
Фото: kino35mm.ru
Каждый месяц в Москве проходит несколько фестивалей кино, на этот раз в кинотеатре "35ММ" открылся чешский Czech In. Корреспондент M24.ru посмотрела картину режиссера Давида Ондржичека "В тени" и пообщалась со сценаристом фильма Мареком Эпштейном.
Фильм снят в жанре нео-нуар и повествует о Чехословакии 1953 года. В одном из ювелирных магазинов Праги происходит ограбление, и за дело берется капитан уголовного розыска Хакл. На месте преступления оказывается множество улик, все они говорят о вине еврейского пьянчужки Кирша, в прошлом узника Освенцима. Хакл понимает, что улики, скорее всего, сфабрикованы, и в одиночку продолжает расследование, которое в итоге перерастает в борьбу с системой – дело в том, что Советскому Союзу оказывается выгодно обвинить в преступлении группу мирных евреев. В итоге кровавый коммунистический режим перемалывает героя, которому, однако, перед смертью удается спасти благородного и тоже замученного Сталиным бывшего офицера СС.
Картина получила награды международного кинофестиваля в Палм-Спрингс (приз Directors to Watch) и кинопремии "Чешский лев" – в номинациях лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучший оператор, лучший монтаж, лучший художник-постановщик, лучшая музыка, лучший звук и лучшая мужская роль.
Фильм действительно снят хорошо – режиссеру удалось передать атмосферу прошлого, и картина не выглядит фальшивой. Крайне удачно подобраны исполнители главных ролей: Иван Троян, Себастьян Кох и Сона Норисова, особенно хочется выделить исполнителя главной роли. Детективный сюжет динамичен и увлекателен, и все было бы замечательно, если бы не странные акценты при подаче истории. Тон всей картине задается в самом начале, когда под разговор о свиньях камера задерживается на фотографии Сталина. Речь идет о 53-м годе, когда весь мир только начал отходить от самой страшной в истории войны, однако главным злом отчетливо изображается СССР. При этом немец, бывший офицер СС, явно оказывается Чехии ближе.
Прошло всего 68 лет, однако Европа, похоже, забыла о том, кто остановил триумфальное шествие фашизма по миру, и пытается переставить в истории акценты, приравняв к Гитлеру Сталина, и коммунизм – к фашизму. M24.ru спросил у создателя сценария Марека Эпштайна, почему так происходит, о политике и, конечно, о самом фильме.

Марек Эпштейн. Фото: kino35mm.ru
– Почему Вы и создатели фильма решили снять картину имени в жанре нуар – с присущей ему беспросветностью, политизированностью и так далее?
– Когда мы решали, как нам передать этот материал, эти 50-е годы в Чехии, нам хотелось найти жанр, на который люди захотят ходить. И тогда мы решили, что это будет детектив в художественной стилизации нуар. Мы несколько недель провели, придумывая, как бы нам придумать позитивный конец, но не смогли. Такая эпоха не позволяет найти позитивный конец, поэтому единственную надежду мы смогли вложить в детский персонаж.
– Фильм разноплановый, какая линия главная в этой картине?
– Я должен признаться, что первый импульс, который нас исторически заинтересовал, – это 53-й год, а тогда была денежная реформа. И Чехословацкое государство обокрало 99 процентов граждан. А потом мы поняли, что более интересным является этот сконструированный процесс с еврейской общиной, который проходил в том же самом году от весны до осени. А 1 июня была денежная реформа.
– В последнее время на Западе прослеживается тенденция приравнивания Сталина к Гитлеру. Что вы об этом думаете?
– Откровенно говоря, я не историк. 40 лет нам вбивали, что Гитлер был большим злом, последние 20 лет – что Сталин. Собственно, мы можем выбрать. Если мы посмотрим на цифры, то Сталин большее зло... Я недавно читал "Архипелаг ГУЛаг" Солженицына, и у меня сложилось впечатление, что система ликвидации от Ленина до Сталина была очень хорошо подготовлена. Может быть, такой общественной пропаганды не было.
– Не кажется ли Вам, что между режимами в Германии и СССР в то время была идеологическая разница?
– Да, слова были покрасивее.
– Однако СССР никогда не устраивал геноцид...
– Но это же неправда. Я видел много документов, о латышах и так далее.
– Если вы приравниваете Сталина к Гитлеру за количество жертв режимов, не считаете ли вы, что пора приравнять к ним, например, Барака Обаму, Джорджа Буша-младшего и Билла Клинтона за гибель мирного населения в Ираке, Югославии, Ливии и Сирии, и снять об этом кино?
– Вот решительно так я не думаю. В США есть Конституция, а то, что делают люди, – это другое дело. Понятно, что большие страны всегда обижают маленьких, и это нехорошо. Но у меня есть ощущение, что для больших стран никогда ничего лучше, чем демократия, не придумывалось. Понятное дело, что я не могу оценить ситуацию в Сирии. Мне жаль их, и непонятно, почему мир не помогает повстанцам.
– В фильме "В тени" бывший офицер СС предстает перед нами положительным героем, почему Вы сделали такой сюжетный ход?
– Мы вовсе не хотели воспевать СС, но, работая на картиной, мы обнаружили, что в Германии была масса людей, которых заставили вступить в эту организацию, например, все члены полиции и угрозыска. И для такого эсэсовца мы тоже можем сделать моральный кредит.
– Скажите, кто спонсировал фильм?
– Три четверти стоимости оплатила Чехия, а потом было сотрудничество с Германией и Израилем.
– Вы присутствовали на съемках?
– Сто процентов времени я там, конечно, не проводил, но когда было время, я приходил.
– И напоследок – расскажите каковы ваши впечатления о Москве?
– Это серый город. Когда я ехал из аэропорта, я вспомнил Прагу 30 лет назад. Завтра я отправлюсь смотреть местные достопримечательности.

Фото: ИТАР-ТАСС. Чехи приветствуют советские войска, 1945 год
История вопроса
Непонятно, о каких цифрах говорит Эпштейн, если учесть, что во время Второй мировой погибли более 20 миллионов только граждан СССР. Покосило Белоруссию, Сербию, Украину, Польшу, да и саму Западную Европу – ведь не все соглашались на роль надсмотрщиков в концлагерях. Общие людские потери по официальным данным достигли 60-65 миллионов человек. M24.ru подготовил небольшую справку об отношениях Чехословакии и Германии в период Второй мировой войны.В 1938 году в результате так называемого Мюнхенского сговора нацистская Германия оккупировала Судетскую область Чехословакии – с одобрения Великобритании, Франции и Италии. Впоследствии Гитлер заявил, что в Мюнхене Чехословакия была ему "поднесена на блюде ее друзьями" ("Документы МИД Германии". Вып. I: "Германская политика в Венгрии". М., 1946, с. 89). СССР предлагал Чехословакии помощь в обороне, однако власти приняли решение о капитуляции.
В 1939 году фашисты оккупировали оставшуюся часть страны, на территории Богемии, Моравии и Силезии, заселенных этническими немцами, Третий Рейх основал "протекторат Богемия и Моравия", на территории Словакии – марионеточную Словацкую республику. Правительство Чехословакии благополучно выехало в Лондон, а развитая военная промышленность страны, славившаяся своими танками, с этого момента в полную силу начала работать на фашистскую Германию. Только заводы Skoda с августа 1938 года по сентябрь 1939-го выпустили почти столько же продукции, сколько все английские военные заводы за тот же период.
Чехи более или менее спокойно сосуществовали с фашистами, однако в мае 1945 года произошло событие, получившее название Народное восстание, которое прокатилось по всей стране. После освобождения Чехословакии советскими войсками в 1945 году и возвращения ей прежних территорий власти начали проводить этнические чистки по отношению к исторически проживавшим на их территории немцев, в основном в Судетской области. Немцев собирали в колонны и вывозили из страны, при этом упоминается о случаях массовых расстрелов. Депортация затронула более миллиона человек.
Сейчас в Чехословакии активно критикуют экономические реформы, проводимые СССР в стране после победы над немцами. В частности, речь идет о реформе 53-го года, когда большинство чехов потеряли свои накопления из-за обесценивания денег. Кроме того, СССР проводил политику национализации, а сельское хозяйство перестроили на коллективную основу.
Через 20 лет случилась Пражская весна, но это совсем другая история, и остается непонятно, почему Чехия, спустя 68 лет после освобождения советскими войсками, решила, что Сталин "хуже" чем Гитлер, а страны, отдавшие Чехословакию на раздел фашистской Германии, – истинные друзья.
Основано на статье Сиполса Вилниса Яновича (1923—2002), доктора исторических наук, заведующего сектором Института истории СССР / Института российской истории РАН в журнале "Военная литература".
Мария Аль-Сальхани








Собянин: еще три беспилотника сбиты системой ПВО на подлете к Москве



























