Кино для приезжих: где посмотреть старые московские улицы

Прослыть завзятым москвоведом несложно. Ввернете вовремя "Собачья площадка" или "старый Военторг", и вы уже свой в кругу коренных москвичей. Как не ошибиться в столичной топонимике, объясняем на примере лучших ролей арбатских переулков в кино.

Фото: ТАСС/Ирина Афонская

Начнем с немой социальной комедии про быт и нравы Москвы времен НЭПа "Папиросница от Моссельпрома" (1924). По сюжету торговка папиросами с лотка ищет себя внутри "любовного квадрата". В 20-е годы подобные вольности еще позволялись. В фильме немало любопытных кадров Москвы до сталинских застроек.



Воздвиженка. Слева за деревьями – Военторг. Так он выглядел до превращения в огромный коричневый торговый комплекс. Когда машина проезжает мимо камеры, видно вывеску театра "Пролеткульт" на особняке Арсения Морозова. Сейчас в "доме с ракушками" проводят правительственные встречи.



Еще в фильме можно увидеть, что белый "пряничный домик" в Мансуровском переулке (дом 4, строение 1), в котором находится посольство Сирии, выглядел когда-то совершенно по-другому. Был облицован серым камнем и стилизован под средневековый замок. Но некая "Харчевня" рядом с ним была уже тогда, а сейчас примерно на том же месте стоит ресторан "Тифлисский дворик", так что в каком-то смысле историческая преемственность сохранена.

Еще один немой фильм, в котором есть немало любопытных кадров – "Дом на Трубной" (1928).



Смоленская площадь с двух-трехэтажной застройкой



Превращенный в гигантскую коммуналку дом страхового общества "Россия" на пересечении Сретенского бульвара с Милютинским переулком.



Трамвайные пути на Арбате и снесенная в начале 30-х как "мешавшая уличному движению" церковь Николая Чудотворца Явленного. От нее ныне остались только старые фотографии да изразцы в музеях.

Промотаем на 30 с лишним лет вперед. Окрестности Арбата, конечно, за это время попадали в кадр, но как-то эпизодически, а в знаковых фильмах сталинской эпохи так и вовсе почти не засветились. Так что добро пожаловать в 60-е.

Первый фильм, о котором хотелось бы упомянуть, – это "Каток и скрипка" (1960). Короткометражка, знаменитая сегодня в основном тем, что была дипломной творческой работой режиссера Тарковского, а сценарий к ней писал Андрей Кончаловский. Но и в ней есть на что посмотреть.



Очень красивые кадры с гастрономом "Смоленский", который внешне почти не изменился с тех пор. Он отражается в зеркале, стоящем в глубине витрины, благодаря чему возникает эффект дробящегося изображения. В 30-х годах там располагался самый крупный в Москве магазин "Торгсин".



И еще это чуть ли не последний фильм, где попала в кадр полностью исчезнувшая при строительстве Нового Арбата Собачья площадка. На небольшой площади, где когда-то были придворные псарни, до середины ХХ века стоял готический особняк коллекционера древнерусских рукописей доктора К. Мазурина. В нем в советские времена размещались Музфонд и Союз композиторов.

Фильм "Шумный день" Георгия Натансона и Анатолия Эфроса вышел в том же году, что и короткометражка Тарковского. По поводу московских видов в этой картине министр культуры Фурцева сказала недовольно: "Почему Вы сняли фильм в захолустьях старой Москвы, когда есть красивые проспекты?"



В "Шумном дне" они на самом деле есть. В частности, площадь Маяковского с недавно открытым тоннелем, еще не снесенным зданием театра "Современник" справа и пока не перестроенным театром "Сатиры" слева. Памятник поэту, установленный двумя годами ранее, в кадр не попал. Или Тверская (тогда еще Советская) площадь с видом на Кремль. Но старой Москвы все-таки больше.



Из арбатских переулков показаны Сивцев Вражек, уже совершенно неузнаваемый, и Староконюшенный, где живут главные герои.



Есть и любопытный момент из серии режиссерских шуток с географией: когда Олег, поругавшись с Леночкой, убегает из дома, а друг Генка пытается его догнать, начинают они из Старконюшенного (в кадре на заднем плане любопытная примета времени — вывеска "Душевой павильон").



А через секунду Олег уже несется по Сретенке и поворачивает на Садовое кольцо в районе Большой Сухаревской (Колхозной) площади. Долетел, не иначе.

Ну, а теперь — классика с подходящим названием. "Я шагаю по Москве" (1963) – культовый фильм для каждого москвича. Без режиссерских подковырок и загадок здесь не обошлось. Вспомним диалог в метро:

- Какой переулок?

- Строительный!

- Строительный... Где-нибудь в районе Черемушек.

- Да нет, все не так! Какие Черемушки!? Ну при чем тут Черемушки!? Слушай меня! Едешь до Павелецкой, сходишь, по эскалатору наверх и до обувного магазина, как увидел обувной – слезай! А там разберешься!

- Что вы говорите, что вы говорите! Вы сами не знаете что! Выйдешь на Кировской, пройдешь три квартала, свернешь на право, а там рукой подать!




Нет в Москве такого переулка. Улица Строителей есть, Строительный проезд — тоже есть, а Строительного переулка нет и никогда не было. В роли такового снимался Кривоарбатский переулок, в конце которого отчетливо видна МИДовская высотка.



Причем попадают туда герои фильма довольно странным способом: выходят на "Кировской" ("Чистые пруды"), затем проходят по Чистопрудному бульвару, где Володе рвет штанину боксер Аста, а оттуда уже, непонятно каким образом, оказываются в Кривоарбатском – "Строительном" переулке.



Кафе-"стекляшки" (еще одна примета наступивших 60-х) там, кстати, никогда не стояло, это декорация, построенная специально для съемок.



А вот еще загадка: в каком доме находится следователь Ефремов в тот момент, когда ему звонит Юрий Деточкин в фильме "Берегись автомобиля" (1966)? Из одного окна кабинета виден подъезд ресторана "Прага".



Из другого — наземный вестибюль "Арбатской" Филевской линии. Так что это Арбат, дом 1, ныне сросшийся с домом №1 на Арбатской площади.



Еще одна культовая картина – "Москва слезам не верит"(1979). Тяжелая сцена объяснений беременной Катерины и Рудольфа, внезапно для себя обнаружившего, что его пассия вовсе не является счастливой обладательницей квартиры в высотке на площади Восстания, происходит на лавочке в Гоголевском бульваре.



Вторая встреча Катерины с Рудольфом, но уже через 20 лет, происходит в том же месте и у той же скамейки.

Последним стоит упомянуть, наверное, "Мастера и Маргариту" (1994) Юрия Кары. Фильм знаменит хотя бы тем, что пролежал на полке 12 лет по причинам чисто коммерческого характера.



Выбирая "натуру" для съемок, Кара подошел к вопросу реконструкции булгаковской Москвы довольно дотошно. Так, Маргариту он поселил в доме 21 по Остоженке. Там, где она и жила по мнению многих исследователей творчества Булгакова.



Но без "фокусов с пространством" и тут не обошлось: Маргарита летит на метле над Арбатом, чтобы устроить погром в доме Драмлита, который снимали на Остоженке, практически напротив ее собственного (дом 21). Зачем тогда было лететь на Арбат?

Алексей Байков
Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть