10.07.2017
00:01

просмотров3786

Источник:
M24.ru

Разделы:
Читать

Рубрики:
Культура

Метки:
Городок, Илья Олейников, Юрий Стоянов, юбилеи

Распечатать

130 на двоих: юбилей Ильи Олейникова и Юрия Стоянова

Шоу "Городок" жило в эфире 20 лет – и в девяностые, когда удержать внимание телезрителей скетчами разной степени безумности и откровенности было довольно просто, и в нулевые, когда зрители уже кое-что повидали. Илья Олейников и Юрий Стоянов удивительным образом совпали в актерском таланте, чувстве юмора и чувстве меры. Возможно, дело было в том, что они оба родились 10 июля – правда, с разницей в 10 лет. В день двойного юбилея (Стоянову исполняется 60, а Олейникову исполнилось бы 70 лет) m24.ru вспоминает, с чего начался их дуэт.

Фото: ТАСС/Юрий Белинский


Впервые вместе они работали на съемках фильма Виктора Титова "Анекдоты". Конец восьмидесятых породил совершенно особый жанр: быстро сделанные комедии, основанные на немудреных сценариях – народ жаждал развлечений, и кинематограф им подкидывал оные, как мог. Говорить о каком-либо сценарии можно лишь условно: фильм представлял собой ряд скетчей, основанных на анекдотах, рассказываемых главным героем в исполнении Александра Абдулова.



Видео: YouTube/augstu

На съемках "Анекдотов" царил форменный хаос: сцены перемежались длиннющими перерывами, во время которых актеры периодически что-то отмечали. 10 июля Олейников, тащивший сумку со спиртным, встретил на дороге Стоянова с точно такой же сумкой. Выяснилось, что повод у обоих один – день рождения. Удивленные актеры вытащили паспорта и сверили даты. Все совпало, правда, с разницей в десять лет. "Но это было уже несущественно," – вспоминал позднее Олейников.

К моменту встречи оба уверенно стояли на сцене. Олейников долгое время работал с Владимиром Винокуром и Романом Казаковым. С последним он начинал парную эстрадную работу. Сперва артисты выступали как дуэт "Казаков-Клявер" (Клявер – настоящая фамилия Олейникова), но затем Винокур посоветовал Илье придумать псевдоним, мол, "Клявер" как-то странно звучит. Илья псевдоним придумывать не стал, а просто взял фамилию жены.

Дуэт прославился благодаря миниатюре "Вопрос, конечно, интересный", артисты даже стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но работать вместе долго им не пришлось. В 1986 году Роман Казаков умер, и Олейников долго и тщетно пытался найти себе нового партнера по сцене.



Видео: YouTube/Петя

Юрий Стоянов делал драматическую карьеру: отучился в школе при Одесской киностудии, закончил институт театрального искусства и поступил на работу прямиком в ленинградский Большой драматический театр. Стоянов стал одним из последних любимых артистов великого Георгия Товстоногова. До смерти всесильного худрука БДТ Стоянов успел сыграть только Моцарта в спектакле "Амадеус" – и на этом его работа в театре фактически завершилась. Он стал искать себя в кино – собственно, это и привело его на съемки "Анекдотов".

Встречу на съемочной площадке и совпадение дня рождения Стоянов и Олейников сочли судьбоносным знамением. Жанр анекдотов привел Олейникова и Стоянова на телевидение: им отдали рубрику в передаче "Адамово яблоко", где они два года разыгрывали смешные сценки. Называлась рубрика "Анекдоты от Адама до наших дней". А потом было решено сделать свою собственную программу: благо, телевидение начала девяностых давало пространство для эксперимента. Сперва программу решили назвать "Кергуду" – в честь незабываемой фразы из "Кавказской пленницы", но уже со второго выпуска ее переименовали в "Городок".



Видео: YouTube/aiv67

"Городок", базировавшийся исключительно на актерском дуэте Олейникова и Стоянова, оказался телевизионным долгожителем – программа выходила в эфир почти двадцать лет, получила четыре премии ТЭФИ, а Олейников и Стоянов навсегда перешли в ранг народных любимцев.

В начале двухтысячных они создали даже ответвление от основной программы – короткое скетч-шоу "В городке", которое снималось "здесь и сейчас" и было посвящено актуальным политическим событиям. Но "В городке" продержалось чуть меньше, чем сам "Городок": душевные и простые скетчи дуэта оказались зрителю куда милее актуализированной сатиры.

Во время съемок "Городка" Олейников и Стоянов не забывали о своих друзьях-артистах: девяностые для многих из них оказались плачевными, работы не было, актеры были готовы хвататься за любую роль. И Олейников со Стояновым давали им такую возможность – например, в ранних выпусках "Городка" снимался Виктор Сухоруков, чья всенародная слава была впереди.



Видео: YouTube/Cassini

Позже Сухоруков вспомнит о товарищах – и даже поможет одному из них оказаться в неожиданной кинороли: в "Брате-2" появился Стоянов, хотя многие этого не заметили. Тем не менее, именно он озвучил роль нью-йоркского таксиста – помните незабвенное "Сдал Горбачев твою родину американцам"? Так вот, это звучит голос Стоянова.



Видео: YouTube/Кинокомпания "СТВ"

Впрочем, помимо работы на телевидении, друзья занимались и другой творческой деятельностью. Олейников, например, писал музыку – и в итоге даже сочинил мюзикл "Пророк", в котором исполнил главную роль. Сюжет у "Пророка" был довольно неожиданным: к бомжам, живущим на свалке, приходит слепой человек, который оказывается настоящим пророком, и предводитель бомжей (эту роль Олейников исполнил сам) решает ему помочь быть услышанным.

Мрачный "Пророк" оказался фактически моноспектаклем Олейникова (играл он на голову выше, чем другие артисты, занятые в постановке), но провалился при первых показах, и это невероятно огорчило автора. Конечно, он продолжал сниматься в "Городке", плюс режиссер Максим Воронков снимал его в серии комедий о приключениях незадачливого шофера "Степаныча". Появлялся он и в музыкальных телепроектах – сыграл Кису Воробьянинова в мюзикле "12 стульев" (в роли Остапа Бендера выступил Николай Фоменко), написал книгу воспоминаний "Жизнь как песТня". А затем пришло ужасное известие: Олейников болен – рак легких, сказалось пристрастие к курению.



Видео: YouTube/Городок. Лучшее

Болезнь Олейникова не остановила: он продолжал работать и снимать новые выпуски "Городка", даже будучи уже практически при смерти. У него пропал голос – в последних выпусках его озвучивает актер Геннадий Богачев, Стоянов предлагал остановить съемки, но Олейников не соглашался. Он работал фактически до последнего дня – да и в больницу в последний раз его увезли прямиком со съемочной площадки.

Олейникова не стало 11 ноября 2012 года – буквально через несколько месяцев "Городок" должен был отмечать свое 20-летие. Но Юрий Стоянов категорически отказался продолжать передачу без Олейникова, и программа была закрыта.

Сегодня Юрий Стоянов продолжает работать на телевидении. Вернулся он и в драматическое искусство – его роль в фильме "12" Никиты Михалкова, где он сыграл присяжного-телепродюсера, запомнилась многим: такого Стоянова – создавшего очень яркий и совершенно не комедийный образ – зритель увидеть не ожидал.

А об Олейникове Стоянов снял замечательный фильм "Нам его не хватает" – трогательную и нежную документальную киноленту памяти друга, в котором Илью вспоминают самые близкие люди – жена и сын, а еще – преданные зрители "Городка". И это, пожалуй, один из лучших творческих памятников, который может заслужить артист. Тем более – памятник, созданный другом и коллегой.

Павел Сурков
Сюжет: Персоны
Сюжет:
Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть