14 апреля 2015, 18:03

Ученые раскрыли секрет гигантских белых пятен над Сатурном

Фото: nasa.gov

Ученые объяснили появление большого белого пятна в атмосфере Сатурна. По мнению астрономов, это происходит из-за огромного облака водяного пара, говорится в статье, опубликованной в Nature Geoscience.

Последний из гигантских ураганов на Сатурне (шестой в истории наблюдений) произошел в 2010 году. Тогда даже астрономы-любители смогли увидеть на диске планеты гигантское белое пятно.

Зонд "Кассини", летающий на орбите Сатурна уже 11 лет, смог провести серию измерений этого пятна и определить его состав. В результате ученые выяснили, что эти периодические супербури возникают из-за воды.

Водяные пары, скапливающиеся на границе между верхними и нижними слоями атмосферы Сатурна, постепенно охлаждаются, высвобождая часть энергии в виде молний и штормов.

По мнению астрономов, подобные бури должны происходить раз в 60 лет в каждом полушарии Сатурна. Именно поэтому гигантское белое пятно появляется в его атмосфере каждые 30 лет.

Ранее M24.ru сообщало, что на спутнике Юпитера Ганимеде существует океан с соленой водой. К такому выводу ученые пришли после появления снимков с космического телескопа "Хаббл". Кроме того, исследователи из США и Японии нашла горячие источники на Энцеладе – одном из спутников Сатурна.

Согласно оценкам исследователей, запасы воды в подповерхностном океане Ганимеда могут быть больше запасов воды на Земле. Толщина океана на Ганимеде составляет около 100 километров, а глубина залегания под поверхностью спутника составляет примерно 150 километров. Для сравнения, средняя глубина Мирового океана на Земле составляет порядка 4 километров.

Что касается Энцелада, то его океан располагается на глубине около 50 километров под поверхностью спутника. При этом из-за определенных химических взаимодействий вода в каналах между породой и толщей льда нагревается и время от времени выбрасывается наружу.