гарантиями. Однако необходимо учитывать, что страховые объемы не всегда покрывают риски. Например, в прошлом году в результате ухода с рынка такого крупного оператора, как компания "Лабиринт", компенсация за несостоявшийся отдых составила всего 2,5 процента от стоимости тура".

Отдых по-русски: что будет с отечественным туристическим рынком

На чьей стороне агент

Собираясь на отдых, многие из нас не видят разницы между обращением в турагентство или к туроператору. Однако подобная неграмотность может дорого обойтись путешественнику. Моя знакомая купилась на горящую путевку турагентства по низкой цене в Египет на Новый год. Но накануне вылета, буквально за несколько часов, ей позвонила сотрудница этого турагентства и сообщила, что в силу того, что ее бронь не оплачена, поездка не может состояться. Выяснилось, что директор турагентства скрылся с деньгами туристов. Тогда она написала заявление в полицию. Но там ее заявление просто отказались принимать: мол, бесполезно это в нашей стране – мошенников с липовыми паспортами искать.

Поэтому лучше обращаться напрямую к туроператору, который работает с физическими лицами, и заключать договор без посредников. Ведь судебная практика в настоящее время сводится к тому, что за деятельность агентств несет ответственность опять же туристический оператор, который через эти агентства реализует свои продукты и выводит их на рынок. Агентство занимается всего лишь предоставлением информационных услуг. А все финансовое бремя и страховые гарантии несет на себе оператор.

Поэтому если вы все же решили довериться агентству, то после оплаты лучше обратиться к туроператору, который указан в договоре, и проверить там наличие заявки от агентства. Данные о крупных туроператорах вносятся в федеральный реестр, который имеется в свободном доступе. Его можно изучить на сайте Федерального агентства по туризму, или Ростуризма.

При подписании туристического договора требуйте от фирмы не только гарантий, но и полного комплекта документов, где будут указаны все условия поездки, и платежки. Проверьте, зарегистрирована ли эта компания в едином федеральном реестре туроператоров. Проверьте, есть ли у турфирмы лицензия на оказание услуг в сфере международного туризма.

Фото: m24.ru/Александр Горностаев

Камера в помощь

Но это советы из разряда "учесть все нюансы, будучи еще на родном берегу". Хуже, если вопросы возникнут по прилету в страну пребывания. Однако действовать нужно хладнокровно и здраво. Желательно все недоработки и невыполненные обещания фиксировать на камеру для дальнейшего предоставления этих материалов в суде. Если тур покупался через туроператора, то надо обратиться к представителю туроператора на месте (на территории принимающей стороны) и потребовать, желательно в письменном виде, исполнить свои обязательства по договору. Если туроператор откажется это сделать, то турист по приезде на родину в течение 20 дней имеет право подать жалобу и потребовать возмещения суммы, которую он уплатил по договору. Если туроператор и в этом вам откажет, то турист может смело обращаться в суд и привлечь в качестве соответчика страховую компанию, в которой был застрахован риск туроператора.

Игорь Швыткин

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика