Новости

Новости

28 ноября 2013, 16:18

Общество

Москва кошерная: три века истории столичных евреев

Еврейская община Москвы отмечает второй день Хануки

Еврейская община столицы 28 ноября отмечает второй из восьми дней самого веселого иудейского праздника - Хануки. На сегодня в столице действуют синагоги основных направлений иудаизма в Восточной Европе, существует инфраструктура еврейской жизни - свои магазины, рестораны, культурные центры и недавно открывшийся еврейский Музей толерантности. И хотя количество москвичей еврейской национальности неуклонно сокращается с 1970-х годов, московские евреи безусловно останутся заметной частью столичного сообщества и в XXI веке. Дело ведь не только в комфорте.

Почему еврейская диаспора выжила

Столичные евреи – часть огромной диаспоры. Она насчитывает десятки миллионов человек по всему миру. Это помимо прочего гигантский механизм взаимопомощи, что делает почти любую еврейскую общину устойчивой. До начала процессов глобализации самыми многочисленными и влиятельными в Европе считались еврейская и армянская диаспоры.

Фото: ИТАР-ТАСС

Чтобы сохраняться в мультикультурной городской среде, национальное меньшинство должно отличаться от большинства. Иудеев веками отличали религия, язык, культура и даже профессиональные занятия.
Но иметь одни лишь отличительные особенности мало. В истории остаются те народы, которые умеют быстро адаптироваться к изменениям, или хорошо образованные по сравнению с соседями этносы. Когда эти два фактора совпадают, диаспора может существовать очень долгое время.

Евреи Москвы – городской народ

Умение жить в городах еще совсем недавно было принадлежностью немногих. Евреи, к примеру, на протяжении двух тысячелетий занимали в Европе нишу городских профессий - ремесленников и торговцев. Сейчас это кажется каким-то несущественным преимуществом. Ведь по идее почти каждого человека можно обучить какому-то ремеслу. Но даже 150 лет назад секреты мастерства охранялись очень строго. Они были доступны только членам одной семьи или цеха: небольшого и обычно родственного или этнически однородного сообщества. Крестьянину из деревни было труднее овладеть искусством ювелира или сапожника, даже когда на Руси еще не утвердилось крепостное право и он имел возможность уйти от хозяина по истечении срока сезонных работ. Ну а для крепостных это было делом практически безнадежным.

Кроме того, евреи были поголовно грамотными, что автоматически давало им преимущество в той же торговле. Если посмотреть на этнический и конфессиональный состав московских купцов конца XIX – начала XX веков, то нетрудно заметить, что там сплошь потомки массово образованных этносов или религиозных групп: русские старообрядцы, евреи, немцы.

Поэтому, будучи городским народом, в Москве и окрестностях евреи-переселенцы быстро закрепились в нескольких районах. Если перечислять их в порядке времени заселения, то это Зарядье, Марьина роща и еще несколько окраинных тогда районов (например, Черкизово, Коптево) и потом расположенная рядом с мегаполисом Малаховка.

Кто крестился на синагогу

Ранняя московская история евреев связана с купцами еврейского происхождения, которые время от времени оказывались в Златоглавой. К XVIII веку часть из них жили в Москве постоянно. Умение торговать вкупе с этнической сплоченностью позволяло получать хорошие доходы. Русские купцы решили избавиться от конкурентов и в 1790 году составили прошение о выселении евреев. Интересно, что одним из зачинщиков процесса выступил перешедший из иудаизма в православие московский купец Илья Евреинов.

Московская хоральная синагога. Фото: ИТАР-ТАСС

Как бы там ни было, в 1791 году был подписан высочайший указ, запрещавший евреям записываться в купеческие общества внутренних губерний. В 1826 году столичные власти разрешили еврейским торговцам останавливаться в гостинице Глебовское подворье от одного до трех месяцев. К концу XIX века чуть ли не половину населения Зарядья составляли люди иудейского вероисповедания, здесь работали две синагоги.

Чем занимались евреи в Зарядье

Много было в Зарядье и ремесленников-евреев; большей частью они занимались портновским, шапочным и скорняжным ремеслом.

Главное занятие скорняков-евреев состояло в том, что они ходили по портновским мастерским и скупали "шмуки". "Шмук" на языке мастеровых означал кусок меха или материи, который мастер выгадывал при шитье той или другой вещи.

Чтобы получить "шмук", мастер поступал так: он смачивал слегка квасом и солью мех, растягивал его в разные стороны, отчего размер меха увеличивался, и мастер срезал излишек по краям узкими длинными полосками, которые и скупались скорняками-евреями; они сшивали полоски в целые пластинки и продавали их в меховые старьевские лавочки на Старой площади.
(Из мемуаров столичного поэта и краеведа Ивана Белоусова "Ушедшая Москва", изданных в 1929 году)

Но удача вновь отвернулась от московских иудеев. В 1891 году власти снова предприняли попытку выселить евреев из Первопрестольной. Всего за пределы города были высланы около 30 тысяч семей.
Об изгнании столичных евреев существует и такая легенда. В 1891 году состоялось торжественное открытие Московской хоральной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке. Здание внушительных размеров и высоты стало архитектурной доминантой пространства от Маросейки до Солянки. И якобы тогда же столичный губернатор, великий князь Сергей Александрович Романов, случайно перекрестился на звезду Давида из своей коляски. Не разглядел. По легенде, губернатор тут же приказал снести купол и закрыть здание, что и было сделано. Купол со звездой восстановили только в 2001 году, тогда же здесь открылся еврейский культурный центр и даже небольшая имитация Стены плача в Иерусалиме.

В 1906 году, после объявления в Российской империи свободы вероисповедания, синагогу открыли.

Как евреи мордву пережили

Марьину рощу еврейская диаспора начала заселять в самом конце XIX века, после изгнания за пределы города. В 1923 году в Москве было официально зарегистрировано почти 88 тысяч евреев. В 1926 году тут построили деревянную синагогу. Вокруг молитвенного дома образовалась община. Синагога, как и всегда, выступала средством интеграции еврейского меньшинства. Но не только она. Неподалеку, на Селезневской улице, работала основная еврейская национальная школа (семилетка). Ее закрыли в 1936 году. Преподавание в ней велось на идише.

На площади Революции в честь Хануки зажгут гигантский восьмисвечник

Столичные евреи говорили на идише

Лингвисты относят идиш к германской группе языков. При этом лексика на 75% имеет древнееврейское и арамейское происхождение. Сегодня подавляющее большинство евреев говорит или на иврите, или на языке страны проживания.

Район этот вообще считался неспокойным: первое поколение переселенцев из южных пределов Российской Империи, глухих деревень с жестким патриархальным укладом, много молодежи. Не зря в фильме "Место встречи изменить нельзя" воровская "малина" располагалась именно там.

И вот рядом с евреями в Марьиной Роще в то же время жили выходцы из Поволжья: мордва и чуваши. У них не было столь сильных отличий от русского большинства при одинаковых адаптационных способностях. Жители Поволжья вливались в столичную жизнь, но не имели собственной этнической религии или представлений о Земле Обетованной где-то далеко от Москвы. Поэтому по прошествии нескольких десятков лет волжане растворились в русском большинстве, а евреи нет. До 1950-60-х годов исследователи фиксировали в Марьиной Роще, Коптеве или Черкизове заселенные преимущественно евреями дома, где чтились свои обычаи и праздники, а по субботам было малолюдно.

Фото: ИТАР-ТАСС

Эмиграция в Малаховку

В столице осталось только около 10 тысяч иудеев. Зато в это же время начинается освоение евреями подмосковного поселка Малаховка по Казанской железной дороге. Его бурное развитие связано со строительством дач москвичами.

После революции, в 1919 году, здесь открывается еврейский сиротский дом для более чем 100 детей. В течение трех лет после открытия в нем преподавал всемирно известный художник Марк Шагал.

В 1920-х годах здесь также строят деревянную синагогу, открывают кладбище. И в советские времена, когда с религией активно боролись, именно сюда перемещается центр религиозной жизни столичного еврейского сообщества. Тут делают мацу для московских иудеев, рынок продовольствия, а в паре магазинчиков, которые управлялись евреями, можно было купить даже кошерные продукты. (В 2005 году она сгорела, но довольно скоро была восстановлена как каменное строение).

Как живет еврейская община столицы

В это же время в Москве, например, была закрыта синагога на Большой Бронной улице, построенная в 1883 году.

Еврейская жизнь столицы начинает замирать в тех же 1950-х. Причиной стало постепенное вымирание набожного дореволюционного поколения, а более всего государственный антисемитизм, начало которому положило знаменитое "дело врачей". В начале 1953 года советские газеты сообщили о раскрытии "международного еврейского заговора" врачей-отравителей против высших государственных деятелей Советского Союза. Кампания в прессе дала зеленый свет гонениям по национальному признаку. Евреям стало трудно поступать в вузы, добиваться высоких должностей.

Около 20 лет ситуация не находила разрешения, пока Советский Союз не согласился выпускать граждан еврейской национальности в новое национальное еврейское государство – Израиль. Начался очередной исход евреев из Москвы. Своего пика эмиграция достигла в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

Синагога на Большой Бронной в Москве. Фото: ИТАР-ТАСС

Что сегодня

По последней переписи, в Москве проживает около 53 тысяч евреев. Это почти в пять раз меньше, чем на пике своей численности в 1959 году – тогда в столице проживало почти 240 тысяч евреев.

Однако фаза активного вымывания из мегаполиса москвичей еврейского происхождения закончена. Небольшая часть эмигрантов в Израиль даже возвратилась в Москву.

Традиционно еврейскими местами в мегаполисе остаются районы расположения синагог: Марьина Роща, Малаховка, Спасоглинищевский переулок и Большая Бронная улица. Около синагоги, как и в прежние времена, вырастают культурные и образовательные учреждения. В последнее время около них стали открываться и еврейские кошерные кафе или рестораны. Того самого духа еврейского местечка вы здесь уже, конечно, не встретите. Еврейских домов и улочек в Москве нет уже почти полвека, не звучит и идиш: сегодня желающие изучить язык предков выбирают государственный язык Израиля - иврит. Тем не менее еврейская история Москвы продолжается.

Александр Трифонов

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика