Новости

Новости

02 августа 2016, 18:28

Культура

За кадром: кто писал музыку к советским фильмам

Выдающийся советский композитор и музыкант Сергей Прокофьев (слева) и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Репродукция Фотохроники ТАСС

Альфред Хичкок считал приход звука в кино величайшей трагедией в истории "главнейшего из искусств". Но даже в "немые времена", когда фильмы озвучивали таперы, оно развивалось рука об руку с музыкой. Мы с легкостью запоминаем имена режиссеров и исполнителей главных ролей в полюбившихся фильмах, но фамилия автора саундтрека, за редкими исключениями, в голове не задерживается. Настало время исправить эту несправедливость. Об авторах, аранжировщиках и исполнителях музыки из советских фильмов вспоминает колумнист m24.ru Алексей Байков. Читайте первую часть его материала.

Сладкозвучная классика

Собственно, под термином "классика" здесь и далее мы будем понимать не столько то, что мы привыкли с ним ассоциировать – симфоническую музыку, исполненную высоколобыми музыкантами в Большом концертном зале консерватории имени Чайковского, сколько плоды творческих усилий членов Союза композиторов СССР. Диапазон получается довольно приличным: включающим в себя как собственно симфонические произведения, так и советскую эстраду, джаз, так называемый "филармонический" рок и позднесоветскую поп-музыку во всем ее многообразии. Объединяет эту разношерстную кучу стилей и жанров лишь одно – вся эта музыка писалась людьми, имевшими советское академическое (одно из лучших в мире, к слову) музыкальное образование.

Ну и что, в конце концов, тот же Моцарт или Гайдн написали немало легких вещей, предназначенных для увеселения широкой публики. Да и что греха таить – сегодняшние "попробуй джага-джага", как правило, сочиняются теми же руками, что и авангардные симфонии, ибо для создания примитивного сочетания нот, способного влезть в мозги всем и каждому, как раз и требуется крепкий профессионал.

Практически все "топовые" советские композиторы сочиняли для кино, поскольку именно эта работа и являлась основным источником их дохода, не считая отчислений с продажи клавиров (нотных записей), а "авторские" в системе Госконцерта были мелочевкой "на пиво".

"Безбедно могли жить только те композиторы, которые писали музыку для кино. Сложилась даже особая каста кинокомпозиторов <…> Платили за музыку в кино по минутам, и надо было её выдавать много и быстро. Потому, как правило, складывались кругленькие суммы, и в то же время потоком шля откровенная халтура, даже у небездарных людей".

(Виктор Екимовский, "Автомонография")

Важно еще понимать и то, что вся творческая система СССР была организована по корпоративному принципу: Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов и так далее. Члены творческих союзов, а вернее – их элита, имели преимущественные права на получение престижных и дорогостоящих заказов в своей области. С одной стороны, таким образом поддерживался определенного рода профессиональный ценз, а с другой – эти союзы превращались в замкнутые и застоявшиеся болотца. Наш главный рок-критик Артемий Троицкий писал, что после того как в 1973 году Дэвид Тухманов вступил в песенную секцию московского отделения СК, в течение 10 лет туда не было принято ни одного человека. А средний возраст советского композитора в период "высокого застоя" составлял около 60 лет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сергей Прокофьев одним из первых начал сочинять специально для кино. За ним числятся саундтреки к восьми фильмам, включая "Александра Невского" и "Ивана Грозного" Эйзенштейна. По признанию самого режиссера многие куски фильма он монтировал ориентируясь на мелодический рисунок фонограммы – и это пожалуй один из немногих случаев в истории кино когда музыка управляла происходящим на экране, а не наоборот.

[html][/html]
Видео: YouTube/Пользователь Альберт Х

В то время, музыка к фильмам очень четко стилистически делилась по жанрам: для серьезного кино требовалось нечто бравурно-помпезное, похожее на сталинские "высотки", для мелодрам и комедий – оптимистическая в американском стиле эстрада с оперным вокалом, либо качественный джаз.

Все эти жанры успешно заполнял собой один из самых известных учеников Прокофьева и почтенный аксакал Союза Композиторов – Тихон Хренников. Только в советские времена он создал музыку к 26 фильмам, начиная с озвучки немой экранизации пьесы Горького "Мать" (1926). В основном это классика советского легкого музыкального кино: "Свинарка и пастух", "Верные друзья" и "Гусарская баллада". А свой последний саундтрек он написал аж в 2001 году – для фильма "Московские окна".

Исаак Дунаевский – "красный Моцарт", работавший в стиле "под Америку". За ним числится почти вся сталинская киноклассика, в том числе детская: "Три товарища", "Вратарь", "Дети капитана Гранта", "Цирк", "Волга-Волга", всего - 32 фильма. Написанные для них песни исполнялись по радио, под гитару в дружеском кругу, в походе и на пионерских линейках: "Дорогая моя столица", "Веселый ветер", "Жил отважный капитан", "Школьный вальс", все это составляло краеугольный камень культурного багажа каждого советского ребенка и взрослого.

Максим Дунаевский – раз уж назвали отца, то надо вспомнить и про сына. Дунаевский-младший учился у Хренникова и Шнитке, а закончив теоретико-композиторское отделение Московской консерватории с головой нырнул в театр, стал играть рок, но в итоге все равно пришел в кино. Написал саундтреки для 26 советских и 16 российских фильмов. Во многом продолжил традиции легкой музыки своего отца, используя более соответствовавший времени звук, но с тем же результатом – его песни знал наизусть любой советский школьник. Даже краткий список его работ для кино говорит сам за себя: "Ах водевиль, водевиль", "Карнавал", "Проданный смех", "Трест, который лопнул", "Зеленый фургон", "Мэри Поппинс, до свидания!" и вся сага про трех мушкетеров, включая ее недавний сиквел.

[html][/html]
Видео: YouTube/Пользователь clock1918

Никита Богословский – пожалуй первый советский кинокомпозитор-гигант, по объемам своего наследия в области саундтреков, сравнимый разве что с Евгением Дога и Микаэлом Таривердиевым. Написал музыку для 59 фильмов (не считая киножурналов и военной хроники), и 50 мульфильмов. Тут вам и самый первый "Остров сокровищ" и "Два бойца", "Пес Барбос и необычный кросс", короткометражки Гайдая, "Ехали в трамвае Ильф и Петров", а также "Следствие ведут Колобки". Несколько сделанных им для кино вещей, в том числе "Темная ночь" и "Шаланды полные кефали", успешно оторвались от целлулоида и вошли в золотой фонд советской песенной классики.

Арам Хачатурян – еще один титан сталинской эпохи, правда, на фоне прочих его вклад в кино выглядит более чем скромно. Всего 19 фильмов, не считая тех, для которых написанная им музыка была использована уже после его смерти. Большинство из них практически неизвестно в наши дни, за исключением военно-исторической эпопеи Ромма "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы", "Отелло" (1955) и экранизации "Поединка" Куприна, знаменитой в основном тем, что в ней впервые снялся в кино Евгений Евстигнеев.

Исаак Шварц – также входит в число кинокомпозиторов-гигантов. Написал музыку к 107 советским и 18 российским лентам, включая "Женя, Женечка и "катюша", "Братья Карамазовы", "Белое солнце пустыни", "Проверка на дорогах", "Соломенная шляпка", "Звезда пленительного счастья" и "Попугай, говорящий на идиш". Но лучшей именно с музыкальной точки зрения считается его работа для почти забытой в наши дни мелодрамы "Мелодии белой ночи" о любви советского дирижера и японской пианистки с Юрием Соломиным и Комаки Курихара в главных ролях.

[html][/html]
Видео: YouTube/Пользователь Людмила Курянова

Александру Пахмутову стоило бы упомянуть как единственную женщину в этом списке – привет формальному "равенству полов" в СССР при фактически крайне неравном гендерном распределении в большинстве творческих профессий. К тому же она в основном работала не для кино, а для официальной эстрады, в творческом тандеме с поэтом-песенником Николаем Добронравовым. И все же, и все же – 20 фильмов в советские и еще четыре в постсоветские времена, включая "Три тополя на Плющихе", "О спорт, ты-мир!", поздние эпопеи Озерова и детективный мини-сериал "Рожденная революцией".

Александр Зацепин. Мы говорим "Зацепин", подразумеваем – "Гайдай", мы говорим "Гайдай", подразумеваем - "Зацепин". Один немыслим без другого как мясо без соли, как пиво без пены, как Маркс без Энгельса. У всей написанной Зацепиным музыки для кино была одна характерная черта: будучи вынужденным в молодости ради прокорма играть на аккордеоне в ресторанах, утвердившись как композитор, он начал вставлять партии для этого инструмента буквально везде и всюду. Помимо гайдаевских комедий, в списках его работ числится также фантастика: "Капитан Немо", "Земля Санникова", "Петля Ориона", телевизионный мюзикл "Остров погибших кораблей", мультик "Фильм, Фильм, Фильм". А еще была "Женщина, которая поет" – полубайопик Аллы Пугачевой с нею же самой в главной роли, и почти 80 фильмов и мультфильмов, для которых он написал саундтреки еще в советские времена.

Микаэл Таривердиев – и тут снова проще перечислить избранное, чем что-то еще рассказывать. "Человек идет за солнцем", "Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен", "Король-олень", трилогия "Резидент", "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы или С легким паром!" - эти названия говорят сами за себя. Всего за свою жизнь он создал музыку к 132 кинофильмам. Благодаря кино вошел в историю советской эстрады еще и как один из первых композиторов, писавших песни для Пугачевой.

Андрей Петров на фоне профессионалов киномузыкального цеха, в его творческом багаже числится не так уж и много – около 80 саундтреков к фильмам, в том числе – к 60 советским. Редко но метко, и чтобы понять это, достаточно будет избранного списка: "Человек-амфибия", "Я шагаю по Москве", "Старики-разбойники", "Укрощение огня", "Белый Бим, Черное ухо", "Служебный роман", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Осенний марафон ", "Вокзал для двоих", "Жестокий романс", "Батальоны просят огня", "Забытая мелодия для флейты". Проще говоря, почти все лучшее, что было в кинематографе 60-х, 70-х и частично 80-х годов.

[html][/html]
Видео: YouTube/Пользователь Serg Romanov

Альфред Шнитке – советская власть музыкальный авангард откровенно недолюбливала, особо исполняться не давала и пластинок не выпускала. Как четко выразился по этому поводу директор рижской филармонии: "Шнитке нам не подходит, играйте Бетховена!". " В какой-то момент, когда стало особенно тяжело, я ушел в кинематограф. В кино я мог погибнуть как серьезный музыкант, но, слава Б-гу, им остался." - вспоминал композитор. И действительно, работа с такими режиссерами как Лариса Шепитько, Элен Климов и Александр Митта не могла погубить талант по определению, и уж тем более не была скучной поденщиной ради денег. В общей сложности Шнитке написал музыку для 63 советских фильмов, включая "Горячий снег", "Агонию", "Восхождение" Ларисы Шепитько, "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Приключения Травки", "Сказку странствий", к экранизациям "Маленьких трагедий" и "Мертвых душ", а также для известного советского фильма-катастрофы "Экипаж", римейк которого недавно вышел на экраны.

Евгений Дога – кинокомпозитор-рекордсмен. Числится автором и соавтором более двух сотен саундтреков, полный список которых так велик, что не поместился даже в статью о нем в "Википедии". "Халтурщик!" – презрительно воскликнет читатель и будет неправ, хотя бы потому, что знаменитый вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" заслужил всемирное признание. Пластинки с его записью рвали с рук в фирменных магазинах "Мелодии", он исполнялся на церемониях открытия обеих наших олимпиад, его просто обязан иметь в своем репертуаре любой уважающий себя уличный музыкант, и, наконец, именно его бывший президент США Рональд Рэйган назвал "киновальсом века". А еще в том списке числятся такие фильмы как "Анна Павлова", "Табор уходит в небо", "Гонки по вертикали", "Одиноким предоставляется общежитие". Просто большинство своих мелодий композитор писал для республиканских киностудий, чьи картины крайне редко становились хитами общесоюзного проката, да и сегодня они вряд ли ассоциируются у нас с "золотым фондом" советского кино.

Гия Канчели. Как Зацепин был неразрывно связан с Гайдаем, так и фильмы Данелии невозможно представить себе без музыки Канчели. "Не горюй!", "Мимино", "Слезы капали", "Кин-Дза-Дза". Ку, земляне!

Владимир Дашкевич – последний из советского поколения великих. До конца 1991 года успел написать саундтреки к 57 фильмам, среди которых немало знакомых и с детства любимых: "Бумбараш", "Сентиментальный роман", "Волны Черного моря" (экранизация "Белеет парус одинокий" В. Катаева), все серии "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Пеппи Длинныйчулок", "Плюмбум", "Собачье сердце", "Это мы, Господи!" и "Афганский излом".

[html][/html]
Видео: YouTube/Пользователь Sherlock WorldPower

В общем можно сколь угодно ругать Союз Композиторов СССР, называя его замшелой организацией, состоявшей из поросших ушным мхом старцев, и как минимум часть таких упреков будет вполне справедлива, но факты – упрямая вещь. Эти люди были профессионалами высшей пробы, свободно работали с самыми разнообразными жанрами и стилями, и, что самое главное – делали это как минимум не хуже своих заокеанских коллег. А то, что написанные ими мелодии сегодня менее узнаваемы чем "Имперский марш" Уильямса или Chi Mai Морриконе – так в этом, наверное, беда всей советской культуры, последние следы которой неумолимо доедает глобализация. Чем дальше, тем больше советское кино вместе с советской литературой, живописью, монументальной скульптурой и всем остальным, становится для нас своего рода "античностью". Иногда, лениво кликая по роликам на Youtube мы обнаруживаем ее забытые артефакты и смотрим на них как какой-нибудь итальянский крестьянин XIV века, случайно поддевший своим лемехом мраморного Аполлона.

"Мы из джаза"

Отношение к джазу в СССР всегда отдавало некоторой двойственностью. С одной стороны "музыку толстых" как неотъемлемую часть культуры враждебного капиталистического Запада не клеймил и не пригвождал к позорному столбу только ленивый, а с другой – своим джазменам при этом работать особо не мешали. "Просто не слишком часто кричите со сцены о том, что вы играете джаз" – гласил неформальный социальный контракт. Результатом его стал, к примеру, фильм "Веселые Ребята" (1934) – плод тесного сотрудничества Исаака Дунаевского с Леонидом Утесовым. Эта картина принесла артисту всесоюзную известность, несмотря на то, что в газетных рецензиях фамилию исполнителя главной роли старались не упоминать. В дальнейшем записи Утесова были использованы при оформлении саундтреков к 11 советским фильмам, в основном в тех местах, где требовалось средствами музыки передать атмосферу времени.

В оттепельные и застойные времена главным джазовым оркестром "Мелодии" и Госкино был биг-бэнд Георгия Гараняна. Его основатель был весьма талантливым композитором и аранжировщиком и помимо записей совместных пластинок с Высоцким, Аллой Пугачевой и Андреем Мироновым, и джазовой обработки творчества советских композиторов, занимался еще и созданием музыки к фильмам. Причем не только как композитор, но и как музыкант – это его саксофон звучит в "Бриллиантовой руке", "Мы из джаза" и в некоторых сериях "Ну погоди!". Что касается собственно сочинения музыки для саундтреков, то здесь хоть список и невелик, но зато в него входят такие картины как еще черно-белый "Калиф-аист" (1959) , "Покровские ворота" и "Остров погибших кораблей". Куда больше было фильмов, над музыкой к которым Гаранян работал не как композитор , а как дирижер своего оркестра: "12 стульев" (1971 и 1976 года), "Москва-Кассиопея", "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Романс о влюбленных", "Приключения Буратино", "Отроки во Вселенной", "Кто поедет в Трускавец", "Родня".

[html][/html]
Видео: YouTube/Пользователь kolun4ek

Важно понимать, что в данном случае дирижер – это не просто человек за пультом, который должен просто добиться того, чтобы все "звучало чистенько". Когда оркестром в студии управлял талант такого масштаба, он переставал быть инструментом в руках композитора, а становился полноправным соавтором его музыки.

Ну и конечно в перечне советских киноджазменов нельзя не упомянуть безумную звезду советского авангарда, рока, перформанса и всего на свете – Сергея Курехина. В тот короткий период когда всю "внесоветскую" культуру уже разрешили, а сам Союз еще не успел развалиться, покойный Капитан был более чем востребован в кино, как сам по себе, так и вместе с "Поп-Механикой". Как сам он говорил об этом времени в одном из интервью: "Открыли клапан, и творческие силы, которые копились, выплеснулись наружу"

И режиссеров к нему притягивало в основном таких же как он сам –тех, кто не боялся играть со смыслами, экспериментировать и уходить в откровенный авангард, трэш или стеб. "Список кораблей" и тут говорит сам за себя: "Господин оформитель", "Трагедия в стиле рок", "Оно" ( экранизация "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина), "Переход товарища Чкалова через Северный полюс", и, как вершина всего – "Два капитана-2", где уже совершенно непонятно, кто на самом деле снимал этот фильм – Дебижев или сам Курехин?

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика