01.04.2017
11:51

просмотров1519

Источник:
M24.ru

Разделы:
Отдыхать, Читать

Рубрики:
Музыка, Культура, Люди города

Метки:
Jekka, делитесь музыкой, звуки города, народные песни, фольклор, эксперименты, электронная музыка

Распечатать

Фольклор в городе: электронщица Jekka о народных песнях и цифровой реальности

Что будет, если скрестить русский музыкальный фольклор и звуки урбанистической современности? Певица Jekka ответит на этот вопрос как никто другой, потому что буквально недавно выпустила первый сингл с большого концептуального альбома #Год. Это исследование жизненного цикла славян, переосмысленного через вибрации большого города. Экстравагантное блюдо из народных песнопений будет подаваться под соусом экспериментальной электроники порционно на протяжении всего этого года. О том, как под одной музыкальной крышей уживаются фольклор и цифровая реальность, природа и город, традиции и авангард, рамки и их отсутствие, читайте в интервью m24.ru.

Фото предоставлено респондентом. Автор: Алена Ермишина

Спецпроект m24.ru "Делитесь музыкой": пусть мир вас услышит

– Как ты начала свой творческий путь?

– Нужно было как-то выходить на эстраду, и однажды я написала пару песен в стиле шансон для одного известного музыканта. Вы, наверняка, уже видели его на афишах в городе – певец по имени Жека. Все это писала я. Данный эксперимент помог мне оценить свои возможности в нестандартном музыкальном стиле и понять, куда двигаться дальше.

– Вот это история!

– Да, только я пошутила. Сегодня как нельзя кстати, с 1 апреля!



– Спасибо! И тебя! Если серьезно, ты как-то сказала, что музыка – твой дневник. Это действительно так?

– В определенной степени. Пела и сочиняла песни я еще в раннем детстве. Лет в 9–10 я начала фиксировать все это в блокнотик со Spice Girls. К слову, их я не особо слушала, просто в этом блокноте меня привлекал маленький замочек, позволяющий держать свои мысли в секрете от посторонних. Так все и продолжилось. Песни и сегодня являются отражением моего внутреннего мира.

– Основой твоего нового проекта стал русский фольклор, хотя раньше ты пела на английском. С чем связана такая смена курса?

– Сама я никогда не увлекалась русским фольклором и русской музыки не слушала. Я выросла в Ирландии – среде, где слушали преимущественно западную музыку, за исключением пары исполнителей. Я же просто слушала то, что крутили по местному радио. Постепенно привыкнув, я начинала любить не только местную музыкальную сцену, но и российских музыкантов. Непосредственно фольклор я обходила стороной, что в один момент заставило меня задуматься, – почему так происходило? Так я стала его изучать и случайно наткнулась на аутентичные записи 70-х – 80-х годов, сделанных музыковедами во время экспедиций по глубинкам нашей страны.

“Очень увлекательно изучать, как поют эти люди, потому что народный фольклор – это часть их жизни и быта”

– И что повлияло на твой выбор в сторону русского фольклора?

– Для меня это оказалось окном в новый мир. Это безумно красивые песни с очень необычной ритмической и звуковысотной структурой, особенно, когда дело касается многоголосья. Мне стал интересен сам механизм, по которому строится народная музыка, а потом возникла мысль, почему бы самой не попробовать поработать с русским народным музыкальном творчеством и столкнуть его с современным контекстом. Очень увлекательно изучать, как поют эти люди, потому что это часть их жизни и быта. При этом я творю в своем урбанистическом контексте, в сочетании с которым мы получаем такую интересную музыкальную смесь. Наверное, мой интерес можно было бы назвать исследовательским.



– До недавнего времени ты творила в одиночестве, теперь же ты стала подключать к своему творчеству других музыкантов. Почему?

– Однажды я осознала, что превратилась в человека-оркестр. Да, долгое время я выступала одна, потом в моем творчестве наступила длительная пауза, теперь же я снова в строю. Сейчас мне хочется взаимодействовать с живыми людьми и живым звуком, поэтому я стала работать еще с тремя вокалистками. Голос всегда красиво звучит, особенно когда его много.

“Год – это цикл перерождения, который должен завершиться большим перфомансом-променадом”

– С чем был связан долгий перерыв в твоем творчестве и на какой ступени собственной музыкальной эволюции ты находишься сейчас?

– Перерыв можно коротко охарактеризовать как творческий кризис: просто не хотелось петь, не писалось… сложный был этап. Чего мне действительно хотелось – это перезагрузиться. И я дала себе на это время. Теперь же это перерождение состоялось в виде нового проекта – полноценной истории, которую я хочу рассказать всем от начала и до конца. Именно поэтому я сделала проект #Год трансмедийным.

– Трансмедийность, основанная на русском фольклоре? Интересно… и как она будет реализована?

– Проект #Год – это альбом-исследование, связанный с жизненным циклом. Он будет состоять из нескольких частей, объединенных в единую концепцию. В течение этого года одна большая история будет рассказываться в разных форматах, созданных целой командой единомышленников – художниками, дизайнерами и режиссерами. Каждая часть альбома будет включать в себя как музыку, так и перфомансы, записи в блоге, видео и "живые обложки", являющиеся отдельным элементом. Каждый релиз – сопровождаться рассказами и беседами с фольклористами. Год – это цикл перерождения, который должен завершиться большим перформансом-променадом с элементами музыки, танца и театра. В итоге из нескольких мини-альбомов родится один полноценный – одна большая история о цикличности бытия, о мире и о себе.



– Почему именно год? Этот срок является для тебя особой единицей измерения?

– Это что-то вроде вызова самому себе. Я решила поставить временные рамки, которые помогут мне выразить идею полноценным образом. Интересный момент: с одной стороны мы стремимся разрушить рамки, а с другой – намеренно ставим их себе, потому что в заданных условиях мозг начинает искать выход. И в итоге его находит. Это просто два разных подхода. Фольклор в данном случае выступает в роли скелета, что тоже является определенными рамками для творчества. При этом я чувствую себя свободно. В музыкальном плане я тоже поставила себе определенные задачи – это что-то вроде отправных точек для импровизации на тему.

Фото предоставлено респондентом. Автор: Алена Ермишина

– Облачая русское народное творчество в экспериментальную музыку, ты стремишься возродить старые традиции или внести в них новую лепту?

– Мне кажется, фольклор всегда будет существовать в том виде, в котором он есть. Поэтому вряд ли мы можем говорить о каком-то возрождении. Жизнь меняется, люди меняются, и народная музыка эволюционирует вместе с ними. Для меня это новый способ создания музыки и другой взгляд на собственное творчество. Фольклор помогает заложить в современную музыкальную культуру элемент истории. Именно поэтому я решила не просто написать пару песен, а раскрыть тему в долгосрочном проекте.

“Фольклор помогает заложить в современную музыкальную культуру элемент истории”

– Каким образом ты погружалась в самобытный мир русского фолка? Ездила в экспедиции?

– До экспедиций пока не добралась. Но я решила погрузиться в эту тему основательно: встречалась с фольклористами и музыковедами, читала много литературы на эту тему, слушала записи.



– Какие виды русского народного творчества больше всего подходят для урбанистической интерпретации?

– Абсолютно разные. Обрядовые, жатвенные, лирические или календарные песни, связанные с жизненным циклом славян: от рождения до смерти. Не только песни, но еще и сказки, и былины. Все это не отменяет моей работы с электронными инструментами – звуками нашей реальности…

– Звуки нашей реальности? Это какие?

– Звуки города, строек, машин, обрывки разговоров, телефонов, бас из колонки… я часто вслушиваюсь в то, что меня окружает. В нашем мире звучит все и сразу, современная реальность очень шумная. Электронная музыка в какой-то степени является отражением всего этого звукового пространства, в котором мы живем. Эти холодные, металлические звуки живут в урбанистической среде. Фольклор же, напротив, – это звуки природы, тишины… Я пытаюсь соединить две эти, казалось бы, параллельные плоскости. Это очень интересный эксперимент.



– Как такая интерпретация через фолк помогает отразить свой внутренний мир?

– Для меня в целом музыка – это инструмент высказывания. Ты что-то пропускаешь через себя, а потом выражаешь это посредством мелодий или стихов. Элементов творчества может быть много, это как собирание пазла. Сейчас я работаю с фольклором, который переосмысляю через электронную музыку. Это как история эволюции собственных взглядов на этот жанр. Русское народное творчество в какой-то степени стало для меня стержнем для новых поисков себя и своего голоса.



– Считаешь ли ты, что народные традиции могут задышать по-новому? Например, благодаря цифровой реальности? Или современная реальность убивает самобытность?

– Сложный вопрос. Один музыковед как-то рассказал мне о том, как фольклор заново зарождается в городах. Сегодня это новый вид досуга и совместной деятельности. Совместной, потому что народное творчество всегда было коллективным – это совместные переживания чего-либо. Сейчас люди ищут новые способы сотворчества и это очень здорово.

“Вдохновляйтесь, развивайтесь и старайтесь выходить из зоны своего комфорта”

– Цифровая реальность для тебя – это вид совместного творчества?

– В какой-то степени. Люди постоянно находятся в Сети. Сегодня любое высказывание может срезонировать благодаря хэштегам, лайкам или комментарием. Другое дело, что народное творчество всегда передавалось из уст в уста.

– Несет ли твоя музыка какой-либо сакральный смысл? Как это происходит в русских народных обрядовых песнях.

– Если в личном плане, то да. В последнее время я часто рефлексирую на тему человеческого взаимодействия и его отражения в культуре. В этом смысле фольклор помогает мне раскрыться.

Ближайший концерт

Время: 6 апреля, 20:00

Место: "Сады Бабилона", улица Тверская, дом 9а, строение 6


– Что бы ты хотела пожелать молодым музыкантам?

– Веры в себя и постоянного развития. Вдохновляйтесь, развивайтесь и старайтесь выходить из зоны своего комфорта. И никогда не бойтесь экспериментировать.

Спецпроект "Делитесь музыкой"

Редакция m24.ru запустила специальный проект "Делитесь музыкой", чтобы помочь молодым музыкантам найти новых слушателей. Если у вас есть такие знакомые, или вы сами экспериментируете с музыкой, поделитесь с нами. Присылайте на почтовый адрес yourmusic@m24.ru:

  • название группы или исполнителя;
  • контакты для связи;
  • ссылку, по которой можно послушать эту музыку.


Кураторы проекта внимательно изучат все письма и свяжутся с избранными, чтобы записать интервью. Пока вы думаете, почитайте наши предыдущие беседы с молодыми музыкантами. Новые тексты – по субботам.


Маргарита Маслова

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть