Движение транспорта ограничат в центре Москвы с 21:00

Новости

Новости

30 апреля 2014, 15:53

Наука

В ЗИЛе рассказали о женщинах в науке, синих чулках и старых девах

Анна Сорокина - о роли женщин в науке

В культурном центре ЗИЛ прошла лекция "Женщины в науке: о синих чулках, старых девах и других мифах академического мира". Онлайн-трансляцию мероприятия провело издание M24.ru. Преподаватель Высшей школы экономики Анна Сорокина рассказала о роли женщин в науке, о том, кого в XIX веке называли "синими чулками", а также про то, как относятся к женщинам-ученым сейчас.

Анна Сорокина: Добрый день, я представлюсь: зовут меня Сорокина Анна, я являюсь младшим научным сотрудником лаборатории политических исследований и параллельно - преподавателем кафедры политического поведения Высшей школы экономики.

И так получилось, что по своему возрасту я подхожу под категорию "молодые ученые", поэтому идейный вдохновитель этого проекта – "Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ" - Валерия Касамара пригласила меня почитать сегодня лекцию.

Когда она позвонила мне в ноябре 2013 и предложила принять участие в этом проекте, мне было приятно: во-первых, что меня считают ученой, во-вторых, что меня считают молодой. И тут же я задумалась, о чем бы мне таком рассказать.

Можно было пойти простым путем и рассказать вам сегодня о том, чем я занимаюсь. Так как я работаю в лаборатории политических исследований, то, в основном, мы занимаемся экстремальной политологией, что это такое - мы опрашиваем бездомных, мигрантов, заключенных, депутатов о России и ее будущем.

То есть это непосредственно сфера моих научных интересов, и это был бы простой путь, но на тот момент я, наверно, находилась под воздействием гормонального взрыва после рождения ребенка, поэтому в моей голове вспыхнуло два слова: синие чулки и старые девы.

Уж не знаю, почему мне захотелось рассказать именно о них, и почему в голове возникла именно эта тема, но наверное, повторяю, гормональный взрыв. Так вот, я озвучила эту тему, а организаторы слегка испугались и спросили: "А ты уверена, что хочешь рассказывать про это?" - "Да, конечно!", - уверенно ответила я.

Ну тогда меня с ноября передвинули на март, чтобы тема особо экстремально не выглядела, и разрешили провести эту лекцию накануне Международного женского дня, что было бы вполне символично. Я обрадовалась и думаю, о чем бы таком рассказывать и, естественно, в первую очередь, я полезла в Интернет.

С чего начинается любой поиск, когда мы начинаем поиск в Интернете? Мы заходим в Гугл, заходим на поисковик Яндекс, вбиваем там то, что хотим найти, и Яндекс или Гугл выдает нам различный материал. С чего я начала, я в поисковой строке Яндекс вбила слово "ученый" и попросила Яндекс выдать мне картинки по этому поводу.

Что я получила? Если вы посмотрите на первые 24 картинки, которые выдает нам поисковик Яндекс, то только на двух из них представлена женщина. То есть типичный ученый в нашем представлении - это такой 50-60-летний мужчина, немножко сумасшедший, в очках.

Женщины тут представлены в меньшинстве, очевидно, это особенность русского языка, подумала я. Конечно, вбиваю-то я слово "ученый", а надо бы, наверно, вбить слово "ученая", и повторила свой эксперимент, вбив слово "ученая". Что мы видим: на картинках женщин, конечно, стало больше, но количество мужчин все равно преобладает.

То есть достаточно простой эксперимент, но он дает нам представление о том же, что происходит в науке, в частности, таких науках, как химия, физика, биология, то есть науках точных. Эта картинка очень хорошо коррелирует с составом обычной конференции по физике. Вот, например, картинка: конференция по физике 1927 года. Я вам скажу, что с 1927 года ситуация не сильно-то изменилась, здесь вы видите выдающихся физиков начала 20 века.

Здесь вы можете узнать кого, - кто это, – Эйнштейна. А если присмотритесь, то также увидите одну единственную женщину на этой конференции по физике, кто это? – Мария Кюри. Мария Кюри – женщина, которая стала женщиной- легендой, единственная женщина, которая получила сразу две Нобелевских премии, притом в разных направлениях. И чем еще знаменита Мария Кюри, помимо того, что она была женщиной-физиком, у нее была дочка, которая тоже стала нобелевским лауреатом. То есть вот вам, пожалуйста, - женщина в науке и продолжение преемственности.

Вообще, с чего все пошло, что женщин в науке так мало. Истоки, конечно, надо искать в истории. Все вы знаете такой университет как Оксфорд. Когда был основан Оксфорд? Ну, в 1207 году, то есть в начале 13 века начинает функционировать Оксфорд, женщин в Оксфорд начинают принимать только в начале 20 века, а раздельное обучение мужчин и женщин отменяют в 1970 году.

Опять же, университет Йель - один из самых престижных университетов Соединенных Штатов Америки. Основан он в 1701 году, и первая женщина, которая получает право там обучаться, поступает в Йель в 1969 году, то есть на протяжении всей истории женщин в науку не пускали и объясняли это различными научными исследованиями.

Пожалуй, самым цитируемым профессором, который возмущался против привлечения женщин в науку, является Эдвард Кларк - профессор Гарвардского университета, который в 1873 году выпускает книгу "Пол в образовании". Кому интересно, эта книжка лежит в открытом доступе в Интернете, правда, на английском языке.

О чем пишет Эдвард Кларк? Эдвард Кларк предостерегает женщин от участия в научной деятельности. Почему? Потому что, дорогие женщины, когда вы начинаете думать, ваш мозг начинает распухать, следовательно кровь из матки переливается в ваш мозг. Из-за того, что кровь из матки переливается в мозг, вы становитесь раздражительными, кроме того, вы можете стать бесплодными.

Поэтому Эдвард Кларк говорит: ни в коем случае не занимайтесь наукой, если вы занимаетесь наукой, вы станете бесплодной и раздражительной. Вот дословная цитата: "У девушек, посещающих колледж, мозг становится больше и тяжелее. Кровь, таким образом, приливает к мозгу и отливается от матки, в результате женщина может стать раздражительной и бесплодной".

На самом деле, исследование Эдварда Кларка, оно имело такой публицистический характер и не было никак научно подкреплено. Научное подкрепление того, что женщина не имеет права заниматься наукой, тридцатью годами позже обосновал немецкий психоаналитик Пауль Юлиус Мебиус.

Что он делал? Издал он к концу жизни замечательную книжку "О физиологическом идиотизме женщин", ну или, если знаете немецкий, там можно перевести как "О физиологическом слабоумии женщин". Чем занимался Пауль Юлиус Мебиус, помимо того, что он, в принципе, хороший психоаналитик.?

Он, например, исследовал мигрень, кроме того, занимался таким интересным исследованием, когда он читал различные художественные произведения, он там искал различные психиатрические болезни у своих героев. Кроме того, он был крупным коллекционером, у него была одна из самых больших коллекций черепов.

Были там черепушки и женские, и мужские, и 60-летних черепа, и 30-летних черепа. Что он делал? Он насыпал туда песок и открыл забавную закономерность: мужской мозг вмещает на 8% больше песка, то есть череп мужчины больше, чем череп женщины. Отсюда Пауль Юлиус Мебиус делает вывод: следовательно мозг мужчины намного больше, следовательно, женщина неспособна к науке, потому что с мозгом-то у нее не вышло.

Как можно научно опровергнуть исследование Пауля Юлиуса Мебиуса? Мне сразу на ум пришла картинка кита кашалота, вы знаете, что этот кит достигает в длину 20 метров, весит он до 50 тонн. Если исходить из того, что чем больше мозг, тем умнее животное, то самым умным животным, которое могло бы вполне заниматься наукой, мог быть кашалот.

Вернемся к современному положению дел в науке. На самом деле, неравномерное распределение мужчин и женщин сохраняется до сих пор. Это одно из последних исследований, провела его Кэссиди Сугимото. Все вы наверно знаете, есть такая поисковая база Web of Science, где находятся различные научные журналы.

Что она сделала? Она взяла все научные журналы за 2008-2012 год и посмотрела, какие журналы принадлежат мужчинам, какие принадлежат женщинам. Среднее распределение следующее: около 70% всех статей в реферируемых научных журналах принадлежат мужчинам, только 30% статей научных принадлежат женщинам.

Здесь, вы видите, красное пятно, что это? Это Туркмения, Туркменистан, сейчас все женщины решат, что вот он - рай на земле для того, чтобы заниматься наукой. Почему Туркменистан так сильно выделяется на этой карте? Все просто объясняется: у Туркменистана только 52 статьи в этой базе, следовательно, так как у нас такой маленький знаменатель, получается такое большое количество женщин в данной стране, которое занимается наукой.

На самом деле, средняя картинка, средняя температура по больнице - 70% научных журналов – это мужчины, 30% научных статей - это женщины. Там еще такие розоватые цвета - это Украина. Почему? Потому что на Украине достаточно развиты социальные исследования, и все-таки в гуманитарных областях женщины публикации печатают, это социология, политология и прочая болтология.

Как можно доказать то, что до сих пор существует дискриминация женщин в науке? Забавный эксперимент проводили исследователи Йельского университета, они составили идеальное академическое резюме, и первое академическое резюме они писали от лица Джона, а второе идеальное академическое резюме они писали от лица Дженнифер.

Эти резюме они предлагали коллегии профессоров и просили коллегию профессоров оценить, насколько компетентен претендент на должность, и также просили их рекомендовать ту или иную зарплату. Что получилось, когда академическое резюме подписывали Джоном, коллегия профессоров, причем там были и мужчины, и женщины, с удовольствием хотели принять на работу Джона.

Как только резюме подписывали Дженнифер, коллегия профессоров уже была не столь благосклонна, чтобы принимать на работу этого претендента. Что с зарплатой: почти всегда Дженнифер рекомендовали платить на 12% меньше, чем Джону.

То есть вот такой простой эксперимент, если вы когда-нибудь будете подавать заявку на грант, знайте, что, если среди ваших коллег есть мужчины, то такая заявка скорее всего пройдет, если среди ваших коллег одни женщины, то такая заявка не пройдет.

Подобный случай из жизни: сейчас многие школьники пишут ЕГЭ, и часто, когда вы сдаете экзамен по литературе или русскому языку, есть такой совет - писать сочинение или эссе от женского лица, потому что проверяющие, скорее всего, поставят оценку выше девочке, нежели мальчику, потому что девочки считаются более прилежными. И когда вы пишете сочинение от лица девочки, то есть такой обратный эффект, то, скорее всего, за ЕГЭ вам поставят оценку чуть больше.

Так, про идиотизм женщин рассказала, следующее: почему женщин в науке мало, помимо того, что мы страдаем слабоумием, потому что мозг у нас меньше и т.д. Психологи любят приводить такие доводы в пользу того, что женщины подвержены стереотипу угрозы.

Что такое стереотип угрозы? Это следующий психологический феномен, когда женщины знают, что они слабее в математике. Им постоянно говорят: "Женщины, ваше дело - русский язык, литература, но никак не математика". Когда они решают тесты, большую часть времени они начинают тратить не на то, чтобы решить задачу, а их мозг начинает обдумывать, как бы мне написать этот тест получше, чтобы про меня не сказали, что я женщина, значит я не справлюсь с этим тестом.

То есть изначально в нас заложена идея о том, что в чем-то мы хуже, чем мужчины, и мы хотим вести себя не подобным образом, поэтому часть своего мозга мы тратим не на то, чтобы справиться с поставленной задачей, а часть своей интеллектуальной деятельности направляем на то, чтобы обдумать, как бы вести себя так, чтобы наше поведение было не стереотипным.

Проводили различные эксперименты, например, когда женщине давали тест по математике в той аудитории, где были мужчины, она справлялась хуже. Когда женщин изолировали от мужчин, их баллы были точно такие же, как у мальчиков.

Недавно проводили эксперимент в университете Аризоны: мужчинам и женщинам - научным сотрудникам - прикрепили записывающее устройство к телу, с которым они не расставались на протяжении трех недель. Каждый день это записывающее устройство включалось на 12 секунд каждые 30 минут.

В результате этого эксперимента получили следующие результаты: во-первых, опровергли миф, что женщины намного болтливее мужчин. Оказалось, что и мужчины, и женщины произносят в день 16 тысяч слов, и болтливость здесь не причем. И еще раз столкнулись с феноменом стереотипа угрозы.

Так как в этом эксперименте участвовали научные сотрудники, то, когда расшифровывали различные записи, увидели следующий результат: когда двое мужчин обсуждают между собой научную работу, они делают это активно и вовлеченно; когда женщина обсуждает научную работу с другой женщиной, она тоже активна и увлечена своей работой; когда мужчина и женщина обсуждают научную работу, мужчина активно участвует в разговоре, а женщина исключена из разговора или подавлена. Чем объясняется этот феномен?

Дело в том, что в то время, когда мужчина непосредственно занят темой научной работы, женщина думает о том, как бы ей не выглядеть глупо в глазах мужчины, и пытается выглядеть более компетентной, чем она может быть. В результате того, что она думает в данный момент не о научной работе, а о том, как ее воспримет мужчина, она начинает делать ошибки и начинает вести себя менее компетентно, и вообще мало что может сказать.

Почему срабатывает этот стереотип угрозы? Потому что женщина видит вокруг себя одних мужчин, и у нее включается стереотип: "Да, женщин в науке мало, значит я намного хуже, чем мужчина". Как предлагают решить проблему авторы статьи, они говорят: "Чтобы увеличить количество женщин в науке, надо увеличить количество женщин в науке".

То есть это проблема курицы и яйца. Женщин станет больше в науке лишь в том случае, если их будет больше в науке, следовательно не будет срабатывать стереотип угрозы. Что можно делать еще? Сейчас я вам покажу замечательный ролик.

Еврокомиссия, знаете, что такое? Еврокомиссия - это исполнительный орган при Евросоюзе - обеспокоилась маленьким количеством женщин в науке, и они решили снять замечательный ролик, посвященный привлечению женщин в науку. Когда этот ролик увидела публика, она, как бы помягче сказать, ну, вы меня поняли. Сейчас вы увидите, почему. Сейчас мы вам включим официальный ролик, который направлен на привлечение женщин в науку.

В общем, в этом ролике все стереотипы налицо. Когда его создателей спросили: "Вы действительно считаете, что этот ролик направлен на привлечение женщин в науку?" Они сказали: "Да, серьезно". То есть это даже была не шутка, и этот ролик висит на официальном сайте Еврокомиссии, там вы можете найти различные истории успеха женщин, посвященные как раз занятию наукой. Но в этом ролике как раз вылезли все стереотипы, здесь женщина показана женщиной, розовый цвет. По мне, так этот ролик скорее отталкивает, нежели привлекает. Не знаю, потом поговорим, обсудим.

Что можно делать, как вообще с этой ситуацией можно бороться? На самом деле, как мне кажется, чтобы количество женщин в науке увеличивалось, надо девушек, которые занимаются наукой, знакомить с историей успешных женщин, которые занимались наукой, рассказывать про историю становления науки, в которой принимали участие женщины.

Я специально не хотела в рамках этой лекции рассказывать по Софью Ковалевскую или Марию Кюри, потому что у всех - это первая ассоциация, которая возникает, если я слышу, например, тему "женщины в науке". Я хотела рассказать о нескольких не совсем известных женщинах.

Первое, если откроете книжку, посвященную женщинам в науке, то, естественно, уткнетесь в Древний Египет и прочитаете много историй, что первые женщины появились в медицине, и это был Древний Египет. Обратимся к Александрии времен становления христианства, в это время при Александрийской библиотеке действует школа, которую возглавляет Теон, и у Теона есть прекрасная дочь Гипатия, которая преподает молодым мальчикам философию, математику.

Увлекается она строением конусов, и ей приписывают изобретение такого устройства, которое помогает наблюдать за планетами. Про Гипатию снят прекрасный фильм, который я всем рекомендую посмотреть, называется он "Агора". Жизнь Гипатии заканчивается трагично, на тот момент христиане имеют уже власть, и Гипатия обвиняется в безбожестве, и ее забивают камнями.

Ее убийство во многом приписывают епископу Константину, который впоследствии был канонизирован и причислен к лику святых. Вплоть до 20 столетия ведутся споры, виновата ли церковь или не виновата в расправе над Гипатией. Гипатия Александрийская является прообразом Екатерины Александрийской - христианской святой, которая также занималась наукой, философией, то есть ее образ, он по-прежнему и в религии встречается, и постоянно к этому образу обращаются.

Следующая женщина, про которую хотелось также рассказать, это Ада Лавлейс. Ада Лавлейс - дочка знаменитого поэта Байрона, правда, видел он ее в последний раз, когда ей было 2 месяца, потом он с женой разводится. И пишет трогательные письма своей жене: "Надеюсь, Бог не одарил мою дочку поэтическим талантом.

Да, поэтическим талантом Бог Аду не одарил, зато одарил талантом математическим. Так как девочка была брошена отцом, она всегда искала поддержку, и у нее завязалась дружба с мужчиной, который был старше ее на 40 лет, - Бэббиджем, который является создателем первой электронно-вычислительной машины.

И вот она ему активно помогает с этой машиной, всегда интересуется, как она работает, и создает описание этой машины, поэтому Ада считается первой программисткой. Родилась она 10 декабря, и 10 декабря является альтернативным днем празднования дня программиста; еще один день празднования дня программиста - 13 сентября. Почему 13 сентября? Потому что это 256-й день, а 256-й день - это биты, байты, килобайты, в общем, вы понимаете.

Язык Ада - в честь Ады, является официальным языком программирования в НАТО, и русские программисты часто смеются над этим языком, потому что по-русски звучит очень смешно: "Язык программирования Ада" - сами понимаете, какой каламбур получается.

О чем еще хотелось бы поговорить: если вот так посмотреть на историю становления женщин в науке, естественно, это салонная культура, которая у нас формируется в 18-19 веке, когда женщины собираются узким кругом и начинают размышлять о философии, о науке, о математике, о литературе.

И такие сходки начинают называть сходками "синих чулок". Откуда это название? Существуют разные легенды, одна из них гласит следующее: в 1870 году формируется кружок в Англии, куда часто ходит некий господин Стиллингфлит, который не любит официальный стиль одежды, и поэтому носит синие чулки. Когда он не приходит, женщины говорят: "Как же нам сегодня без нашего синего чулка скучно".

Впоследствии это название переносится на все общество, то есть изначально синим чулком называли мужчину, который просто не соблюдал правила этикета. Затем название "синий чулок" переносится на всех женщин, которые предпочитают философствовать, а не выращивать детей.

Создается ряд карикатур на таких женщин, вот, пожалуйста, "Перерыв в клубе синих чулков" - карикатура 19 века. Замечательный рассказ есть у Антона Павловича Чехова, называется он "Розовый чулок". О чем основной сюжет: господин Сомов смотрит на свою жену, которая носит розовые чулочки, и удивляется: "Какая же ты у меня дура, ну какая же ты у меня дура!". На что она отвечает: "Конечно, я дура, но вот матушка не хотела, чтоб я училась, а я так мечтала учиться". Он говорит: "Нет, если бы ты у меня училась, ты бы была синим чулком, а синий чулок - что хорошего, черт знает что: ни женщина, ни мужчина, а так - половина на половину".

Рассказ небольшой, страницы 3-4, но очень хорошо отражает отношение к женщинам, которые занимались наукой в 19 веке. Хорошо известна серия картин карикатуриста и художника французского - Оноре Домье, называется "Синий чулок", где изображается мужчина, который является мужем такой вот "синечулочницы". Обычно он изображается с ребенком на руках.

Здесь разговор: "Где ваша жена?" - "Откуда ж я знаю, куда-то опять испарилась вести научные разговоры, а я вот ребенка кормлю". Или вот, пожалуйста, женщина, которая занимается наукой с книжкой в руках, а мужчина, очевидно, занимается введением прикорма, кормит ребенка. То есть над женщинами в 19 веке, которые занимались наукой, активно общество смеется, рисует их такими мымрами, а мужчин называет подкаблучниками.

В 20 веке отношение к женщинам, которые занимаются наукой, меняется, и опять здесь хотелось бы поговорить о замечательной женщине - Лизе Мейтнер, которую называют матерью атомной бомбы. С Лизой Мейтнер связана забавная история, она родилась в еврейской семье, была третьим ребенком из восьми и всегда увлекалась наукой.

В 1908 году ей разрешают заниматься экспериментами в Берлинском университете, но при том не разрешают посещать некоторые отсеки университета, то есть она была изолирована от других. И вместе с Отто Ганом они начинают проводить эксперименты над ядром, то есть пытаются его расщепить.

Физику помните, там уран, протоны, нейтроны. Чем она занималась? Она занималась расщеплением ядра. Когда у нас расщепляется ядро, что возможно, вспоминайте формулу Эйнштейна: E=mc^2. Когда вы расщепляете массу, выделяется энергия, и в первый раз она догадывается, что если что-то расщепить, возможно получить колоссальный заряд энергии.

Активно занимается она этими опытами, и в 1922 году ей разрешают прочитать публичную лекцию в Берлине. Лекция называется следующим образом: "Влияние радиоактивного вещества на космические процессы", заходит она в аудиторию и понять ничего не может - весь зал заполнен женщинами, она удивляется: "Какого черта столько женщин пришло слушать лекцию о влиянии радиоактивного вещества на космические процессы?" Затем она узнает, что афиша, которая приглашала на ее лекцию, выглядит следующим образом: "Влияние радиоактивного вещества на косметические процессы".

То есть журналист не мог понять и поверить что женщина способна вообще рассуждать о космических процессах, решил что это опечатка, поэтому бедные женщины пришли слушать про косметику, а им тут про радиоактивное вещество рассказывают.

Затем, когда к власти приходит Гитлер, Лиза Мейтнер вынуждена уехать в Стокгольм, они ведут переписку с Отто Ганом постоянно, он продолжает с ней общаться, и в 1938 году Отто Ган получает Нобелевскую премию как раз за расщепление ядра и за открытие радиоактивных веществ.

Понятно, что в связи с политической обстановкой, Лиза Метнер не могла получить Нобелевскую премию, Отто Ган не выпускал статьи с ней в соавторстве, он был немец, она была еврейская женщина. Понятно, что политическая ситуация в Европе от науки ее отстранила.

Затем ее разработки по радиоактивному веществу попадают в Соединенные Штаты Америки, и там начинается секретный Манхэттенский проект по производству атомной бомбы. Ее много раз приглашали принять участие в этом проекте, на что Лиза Мейтнер говорила: "Я не буду делать бомбу, отстаньте от меня". Она понимала, к чему это все может привести.

Когда война заканчивается, после Хиросимы и Нагасаки Лизу Мейтнер в США делают национальной героиней, ее называют матерью атомной бомбы и предлагают сняться в красивом голливудском фильме, где она играет главную роль.

Когда она читает сценарий, поражается. Она пишет в своих воспоминаниях: сценарист изобразил меня некой дурочкой, которая путешествует из Германии чуть ли не с атомной бомбой в сумочке. Я никогда не участвовала в разработке атомной бомбы и не хочу, чтоб мое имя ассоциировалось с ней. Когда Лиза Мейтнер умирала, ее племянник создает следующий некролог, то есть на могиле у нее написано: "Это великий физик, который никогда не терял человечности".

Еще одна женщина, про которую я хотела рассказать, это Розалинд Франклин. Ее история похожа на историю Лизы Мейтнер: до Нобелевской премии она также не дожила, то есть Нобелевскую премию она так и не получила. Все по биологии проходили ДНК, да? Знаете, что это такое? Это такая дезоксирибонуклеиновая кислота, за что она отвечает? Отвечает она за наследственность.

Обычно, когда вы проходите по биологии эту тему, вам много рассказывают про Уотсона и Крика, которые ДНК как раз и изобрели. Ничего подобного, ничего они не изобрели, они, конечно, все придумали и описали эту модель, но фотографии, как раз структуру этого вещества сфотографировала Розалинд Франклин.

Эти снимки - там много историй. Кто-то говорит, что их просто выкрали, кто-то говорит, что просто украли ее наработки. Но в результате изобретение ДНК приписывают трем мужчинам, там еще Морис Уилкинс. Розалинду Франклин называют "темной леди ДНК".

К сожалению она за 4 года до вручения Нобелевской премии заболевает раком и до последнего верит, что наука шагнет вперед, что она сама по себе сможет изобрести лекарство, которое ей поможет, но все равно с болезнью справиться она не смогла.

До сих пор в феминистических кругах Розалинд Франклин является такой женщиной, которую очень сильно обидели, и всегда любят ее вспоминать: "Посмотрите, мужчины воспользовались изобретением женщины, выдали ее изобретение за свое, а в результате про Розалинд Франклин совсем забыли!".

Ну и, пожалуй, самая одиозная фигура. Я тут как раз собрала самые популярные названия - "мать атомной бомбы", "темная леди ДНК". Вот Хеди Ламарр называли самой красивой женщиной в мире. Чем известна вам эта женщина, кто-нибудь когда-нибудь слышал о ней?

Эта женщина известна следующим: в возрасте 20 лет она снимается в достаточно кричащем фильме, который носит название "Экстаз", он выложен в Интернете, можете посмотреть. Сейчас он выглядит, конечно, смешно, потому что ничего там такого необычного нету.

Но для 33-го года это была бомба. Она в этом фильме снимается голой и на протяжении десяти минут бегает за лошадью, которая украла ее одежду, пока она купалась. Все это очень забавно, я пересматривала - мне понравилось. Мало того, что она носится голой за этой лошадью, в одном из эпизодов она изображает оргазм. Как она потом писала: на самом деле никакого оргазма там не было, я колола себя булавкой.

Но этот фильм очень сильно ударил по ее репутации, потому что помимо того, что она была актрисой, в конце своей жизни она запатентовала устройство, помогающее управлять торпедами. И это устройство вошло в основу создания Wi-Fi. У всех сейчас Интернет, и Хеди Ламарр была одной из тех женщин, благодаря которой вы можете выходить в Интернет из любой точки.

Вот так иногда в одном лице женщина может быть и великим изобретателем, и хорошей актрисой, и много чего интересного. Так что всем советую наравне с "Агорой" посмотреть и фильм "Экстаз" - действительно, женщина необычная.

Но вообще, если вы заглянете на разные сайты карикатур, вот сейчас я вам про женщин в науке рассказывала: про физиков, про биологов, всю историю женщин можно представить следующим образом: "Да, вот, пожалуйста, мужчины в истории: античность, средние века, современный период"; женская история всех периодов – "Ты ведьма!".

Так и в современном мире, когда вы видите женщину, которая поглощена наукой. Многие думают: "Наверное, у нее с головой не все в порядке". Действительно, она то ли ведьма, то ли "синий чулок", то ли старая дева - на нее никто и не смотрит.

Еще один эпизод, пока не читайте, хотя бесполезно предупреждать. Это, знаете, как говорить: "Не думайте о розовой обезьяне, и сразу все думают о розовой обезьяне". Кто это? Это Ивон Брил - она изобрела электротермический гидразиновый двигатель.

Что это такое, - я разбиралась, - гидразиновый двигатель, который помогает ракетам держаться в беспилотном пространстве. То есть, есть ракета, которая по орбите путешествует. Ей, чтобы она там держалась, нужно управлять, нужен специальный двигатель. Вот этот двигатель она изобрела и запатентовала. То есть на стационарной орбите ракеты могут находиться, благодаря Ивон Брил.

Ивон Брил, кроме того, что она двигатели электротермические гидразиновые изобретала, она принимала участие в космических программах НАТО, НАСА. То есть женщина, которая помогала осваивать космос. В 2011 году ее наградили премией изобретателя, вот как раз Барак Обама вручал ей премию.

В 2013 году Ивон Брил, к сожалению, умирает от рака. В газете "Таймс" появляется некролог: "Женщина изобрела космический двигатель". О чем некролог: "Она делала неплохой бефстроганов, всегда поддерживала мужа, который менял одну работу за другой, и пожертвовала восемью годами собственной карьеры, чтобы вырастить троих детей".

Ни слова в газете "Таймс" не было о том, что эта женщина изобрела космический двигатель. То есть Брил представлена как хорошая жена, которая делает бефстроганов, которая воспитывает детей. Там была еще приписка, ее сын (не помню, как его звали) считал ее лучшей мамой на свете.

Тут же в газету начинают поступать гневные отзывы, где мне очень понравилась приписка от одного из читателей: "А также изобрела одну кро-о-о-шечную систему, которая помогает работать космическим спутникам". В результате "Таймс" очень сильно напоролась на эту историю, посыпались гневные отзывы.

В результате журналисты изобретают следующий тест: когда вы пишете о женщинах, и чтобы ваш материал не был сексистским, надо всегда использовать тест Финкбайнер. Это журналистка - Анна Финкбайнер, она написала очень много материалов про женщин в науке, и всегда писала с позиций, что, вот, первая женщина в науке сделала то-то и то-то.

Один раз ей поступил заказ написать про женщину-астронома, она села и подумала: "Больше не буду писать про женщину астронома, напишу просто про выдающегося астронома".

Потому что, когда в журналах пишут об изобретателях мужского пола, обычно пишут про то, что он изобрел. Когда пишут про женщину, почему-то всегда пишут про ее детей, про ее кулинарные способности, но забывают писать об изобретениях.

Поэтому, если когда-нибудь вы будете журналистами и будете писать про женщину в науке, чтобы пройти этот тест, вы должны ни в коем случае не упоминать тот факт, что это женщина, не писать о том, чем занимается ее супруг, не писать о том, как она воспитывает детей, не говорить о том, что она является образцом для подражания для других женщин, ни в коем случае не писать, что она является "первой женщиной, которая...".

Вот представьте себе, как бы выглядела статья про какого-нибудь мужчину. Изобрел он какой-то космический двигатель, ну, к примеру, некий Джон, и мы пишем, вместо того чтобы писать, какой это замечательный космический двигатель, мы пишем: "Джон является великолепным супругом, у него есть трое-четверо детей, он любит кормить их макаронами и делает прекрасную пасту. Он является первым мужчиной, который изобрел космический двигатель, и вообще он является образцом для подражания для других мужчин".

Нелепо выглядит, но почему-то про женщин так писать можно. Этот тест очень похож на тест Бертель, знаете, что это такое? Прямо какие-то не феминистки тут собрались. Что такое тест Бертель, как проверить любой фильм - является он сексистским или не является сексистским.

Три пункта: фильм несексистский, если в сюжете есть, по крайней мере, две женщины, которые разговаривают друг с другом, и третье – не о мужчинах. Большинство фильмов, которые выиграли премию "Оскар", являются сексистскими. Потому что, если там две главные героини – женщины, то, чаще всего, их разговор будет как раз о мужчинах.

То есть несексистские фильмы – это, где у вас две женщины разговаривают между собой не о мужчинах, запомните, когда будете смотреть любой фильм. Если будете писать о женщине, не пишите про макароны, про детей и про то, что это первая женщина, которая сделала что-то.

Ну и еще один аспект, который мне сегодня хотелось бы затронуть - это тема "Наука и материнство". Когда вы открываете статьи, посвященные женщине в науке, там вы найдете много бреда о том, что женщины не занимаются наукой, потому что - стереотипы, потому что она начинает думать, что она хуже в математике, что у нее мозг меньше.

На самом деле, одна из главных причин на которую обращают внимание исследователи по гендерным исследованиям - это то, что с рождением ребенка стремительно меняется женская траектория.

Если мы возьмем двух представителей Homo sapiens - мужчину и женщину без детей, - то их академическая карьера выглядит следующим образом: получили степень бакалавра, получили степень магистра, пишем диссертацию, затем получаем, - вы знаете, что такое "tenure", да?

То есть на Западе, когда вы успешны в науке, университет заключает с вами академический контракт, вы там преподаете, занимаетесь исследованиями, пишете публикации, затем получаете какую-нибудь награду, потом все вам аплодируют, вы уже супер-профессор, ведете академический образ жизни, все у вас замечательно. То есть, если женщина без ребенка, то ее карьера академическая не сильно отличается от карьеры мужчины.

Но о чем говорят исследования, когда женщина говорит: "Я сначала построю академическую карьеру, а потом рожу ребенка". Только у одной из трех это получается. То есть из трех женщин, которые строят себе академическую карьеру, только у одной будет ребенок - это данные статистики.

Кроме того, исследовали профессоров, которые уже имеют долгосрочный академический контракт: только у 50% женщин есть семьи с детьми. В то же время семейных мужчин, которые имеют долгосрочный академический контракт - 75%. То есть у мужчины возможностей создать семью, понятно, больше. У женщин - 50% из вас, кто занимается наукой, никогда не станет счастливой женой, но так говорит статистика, я думаю, можно это опровергнуть.

Женская карьера выглядит следующим образом: где-то в магистратуре она задумывается, что неплохо было бы родить ребенка. Потом, когда приходит время писать диссертацию, у нее появляется первый ребенок, потом возникают отложенные публикации на неопределенный срок.

Кое-как кто-то дотянет до написания диссертации, появятся публикации, но вообще непонятно, что дальше будет. Чаще всего первый ребенок приводит к тому, что вы забрасываете академическую карьеру, идете в какую-нибудь другую сферу, индустриальную, это может быть продавец, например.

Дальше, когда вы получаете временную карьеру, ребенок идет в школу, начинаются свои проблемы, уроки... В общем, наука и материнство – вещь сложная.

В одном из западных исследований смотрели, как фертильность женщины, - знаете что такое фертильность? Есть количество яйцеклеток, способных к оплодотворению, и наложили эту фертильность на получение Ph.D и заключение академического контракта.

В общем, когда женщина, увы, начинает уже к 37-ми годам терять свою фертильность, тут-то у нее появляется возможность получить долгосрочный контракт. То есть женщина перед выбором: то ли вы строите карьеру и тогда вы - старая дева, то ли вы забрасываете свою академическую карьеру и рожаете ребенка.

Получается, что оптимальный возраст для рождения ребенка как раз приходится на начало вашей академической карьеры, и поэтому с 37 до 41 года – это средний возраст заключения академического контракта, когда на вас благосклонно все смотрят и думают: будет у вас хорошая академическая карьера, - это ваш последний шанс родить.

Что предлагается в разных журналах? На самом деле, женщина не должна бросать академическую карьеру. Для этого автор статьи, в которой я нашла эти замечательные исследования, предлагает следующее: вы рожаете, можете взять отпуск по уходу за ребенком, не надо идти в другую профессию, вы остаетесь здесь.

Потом, у вас есть вторая вилка - вы ждете 10 лет, а потом университет восстанавливает с вами отношения – они ж вас ждали 10 лет. И третий, наиболее оптимальный путь, который видит автор этой статьи, - мне он очень нравится, - вы продолжаете работу, но при этом университет предоставляет вам ясли, детские сады для детей.

Университет заботится о вашем ребенке, а всю домашнюю рутину (там, посуда, готовка) выполняет ваш партнер. То есть, если вы хотите продолжить академическую карьеру после рождения ребенка, пожалуйста, обяжите университет предоставить вам ясли и детский сад, обяжите своего партнера, уговорите его заниматься всеми домашними делами. А вы при этом будете преподавать, писать публикации и т.д.

На Западе существует большое количество книг, посвященных женщинам, которые родили ребенка, но при этом остаются преподавателями, остаются научными работниками, например, "Мама Ph.D" или, например, мне нравится название: "Материнство: сон в лаборатории".

О чем эти книжки? Здесь в форме эссе представлены рассказы женщин, которые рожают ребенка, но при этом продолжают заниматься академической карьерой. Вот, например, еще: "Мама и академия", "Академические мамочки", этих книжек на Западе очень много, поэтому, если вы решили заняться академической карьерой, читайте.

Ну и еще замечательная книжка: "Моя мама – профессор". Основная идея книжки заключается в том, что не надо поддаваться мифу о том, что академическая карьера позволит вам больше времени проводить с детьми. Ничего подобного, потому что академическая карьера не заканчивается в 18-00, когда вы приходите домой. Если вы человек науки, вам надо писать какую-нибудь очередную статью, в результате ребенок садится вам на шею, на голову, и не может понять, почему мама пишет статью, а не играет с ним. Если вы решили совместить материнство и академическую карьеру, не поддавайтесь этому мифу.

И для мам, которые родили ребенка и хотят заниматься академической карьерой, существуют разнообразные сайты с советами, как совместить науку и материнство. Например, Stemmoms - это наука, технологии, инженерия, математика. Таких сайтов очень много, там вы можете заказать своем ребеночку маечку с надписью "Моя мама – профессор", "Моя мама пишет диссертацию", полазайте, поищите.

И пример успешного совмещения науки и материнства, смотрите, женщина с ребенком, это все ее дети, - это Лилиан Гилберт - мать 12-ти детей, которая при этом была успешной женщиной, воспитывала детей и занималась эргономикой. Знаете такую науку, это, чтобы удобно сидеть, удобно организовать пространство. Даже Ада Лавлейс, которая была первым программистом, - у нее было трое детей.

Ну, и наконец, когда вы будете задумываться: совмещать науку с материнством, совмещать науку с ролью женщины, если вам будут говорить, что вы – "синий чулок" или вы останетесь старой девой, вспоминайте, что многие изобретения, которые выглядят как совсем мужские изобретения, придумали женщины. Например, это циркулярная пила, например, это дворники, например, это Wi-Fi. Спасибо, что вы сегодня пришли, ну и теперь - вопросы.

- Добрый день, у меня вопрос по поводу левого и правого полушарий мозга. Известно, что у мужчин лучше развито логическое мышление, у женщин творческое. Как это может сказываться на занятиях наукой?

Анна Сорокина: Видите, один из мифов, по поводу болтливости, ученые уже развеяли. Что касается устройства мозга, действительно, у мужчин мозг на 8% больше, но когда стали изучать внутреннее строение мозга, увидели, что у женщин больше серого вещества. То есть развитость одного полушария, другого полушария, мне кажется, такие особенности имеют место быть, но бывают и исключения из правил.

Ну, даже за младенцами если наблюдать, как только они родились, даже как мальчики реагируют на медперсонал, как девочки реагируют, девочки всегда более социальны, они и раньше улыбаться начинают - младенцы, - чем мальчики. Действительно, особенности развития мужского и женского мозга существуют, но я не думаю, что эти особенности не позволяют женщинам быть столь же успешными в науке, как мужчины.

По мне, основное препятствие на пути науки - это как раз материнство. Можно много говорить о том, что мы совсем другие, но, так или иначе, год, два, десять из вашей карьеры выпадают, когда вы становитесь не только ученым, а когда у вас еще дети появляются. Спасибо.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика