04.03.2013
19:37

просмотров881

Источник:
M24.ru

Округа:
ЦАО

Метки:
премьеры, спектакли, Лев Толстой, Петр Столыпин

Распечатать

На сцене Театра.doc о судьбе России поспорили Столыпин и Толстой

Фото: teatrdoc.ru

Театр.doc представил зрителям премьеру, в которой острый политический вопрос о частной земельной собственности граничит с вечной проблемой человеческих взаимоотношений. Режиссер Владимир Мирзоев нанизал на нитку спектакля "Толстой – Столыпин. Частная переписка" несколько объемных смысловых бусин: образы культовых персон ушедшей эпохи, любовные переживания героев, горести бедствующего русского народа, борьбу с закостенелой госсистемой и оппозиционные измышления.

Одна из главенствующих тем постановки, текст которой написан драматургом и киносценаристом Ольгой Михайловой, - полемика премьер-министра Петра Аркадьевича и писателя Льва Николаевича. Исторический факт, подкрепленный свидетельствами современников, копиями писем и журнальными статьями. Параллельно с этим сюжетом на сцене разыгрывается еще один – суд над крестьянкой Марией Крюковой, зарубившей топором свекра-любовника. Обе истории сплетаются в крепкий узел. А начинается все с того, что никому не известный пензенский адвокат, защищающий интересы убийцы, решается просить содействия Толстого и Столыпина. Оба ратуют за справедливость, авось, чем и помогут.

Фото: Полина Королева

Режиссер театра и кино Мирзоев работает с материалом Михайловой уже не в первый раз. Их дебютный творческий союз состоялся в далеком 1986 году. В качестве итога – спектакль "Праздничный день" на сцене Ленкома. Позже в Канаде Владимир Владимирович поставил "Русский сон" Михайловой (одноименная пьеса была переведена на английский язык). И вот в 2012-м драматург прислала постановщику свою новую работу. Изначально пьеса была написана для пензенского театра, а спектакль в регионе приурочили к 150-летию со дня рождения Столыпина-реформатора.

"Актеров выбирали без кастинга. Исполнителей ролей Столыпина и Толстого – Армана Хачатряна и Захара Хунгуреева – я привел в театр с собой. Это мои ученики, ВГИКовский выпуск 2006 года. На Роль Федосьи (служанка адвоката Яншина – прим. ред.) подошла Оля Лапшина. Аня Осипова – одна из актрис, сыгравших Марию Крюкову, - из Театр.doc", - рассказал Мирзоев о подготовке к спектаклю на столичной сцене.

Его герои отличаются от прототипов. Удивляет образ Льва Николаевича, который похож скорее на отрицающего устои юношу с копной растрепанных волос, лукавой улыбкой и хитрым прищуром глаз, нежели на степенного лысеющего литератора с бородой до пупа. И лишь по широкой, подпоясанной веревкой рубахе узнаешь в Захаре Хунгурееве Толстого. Классик нетипичен не монологами, а поведением, манерой держаться на сцене. Вот Лев Николаевич снимает рубаху и показывается перед публикой в серой майке и подштанниках, вот в буквальном смысле встает с ног на голову или подтягивается на штанге.

Фото: Полина Королева

Неординарность задумки режиссер объясняет стремлением уйти от документальности повествования. В постановке "Толстой – Столыпин" вы не увидите исторических персонажей, ибо это не спектакль-иллюстрация. Актеры преследуют иную цель – показать внутреннюю природу вещей, вывернув наизнанку привычное.

По этой же схеме раскрывает характер своего персонажа Арман Хачатрян. Его государственный деятель циничен, прагматичен, но часто забавен. Только вот в диалогах с Толстым, который, кстати, является другом семьи Столыпиных, Петр Аркадьевич не в меру несговорчив. Аграрная реформа, по его мнению, - залог безбедного существования крестьян, а суды – панацея от общественного беззакония.

"Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, как-то: чувство голода, половое чувство…и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности", - аргументирует Столыпин в ответ на негодующие реплики Толстого.

Писатель против. Ему претит владеть "божьей землей", он демонстративно спит на полу на плохоньком матрасе и раздает деньги из собственного кошелька.

Фото: Полина Королева

И в этих жарких спорах забывают герои о скромном адвокате Яншине, пекущемся о несчастной, загубившей жизнь крестьянке, таскающей за собой метафоричный деревянный брус, к которому прикована цепью. А ведь именно она, Мария, невольно олицетворяет собой всю Русь-матушку - предмет беспокойства Столыпина и Толстго. Героиня Анны Осиповой собрала в себе национальные черты и беды. Измучившаяся, уставшая от непосильной ноши, Крюкова решается сбросить груз, совершить тяжкий грех убийства. За него-то и готова пострадать, отказываясь от всякой помощи.

Колоритная Россия сквозит в еще одном персонаже - Федосье, чьи звонкие народные песни звучат на протяжении всего сценического действия. Она и страдалица, угнетенная высшими чинами, она и счастливица, ждущая заступничества "светочей".

В этом спектакле, по сути, нет ведущих ролей. Каждый герой первостепенен в своей микро-драме, и каждая история в отдельности заслуживает пристального зрительского внимания.

Подготовила Алла Панасенко
Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть