Новости

Новости

13 января 2014, 09:59

Культура

Первое чувство и Третья мировая: премьера фильма "Как я теперь люблю"

В российский прокат вышел новый фильм "оскароносного" документалиста Кевина Макдональда "Как я теперь люблю". О том, чего ожидать от картины, расскажет обозреватель M24.ru Максим Эйдис.

Кадр из фильма "Как я теперь люблю". Фото: lovenow-film.ru

Юная американка Элизабет (все называют ее "Дэйзи") прилетает погостить на лето к своей тетке в Британию. На лице – "готический" макияж, на теле – рваная, по последней моде, черная одежда, в голове – эхо бесчисленных слов, сказанных на сеансах психоаналитиком. Тетка Дэйзи живет на ферме вместе с двумя сыновьями и дочерью, маленькой Пайпер. Поначалу американская гостья не слишком-то расположена к общению с родственниками, но вскоре между ней и старшим из братьев, Эдмондом, начинается роман. Через несколько дней тетя срочно вылетает в Женеву. Дела не терпят отлагательства, ведь тетя – участник процесса мирного урегулирования, и пытается остановить готовую вот-вот начаться Третью мировую войну. Дети остаются на ферме одни, и как раз в это время террористы взрывают в Лондоне ядерную бомбу, что приводит к гибели сотен тысяч человек. На ферму приезжает сотрудник консульства США, который выдает Дэйзи билет домой и советует ее братьям и сестре оставаться дома и ждать эвакуации. Но дети решают, что спрячутся от правительственных войск в сарае, а Дэйзи сжигает свой билет, чтобы остаться с Эдмондом…

Кадр из фильма "Как я теперь люблю". Фото: lovenow-film.ru

Хотя британец Кевин Макдональд во всем мире известен в первую очередь как режиссер "оскароносного" документального фильма "Однажды в сентябре", повествующего о трагических событиях во время Мюнхенской олимпиады 1972 года, у нас его знают прежде всего как режиссера политического триллера "Последний король Шотландии". Фильм запомнился не только удивительной игрой Фореста Уитакера, сыгравшего африканского диктатора Амина и получившего за эту роль "Оскар", но и редким сочетанием лирической интонации и пугающих сцен чудовищной жестокости. То же необычное сочетание можно снова увидеть и в новом фильме режиссера - с той лишь разницей, что начало "Как я теперь люблю" (в оригинале – "Как я теперь живу") не обещает никаких ужасов. Фильм начинается как обычная подростковая инди-комедия, и превращается в пост-апокалиптическую драму так незаметно и буднично, что поневоле начинаешь беспокоиться, не пропустил ли каких-нибудь важных политических новостей в последние год-два. Вот подростки смотрят по телевизору кадры взрывов в Париже… А вот тетка Дэйзи ведет переговоры с неизвестными собеседниками о будущей встрече в Женеве... А вот в новостях сообщают о взрыве ядерной бомбы в центре Лондона… На политический бэкграунд Макдональд не делает никакого акцента – что, в общем, и неудивительно, поскольку фильм совсем не о террористах и о борьбе с ними, а о любви и преодолении себя.

Кадр из фильма "Как я теперь люблю". Фото: lovenow-film.ru

Возможно, в пересказе соединение подростковой мелодрамы (будем называть вещи своими именами) и взрослого триллера-антиутопии может кому-то показаться нелепым, но ведь именно так (или почти так) перемешиваются в головах современных подростков и мысли о будущем, в которых присутствуют одновременно и возможная война, и возможная любовь. Здесь многое зависело от умения режиссера найти нужную интонацию, и надо отдать Макдональду должное – ему удалось ее найти. Акцент в фильме сделан даже не на игре исполнительницы главной роли (хотя стоит отметить, что Сирша Ронан справилась со своей задачей на твердую пятерку), а на съемках удивительной природы Северной Британии. Великолепная работа оператора Франца Лустига, ранее снимавшего для Вима Вендерса ("Входите без стука", "Съемки в Палермо"), заставляет вспомнить съемку Эммануэля Любецки в картинах Терренса Малика: то же заливающее весь ландшафт оглушительное солнце, те же крупные или даже сверхкрупные планы, создающие у зрителей полную иллюзию присутствия… И если картину Макдональда и можно в чем-то упрекнуть, так именно в "маликовщине": виды Британии здесь настолько потрясающе красивы, что сюжет попросту перестает играть какое-либо значение…

Кадр из фильма "Как я теперь люблю". Фото: lovenow-film.ru

К счастью, в отличие от последних картин "канадского гения", фильм "Как я теперь люблю" не стремится поведать нам о тайнах рождения Вселенной или о скрытых в глубинах человеческой души отблесках божественного. Пафоса в новой картине Макдональда не сыскать: если бы не жуткие сцены разрушений и смертей, "Как я теперь люблю" можно было бы принять за обычную (хотя и подозрительно красиво снятую) историю о девочке, которая приезжает в другую страну и там встречает свою первую любовь. Но именно горы трупов, сцены варварского насилия и смерть почти всех главных героев и делают фильм уникальным. Вполне в духе советов психоаналитиков, к которым, по всей видимости, обращалась у себя в Америке юная Дэйзи, фильм Кевина Макдональда предлагает нам не забрасывать наши кошмары куда-нибудь на темный чердак сознания, а принять их как часть общей картины мира. Мира порой жестокого, несправедливого и невыносимо печального, но в то же время – прекрасного, несмотря ни на что.

Максим Эйдис

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика