16.05.2014
12:27

просмотров5756

Источник:
M24.ru

Разделы:
Отдыхать

Рубрики:
Литература

Метки:
юбилеи, журналы, журнал Мурзилка, детские издания

Распечатать

Метаморфозы желтого человечка: журнал "Мурзилка" отмечает 90-летие

Детскому журналу "Мурзилка" исполнилось 90 лет

Любимец мальчишек и девчонок – журнал "Мурзилка" 16 мая отмечает 90-летие. Корреспондент M24.ru узнала у заместителя главного редактора "Мурзилки", детского писателя, драматурга и сценариста Ирины Антоновой о том, легко ли Мурзилке найти общий язык с современными читателями и почему закрываются детские журналы.

- Ирина Алексеевна, какие издательские традиции сохраняет редакция "Мурзилки" сегодня?

- Журнал затевался как литературно-художественный. Поэтому в основе его лежит качественная детская литература. Во все времена в "Мурзилке" печатались лучшие произведения для детей. Плюс привлекались к иллюстрированию замечательные художники, которые могли работать в детской литературе.

- Назовите несколько рубрик-"старичков".

- Еще когда журнал создавался, там, помимо литературы, были познавательные материалы. В свое время выходила "Лесная газета", где рассказывалось о житье-бытье зверушек.

Но меняются дети, меняется "Мурзилка". В журнале отражаются события, которыми жила и живет страна.

Сейчас в числе постоянных у нас рубрики "Путешествия и открытия", "Обо все на свете" (в ней описываются новые находки, изобретения), "Галерея искусств Мурзилки" (здесь печатаем картины известных художников, сопровождая их рассказами о деятелях искусства), "Красная книга Мурзилки", есть рубрики для развития речи.

Ирина Антонова. Фото: murzilka.org

- Создавая новые рубрики и проекты, насколько оперативно вы реагируете на потребности маленьких читателей?

- Чтобы понять интересы детей мы иногда печатаем в журнале анкеты, в которых читатели пишут, кто они, откуда, что любят делать, что любят читать и что хотели бы увидеть в "Мурзилке".

Как-то мы задали вопрос: "Нравятся ли вам страшилки?" Был период, когда дети этим увлекались. И большинство ребят сообщили, что им интересны путешествия. Дети того возраста, в котором находятся наши читатели, любят делать открытия. Им интересен интерактив, когда есть возможность включиться в процесс познания. Поэтому мы проводим конкурсы. Но не тестовые задания, где нужно выбрать правильные ответы, а предполагающие использование различной литературы, словарей.

- Какие сюрпризы преподносят вам читатели?

- Дети иногда нас в чем-то просвещают. Допустим, в редакцию приходит письмо от ребенка, который рассказывает о птичке, живущей в его области. Соответственно, он знает гораздо больше подробностей об этом представителе фауны.

- За время существования "Мурзилки" журнал постоянно менялся. Какой нынешний Мурзилка?

- Он меняется не со временем, а вместе со своими читателями. Мурзилка – существо сказочное. Он принимает тот облик, в котором хочет видеть его читатель. Когда мы спрашиваем детей, кто такой Мурзилка, то одни считают, что это медвежонок, другие уверены, что это котенок. И все версии верны. То же самое касается возраста Мурзилки. Он меняется в зависимости от возраста читателя: ему может быть и шесть лет и 12.

А еще меняется информационная жизнь. Появился интернет. Мурзилка не может, как Баба-Яга все время жить в лесу. У него есть современные средства общения с читателями. Например, смартфон Платон.

- Ирина Алексеевна, автором "Мурзилки" может стать любой желающий?

- Одна из задач журнала – работа с молодыми авторами. Мы рассматриваем абсолютно все рукописи. Ведь известные ныне писатели тоже были когда-то начинающими. Если видим, что автор талантливый, но ему не хватает какого-то мастерства, работаем с ним на уровне редактирования.

У молодых начинающих авторов либо нет необходимого объема текстов, рассчитанного на издание книжки, либо издательства не принимают их произведения. Поэтому "Мурзилка" для них – стартовая площадка в большую литературную и художественную жизнь.

- Почему на страницах "Мурзилки" мало классических произведений?

- Классические произведения опубликованы в книгах, которые имеются почти в каждой читающей семье, в библиотеках. Нам интересно открывать новые имена, поэтому основные публикации у нас от современных авторов.

- Сколько человек делают "Мурзилку"?

- Штатных сотрудников вместе с отделом распространения, бухгалтерией и водителем - 13 человек. У нас также есть литературный и художественный отделы. А вообще в создании журнала принимают участие более 250 человек по всей стране. Благодаря интернету с ними стало проще связываться. Помню, как раньше мы встречали поезд и забирали иллюстрации, переданные художником из Астрахани. Мы всегда стараемся использовать рисунки, сделанные от руки, а не компьютерную графику. Так вот тогда приходилось договариваться проводником поезда, ведь по почте рисунки шли бы долго и даже могли потеряться.

- Ирина Алексеевна, подписчиков "Мурзилки" не стало меньше? Возможно, часть читателей теперь предпочитают интернет-версию журнала?

- Существовала общая тенденция, когда тиражи и детских, и взрослых журналов падали и снижалось количество подписчиков. Происходило это после каждого дефолта. Для нас это были сложные времена, так как "Мурзилка" распространяется в основном по подписке. Но сейчас журнал вышел на определенный уровень с постоянными показателями. Наш тираж 60 тысяч экземпляров. По поводу читателей скажу – умножайте на три. Ведь помимо ребенка в семье есть мама и папа, которые тоже читают "Мурзилку". А еще не стоит забывать о бабушках и дедушках. Есть библиотеки, выписывающие журнал. Это также увеличивает количество читателей.

Фото: murzilka.org



- И все-таки интернет не потеснил бумажную "Мурзилку"?

- В интернете дети играют в игры, как раньше играли во дворе. Но читать предпочитают все же бумажный журнал. Это удобнее, ничего не бликует, информация не пропадает. Бумага, она живая, и несет в себе тепло. Каждое произведение с авторской аурой. То же касается и иллюстраций. А экран компьютера не передает тактильных ощущений.

Дети любят творить. Я часто замечала, как на конкурсе, смастеривший поделку ребенок, уносит ее домой на вытянутых руках. Так он ей дорожит. Поэтому в "Мурзилке" есть самоделки, живые раскраски, позволяющие смешивать краски, делать оттенки предмета.

- Какие подарки "Мурзилка" подготовил для читателей в честь своего 90-летия?

- Вышел пятый майский юбилейный номер журнала. В нем можно найти рассказ "Мурзилкин первый день". Он о том, как появился Мурзилка (он тогда был собачкой). То есть мы перепечатали рассказ из самого первого номера журнала. Есть еще рассказ в формате рассуждения-притчи о том, как возник современный Мурзилка, которого все знают. В основе произведения реальные события, ведь желтого и пушистого Мурзилку нарисовал Аминадав Каневский.

Много в праздничном номере поздравлений от взрослых и детей. В редакцию приходит столько посылок с подарками! Дети сами мастерят Мурзилок и шлют нам.

Что касается мероприятий, то 14 мая в РАМТе состоялся большой праздник для детей, посвященный 90-летию журнала. В октябре прошлого года стартовал марафон "С "Мурзилкой" интересно жить, с "Мурзилкой" весело дружить". Участие в нем принимали читатели по всей страны. В конкурсе мы заявили четыре номинации: "литературная", "художественная", "поделка" и "мульти-пульти". Работы ребят поступали в редакцию. И вот в РАМТе мы награждали московских победителей марафона. В эту акцию включились все столичные детские учреждения, а это около двух тысяч школ. И в завершении вечера редакция "Мурзилки" подарила детям спектакль "Золушка".

- Еще что-то планируется?

- 17 мая в Музее русской усадебной культуры в парке Кузьминки мы организуем праздничную программу: выступления детских коллективов, квесты, беспроигрышные лотереи, выставку художников "Мурзилки", включающую более 60 рисунков, которые с 1924 по 2014 год печатались в журнале.

- Ирина Алексеевна, есть ли будущее у детских журналов? Ведь больших денег на их издании не заработаешь.

- Журналы закрываются по двум причинам: отсутствие финансирования и спад читательского интереса. Конечно, большое значение для журнала имеет реклама, пиар. На это у детского издания часто нет денег. Получается замкнутый круг: чтобы делать рекламу, за нее нужно платить, а деньги мы можем взять только с подписчиков, но поднять цену на журнал не можем, потому что люди перестанут подписываться.

"Мурзилка" существует благодаря подписчикам. Наша задача – выпускать интересный журнал. Один из читателей как-то написал, что в трудные для экономики страны времена пришлось отказаться от многого, но от подписки на "Мурзилку" не отказались.

История "Мурзилки": от монокля к фотоаппарату

Герой по имени Мурзилка появился в далеком 1887 году в Санкт-Петербурге. Тогда на основе рисунков художника Палмера Кокса детская писательница Анна Хвольсон придумала историю о сказочных лесных человечках, в числе которых были Шиворот-Навыворот, Скок, Вертушка, и, собственно, Мурзилка. Только последний был совсем не похож на привычного нам желтого человечка. Мурзилка носил шляпу-цилиндр, смотрел на мир сквозь стекла монокля и опирался на тросточку.

Обитали волшебные персонажи на страницах детского журнала "Задушевное слово". А с 1908 года начали выпускать приложение к нему - "Журнал Мурзилки". Позже на смену "Задушевному слову" пришла "Рабочая газета" с детским приложением "Мурзилка". Было это в 1924 году.

Фото: murzilka.org



После революции изменился формат детской литературы. Сказки власти ставили под сомнение. Дескать, они отвлекают мальчиков и девочек от действительности, уводят в вымышленные миры, мешая взращивать трудовое советское поколение.

Существенные изменения претерпел образ Мурзилки. С него "сняли" шляпу и фрак, напоминавшие о буржуазном обществе. Из интеллигентного лесного человечка постреволюционный Мурзилка превратился в песика – дворняжку, которая учила ребят труду и дисциплине. Мурзилка-пес дружил с пионерами и полностью соответствовал идеологии советского государства.

Фото: murzilka.org



В 1930-х годах сказок в журнале прибавилось. В 39-м на страницах "Мурзилки" можно было найти сказку "О медведе Винни-Пу и пчелах". А годом позже на обложке журнала появился портрет Мурзилки. Художник Аминадав Каневский нарисовал желтого мохнатого человечка, снабдив его шарфом в полоску и фотоаппаратом.

Кстати, тогда Мурзилке вернули статус сказочного существа. И нарекли его внуком Деда Мороза и Снежной бабы.

Фото: murzilka.org



Формат "Мурзилки" в который раз поменялся в 1940-х. Причиной тому стала Великая Отечественная война. Сказки отошли на второй план, юных читателей учили проявлять мужество, защищать Родину и помогать родителям в это непростое для страны время.

Тираж "Мурзилки" падал, но качество текстов оставалось на должном уровне. На страницах журнала печатались произведения Маршака, Пришвина, Паустовского, Шварца и Бианки.

В 1960-х годах в "Мурзилку" хлынул поток талантливых детских авторов: Барто, Казаков, Астафьев. Герой Мурзилка стал более активным. Он путешествовал по стране, изучал произведения искусства, делал научные открытия. А спустя десятилетие начали выпускать тематические номера журнала, посвященные природе, космосу, сказкам. Появлялись сказки зарубежных авторов - Астрид Линдгрен, Туве Янссон.

Фото: murzilka.org



Сегодня "Мурзилка" - журнал эклектичный. В нем можно найти познавательные тексты, произведения классиков и современных авторов, стихи, головоломки, раскраски, материалы для поделок. Сам Мурзилка по-прежнему ведет активную журнальную деятельность. Много путешествует, беспрестанно щелкает фотоаппаратом и отвечает на письма читателей. В общем, несмотря на свой солидный возраст, желтый человечек полон сил, энергии и готов делиться хорошим настроением с детьми и их родителями.

Журнал выходит ежемесячно 12 раз в год. "Мурзилку" можно приобрести по подписке и в киосках продажи прессы.


Алла Панасенко

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть