Пока одни современные художники рисуют граффити на вокзалах, лепят абстрактные арт-объекты и устраивают в музеях перформансы, другие отдают предпочтение классике. Например, отправляются в подмосковное село Федоскино учиться лаковой миниатюре – той самой, которая украшает знаменитые русские шкатулки, брошки и табакерки.
Корреспондент M24.ru отправился в гости к современным мастерам многовекового промысла, семье Рогатовых. Мы узнали у Сергея, Марины и Павла про "хлебные" коробочки, страх превратиться в маляра и миниатюрном Кащее из детской книжки.
Фото: m24.ru / Александр Авилов
В гостях у федоскинских мастеров
Ссылки по теме
- Художница Ала Лересто: "Мне нравится то, от чего становится страшно"
- Художник Игорь Смирнов: "Газета без карикатуры - машина без колес"
Уютный домик в деревне Крюково, где живут потомственные миниатюристы Рогатовы, окружен цветущим садом. На подоконниках – горшки с розами, у забора – малинник, а арка, ведущая к входу на террасу, увита зелеными растениями. Антуража придают десятки тюбиков с красками, оставленные во дворе хозяевами.
В подмосковном селе Федоскино, что неподалеку от Крюкова, уже несколько столетий подряд делают знаменитые на весь мир шкатулки из папье-маше. Еще с далекого 1795 года на них масляными красками наносят миниатюрные тройки, церквушки, цветы, Жар-Птиц и русские пейзажи. К XX веку народный промысел "вырос" до крупного производства, а местная артель мастеров превратилась в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.
Было время, когда художники целыми днями были заняты на фабрике, но теперь правила смягчили, и надобность постоянно приезжать в цех отпала – мастерам разрешают работать дома. Некоторые же федоскинские творцы и вовсе выбирают свободную жизнь: трудятся на себя и самостоятельно ищут клиентов. Рогатовы – в их числе.
Сергей, Марина и Павел Рогатовы. Фото: m24.ru / Александр Авилов
- Мы с мужем долгие годы работали на фабрике. Познакомились тоже там. Могли бы и в местном училище встретиться, но Сергей меня постарше, так что там не пересеклись, – улыбается Марина Рогатова, провожая меня на террасу.
Здесь нет ожидаемого "творческого беспорядка", зато чувствуется душевность. В дальнем углу, например, "прописался" картонный замок, выкрашенный серебристой краской и сильно напоминающий Ласточкино Гнездо. Это сооружение еще в детстве вместе с родителями смастерил сын Марины и Сергея, Паша. Говорят, выбросить рука не поднялась.
На производстве ты вынужден работать быстро – раз мазок, два мазок, три мазок. Но когда ты хочешь исканий и простора, трудиться на высокой скорости не получается.
Некоторые наши клиенты держат галереи, другие приобретают товар в собственные коллекции. Много и заграничных заказов – на западе миниатюра у многих вызывает настоящий восторг. Поскольку мы с мужем в этой сфере далеко не новички, у нас есть постоянные клиенты. А кто-то находит примеры работ в интернете, оценивает и решает приобрести что-то себе.
Муж Марины Сергей, о произведениях которого она рассказывает даже оживленнее, чем о своих собственных, является сегодня одним из самых известных мастеров федоскинского промысла. Он принимает участие в многочисленных выставках, а его работы приобретают в свои коллекции музеи.
У Рогатовых вообще очень творческая семья: в Федоскине трудились отец, мать, дядя и брат Сергея. Младший представитель династии, Паша, идти на производство отказался, но образование, как и родственники, получил в Федоскинском училище – где готовят мастеров народного промысла.
В 1926 году в Федоскине появилась школа кустарного ученичества, которая готовила мастеров, затем, в 1931 – профтехшкола. В 1986 году учебное заведение превратили в училище, в 2012 оно стало филиалом Высшей школы народных искусств.
Если раньше выпускники учебного заведения после получения диплома обязательно должны были пару лет отработать в Федоскине, то теперь такого правила нет. Паша, например, отучился три года, "выпорхнул" на свободу и занялся рисованием копий старых мастеров, портретов и пейзажей. Недавно ему предложили раскрасить объемные декорации для фестиваля "Московское варенье" – согласился.
Молодой художник говорит, что, берясь за более простую работу, немного боится впасть в "потребительство". Грань тут тонкая, все как с мейнстримом в кино: одна второсортная комедия режиссеру еще может сойти с рук, но вот десяток – вряд ли. Впрочем, частенько именно несерьезная работа приносит основной заработок, так что без нее начинающему творцу все равно не обойтись.
А вообще я сначала, если честно, писателем стать хотел. Но был маленьким, и родители направили в свою стезю. Впрочем, я вовсе не жалею.
- Сын сейчас практически любой работе рад. Портреты девушек рисует, делает копии известных мастеров – пробует себя во всем, в общем, – говорит Марина. Неудивительно: пробиться в миниатюре ему пока тяжело. В отличие от родителей, у парня еще нет ни имени, ни опыта, ни авторитета.
От цветочков и натюрмортов к философской миниатюре
Пока я разглядываю террасу, напоминающую некий "филиал" художественной мастерской, Марина начинает показывать свои и мужнины шкатулки, украшенные миниатюрной живописью. Одну за другой она достает их из разноцветных картонных коробок – большие и маленькие, вместительные и неглубокие, круглые, квадратные, ажурные. На вещицах красуются незатейливые натюрморты, деревня Крюково, барышня в шубке, Пушкин на прогулке, просторное русское поле, по которому катится наливное яблочко.
Марина говорит, что чаще всего клиенты интересуются готовыми шкатулками – желающих сделать отдельный заказ немного. Цены на лаковые миниатюры при этом могут быть совершенно разными: от пары сотен долларов до нескольких тысяч.
Фото: m24.ru / Александр Авилов
Самая крохотная шкатулка с авторскими (хотя и напоминающими федоскинские) цветочными узорами стоит у Рогатовых в районе 400 долларов. Это "хлебная" работа: она делается сравнительно недолго – примерно неделю, – да и сюжет тут не слишком замысловатый. Такие коробочки, если клиенты попросят, художники могут изготавливать неоднократно.
Насчет заказов, кстати, действует важное правило: классических федоскинских сюжетов, которые постоянно повторяют фабричные художники, у Рогатовых не увидишь. Натюрморты, пейзажи, истории, развернувшиеся на их миниатюрных работах, супруги придумывают сами.
- Клиент может направить меня: сказать, например, какой сюжет ему интересен. Бывали такие случаи. Но конечный итог все равно за мной: что придумывается, то и оказывается на работе, - говорит художница. Кстати, хоть удивительного в этом и мало, но простые и маленькие изделия, по ее словам, продаются лучше. Людям нравятся цветочки, русская природа и другие стандартные, хоть и приправленные авторской изюминкой, сюжеты, отчасти вдохновленные традиционной федоскинской живописью.
Следующая работа, которую берет в руки Марина, впрочем, ничего общего с простотой и классикой не имеет. Это "Сон" Сергея Рогатова, объемный и вытянутый арт-объект с верхними краями разного уровня. У него нет функционального приложения, зато, как говорит художница, вещицу такого класса "выдать" может далеко не каждый.
Марина Рогатова с арт-объектом Сергея "Сон". Фото: m24.ru / Александр Авилов
Люди (не) фабричные
Рогатовы вспоминают, что во времена работы на Федоскинской фабрике им приходилось, как и другим художникам, не только придумывать собственные изделия, но и повторять классические.
Фабричные мастера регулярно должны рисовать шкатулки с классической Жар-Птицей и другими популярными и узнаваемыми федоскинскими сюжетами. Подобные эскизы давно стали классикой и, хотя исполнитель все равно указывает свою фамилию на новом изделии, слишком высоко оно не ценится. Работа поточная.
Сейчас в Федоскине художники больше придумывают сюжеты сами. Им дают свободу в этом плане. Раньше же все занимались в основном повторением классических работ. Новые – собственные – были гораздо реже.
Еще на Федоскинской фабрике существует специализация. Сейчас, по словам Паши, там работают девушки-орнаменталистки - они заняты исключительно оформлением шкатулок. Труд не особо творческий и несложный.
Другие узкие специалисты покрывают изделия лаком или полируют, некоторые федоскинские сотрудники создают шкатулки-полуфабрикаты.
Марина Рогатова в домашней мастерской. Фото: m24.ru / Александр Авилов
Не миниатюрой единой
Марина провожает меня вглубь дома - где-то там "притаилась" домашняя мастерская Рогатовых. Уютные комнаты и коридоры, которые мы проходим по пути, пестрят картинами: небольшими натюрмортами, объемными портретами, сюрреалистическими пейзажами. Последние Сергей особенно любит писать.
На столе мастерской - десятки кистей, карандаши, ручки, краски и разноцветные палитры. В темной комнате плотно задвинуты шторы, а единственным источником света служит настольная лампа. Становится окончательно ясно, что Марина и Сергей, хоть и не берутся, как сын, за любые проекты, но, тем не менее, занимаются изготовлением не одних только шкатулок. "Умение рисовать можно приложить в самых разных сферах", – улыбается Марина.
Если Сергей пишет картины, то его супруга активно мастерит кукол. Сейчас у нее еще один большой проект – одна молодая писательница предложила проиллюстрировать детскую книжку. Сказку про "осовремененных" Кащея, скоморохов, Ивана-дурачка опубликуют осенью.
- Она сама нашла меня в интернете, попросила сделать иллюстрации. У меня, правда, картинки получились более традиционными, чем история, - говорит Марина, показывая эскизы иллюстраций. Персонажи будто переместились на листы бумаги со шкатулок: такие же миниатюрные, до мелочи прорисованные и классические.
Фото: m24.ru / Александр Авилов
Нестабильная романтика
Бесперебойного потока клиентов у художника, впрочем, даже несмотря на хорошую репутацию и широкую сферу приложения таланта, быть не может, говорят Рогатовы. Впрочем, на это никто не сетует.
- Мои двоюродные братья вот отказались идти в художники. Посчитали, что опасно: нет никакой стабильности. Что ж, все верно: это профессия для тех, кто предпочитает романтику, - улыбается Павел.
Тех, кого не отпугнет нестабильный заработок, могут заставить волноваться другие негативные стороны творческой профессии: практически неминуемые профессиональные болячки, например. У миниатюристов быстро садится зрение, а пары лака и красок вредят их легким.
***
Покидая мастерскую и выходя со светлой террасы, оглядываю садик возле уютного дома Рогатовых. На козырек свисают яблоки, клумбы сладко пахнут цветами, а в дальнем углу участка, кажется, виднеются грядки. Остается только гадать, когда семейство Рогатовых успевает поддерживать здесь такую красоту. Талантливые люди, вероятно, талантливы во всем.
Анна Теплицкая