10 неизвестных: главные выставки ГМИИ за полвека – к юбилею Ирины Антоновой

Обычно по понедельникам редакция m24.ru рассказывает про "10 неизвестных" произведений искусства, которые можно увидеть в Москве прямо сейчас, про выставки, которые недавно открылись, или художников, на которых стоит обратить внимание. Но сегодня – понедельник исключительной важности. Ирина Александровна Антонова, легендарный директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, отмечает 95-летие. Мы вспоминаем самые громкие выставки музея, которые были организованы по ее инициативе.

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

Ирина Антонова занимала пост директора музея с февраля 1961 по июль 2013 года. За полвека ей удалось привезти в Москву самые великие произведения искусства со всего мира. Теперь она исполняет почетные обязанности президента ГМИИ, но благодаря ее связям и протекции, музей до сих пор имеет уникальный статус в мировом музейном сообществе.

1974: "Джоконда"


Леонардо да Винчи. Джоконда

Говорят, что сегодня искусство как никогда популярно и считают часы, проведенные в очереди на выставки Серова. На самом деле этот феномен далеко не современен: очереди за искусством были всегда. Одной из первых громких выставок, случившихся при директорстве Ирины Антоновой стала выставка одной картины: в 1974 году в Москву привезли легендарную "Джоконду" Леонардо да Винчи. Это был последний раз, когда самая известная картина в мире покидала Лувр ради мирового турне. В Москве ее смогли увидеть более 300 тысяч человек. Шедевр возили в пуленепробиваемом саркофаге и выставляли под постоянной охраной. В США ее "опекуном" стала Жаклин Кеннеди, вдова президента Джона Кеннеди, а сами "гастроли" спровоцировали целую волну новых произведений в поп-культуре, а Энди Уорхол создал под впечатление от картины одну из своих самых известных шелкографий "Четыре Моны Лизы". Впрочем, вандализма избежать не удалось: в США и в Токио посетители музеев кидали в картину различными предметами.

1981: Париж – Москва. 1900–1930


Фото: ТАСС/Роман Денисов

На выставке "Париж – Москва" посетители музея впервые увидели русское искусство, которого раньше, казалось, не существовало. После полувека вновь заговорили о существовании русского авангарда, живописи Малевича, Кандинского, Шагала, и их связи с французской школой, с Пикассо и Матиссом. На эту выставку пришли почти 650 тысяч человек, что стало абсолютным рекордом посещаемости.

1987: Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения художника


Марк Шагал. Прогулка

В каком-то смысле эта выставка стала продолжением экспозиции "Париж – Москва". Произведений Шагала в России крайне мало, а в Москве на тот момент их не было вообще. Сегодня работы художника можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском валу, а тогда он стал для посетителей музея настоящим открытием. Марк Шагал является представителем французского авангарда, хотя родился в Витебске и всю жизнь вспоминал об этом городе, изображая его на своих картинах.

1996: Москва – Berlin / Берлин – Moskau. 1900–1950


Фото: ТАСС/Виктор Великжанин

А вот проект "Москва – Berlin/Берлин – Moskau" действительно стал продолжением практики параллельно показывать российское и зарубежное искусство. Выставка "Лицом к будущему. Искусство Европы", которая открыта в ГМИИ прямо сейчас, также стала отголоском той идеи. Нет искусства западного и восточного, нет искусства современного и несовременного – все искусство едино. Более того, в рамках выставки "Москва – Berlin/Берлин – Moskau" впервые после 1956 года, когда в музее выставили шедевры, награбленные из Дрезденской галереи после Второй мировой войны, стало возможным оценить, сколько произведений искусства было вывезено из немецких музеев в 1945 году.

2001: Клод Моне и Марсель Пруст


Клод Моне. Белые кувшинки

В 2001 году в рамках программы "Декабрьские вечера" проходило две выставки – "В сторону Марселя Пруста" и "Живопись Клода Моне...". Параллель между художником и писателем была проведена настолько ярко, что, хотя каждая из них имела свое название и свое отдельное пространство, по сути, это был один литературно-живописный проект. Такая кураторская идея была очень оригинальна: эти две исторические личности при жизни никогда не встречались, но Пруст видел картины Моне и записал свои впечатления о них, которые стали эпиграфом выставки: "Мы жаждем видеть города на склоне холма, вечно созерцающие реку, и летнюю сирень, присутствие людей на картинах Моне нас пугает".

2007: Шанель. По законам искусства

Фото: Григорий Сысоев

Выставка "Шанель. По законам искусства" стала для ГМИИ настоящей революцией: впервые в консервативном музее мода встала в один ряд со слепками античных статуй. Ирина Антонова готовила ее совместно с Домом CHANEL, а куратором стал Жан-Луи Фроман, французский специалист в области современного искусства и моды. Творчество одного из самых известных дизайнеров в истории Коко Шанель было представлено как целая веха в истории искусства, а "русским" связям Шанель, оказавшим столь ощутимое воздействие на ее личность и творчество, был посвящен целый раздел экспозиции. Такие проекты, созданные на пересечении моды и других форм изобразительного искусства – живописи и скульптуры – стали обычной практикой в крупнейших музеях мира, и успех выставки "Шанель. По законам искусства" у московской публики был вполне предсказуем. Экспозиция "Диор: под знаком искусства" подхватила эту инициативу.

2008: Тёрнер. 1775–1851


Уильям Тёрнер. Яхта подходит к берегу

Крупнейшая выставка Тёрнера прошла в Москве в декабре 2008 года. Более 100 работ – 40 картин, 70 акварелей и две гравюры – одного из самых известных британских художников привезли в ГМИИ из собрания лондонской галереи Тэйт. По словам Антоновой, выставка "Тернер. 1775–1851" стала самым дорогостоящим проектом в истории музея.

2010: Пикассо


Пабло Пикассо. Портрет Амбруазо Воллара

В 2010 году в ГМИИ прошла выставка "Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж". Надо сказать, что у самого музея неплохая коллекция картин Пикассо, которую можно увидеть в Галерее стран Европы и Америки, но специально для выставки в Москву привезли 240 экспонатов, не считая подсобных материалов: 88 картин, 30 скульптур и картин-рельефов, 6 предметов керамики, 61 рисунок, 4 гравюры, 39 оригинальных фотографий, 12 иллюстрированных книг, а также личные вещи художника, со многими из которых он не расставался на протяжении всей жизни. Это была не первая выставка художника в Москве: в 1956 году также в ГМИИ состоялась беспрецедентная по масштабу выставка его работ, но экспозиция 2010 оказалась ничуть не менее масштабной и позволила посетителям музея буквально год за годом проследить эволюцию всего творчества, возможно, величайшего французского художника всех времен и уж точно самого плодовитого: его наследие насчитывает почти 20 тысяч работ.

2011: Диор: под знаком искусства


Вечернее платье Miss Dior, коллекция весна-лето 1949. Фото: Laziz Hamani

В 2011 году ГМИИ продолжил идею показывать историю моды в контексте истории искусства. Линию, начатую выставкой Шанель, подхватил проект "Диор: под знаком искусства". В ней была представлена более чем шестидесятилетняя история Дома Кристиана Диора от истоков его стиля до современного воплощения образов женственности и утонченности. "Все что было в моей жизни, хотел я того или нет, запечатлелось в моих платьях", – говорил сам модельер. И роскошные платья New Look демонстрировались на подиумах в окружении эскизов и картин Пикассо, Модильяни, Ренуара, Сезанна и даже Гогена, которым они оказались созвучны. Это неудивительно, ведь сам Кристиан Диор прекрасно разбирался в искусстве и дружил с величайшими мастерами своей эпохи. Параллельно на экранах можно было увидеть, как современные мастера Модного Дома творят настоящее искусство: сегодня, как и полвека назад, многие наряды и аксессуары выполняются вручную.

2016: "Олимпия"


Эдуард Мане "Олимпия"

Выставку одной картины "Олимпия" Эдуарда Мане ГМИИ провел уже после ухода Антоновой с поста директора музея. Но она стала возможной только благодаря ее колоссальному опыту, личным связям в лучших европейских музеях и личной протекции. "Олимпия" никогда не покидала стен парижского Музея д'Орсэ, но специально по просьбе Антоновой шедевр привезли в Москву.

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть