08.06.2016
18:19

просмотров933

Источник:
M24.ru

Разделы:
Читать

Рубрики:
Культура

Метки:
Владимир Юровский, Владимир Юровский дирижирует и рассказывает, Госоркестр имени Светланова, Истории с оркестром, Максим Михайлов, Надежда Гулицкая, Шекспир

Распечатать

Лир в толстовской шкуре: в Москве состоялась премьера оперы Сергея Слонимского

Фото: facebook.com/Госоркестр-России-имени-Е-Ф-Светланова

6 июня на сцене концертного зала имени Чайковского музыканты Госоркестра имени Светланова под руководством дирижера Владимира Юровского и солисты разных театров исполнили оперу Сергея Слонимского "Король Лир". Мировая премьера стала главным событием очередного просветительского фестиваля "Истории с оркестром", который был инициирован Юровским и Московской филармонией четыре года назад, с каждым сезоном приобретающего все больший интерес у московской публики. Как рассказал дирижер во вступительном слове, вся программа была выстроена таким образом, чтобы осуществить первое исполнение оперы Слонимского. Кульминации фестиваля предшествовали два вечера с музыкой Прокофьева и Шостаковича.

Размышляя над темой фестиваля, Юровский не мог проигнорировать юбилейные даты. Будучи человеком, страстно увлеченным английской литературой, он решил напомнить о крупном событии, которое в России отмечается ощутимо скромнее, чем в Европе. Речь идет о 400-летии со дня смерти Шекспира. В планах на сезон 2015-2016 у возглавляемого Юровским Лондонского филармонического оркестра был целый тематический блок концертов, отсылающих к наследию великого барда. Венчал цикл грандиозный гала-концерт 23 апреля с фрагментами из опер "Сон в летнюю ночь" Бриттена, "Отелло" Верди, балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева и других сочинений, в том числе и современного композитора Томаса Адеса "Буря" (The Tempest).

Фото предоставлено Московской филармонией

В Москве Юровский подключил мощные творческие силы, собрал целую команду из смежной сферы: своих единомышленников он обрел в лице режиссеров Михаила Левитина из театра "Эрмитаж" и Михаила Кислярова из Камерного театра имени Покровского. В жанре художественного слова на фестивале дебютировал вахтанговец Максим Суханов, партнершей которого выступила Чулпан Хаматова (актриса выступала с Госоркестром два года назад – в историях о Прометее).

Первый вечер был поделен между двумя композиторами – Шостаковичем и Прокофьевым. Оба в свое время писали прикладную музыку. В поле зрения первого трижды попадал шекспировский "Гамлет". По заказу Николая Акимова он создал партитуру для спектакля, осуществленного в 1932 году на сцене Театра имени Вахтангова. Дерзкая трактовка трагедии тогда вызвала бурю негодования: акимовская версия напоминала рассказы Зощенко, что современники восприняли не иначе как кощунство. Дирижер-оратор Юровский и артистичный режиссер Ливитин дозировано рассказывали о той экспериментальной работе, об образе Принца Датского, внешне напоминающего Мальволио, о причинах смерти Офелии (неизвестно от кого беременная бедняжка упала в реку и утонула). Комментарии рождались в импровизационной манере, легко и непринужденно. Солистам и актерам, участвовавшим в хулиганском "Гамлете", балагане с музыкой, пришлось посмотреть на своих героев в кривом зеркале, с шутовскими гримасами и соответствующем музыкальном обрамлении. Особенно это удалось исполнительнице упомянутой Офелии – сопрано Надежде Гулицкой. Второе отделение получилось менее драйвовым, но композиционно более законченным: воспоминание о спектакле Александра Таирова "Египетские ночи" 1934 года на тексты Бернарда Шоу, Шекспира и лирики Пушкина представили Хаматова и Суханов.

Фото предоставлено Московской филармонией

Основные же силы были брошены на создание полуконцертной постановки "Короля Лира" Слонимского. Опера (drama per musica, как ее охарактеризовал сам автор) пылилась в столе более 16 лет. Четыре года назад в Санкт-Петербурге после исполнения первого акта из другого сочинения Слонимского – "Мастера и Маргариты" – композитор вручил Юровскому клавир "Лира". Камерная опера необычна тем, что Слонимский становится в ней соавтором Шекспира, вмешиваясь в текст трагедии и систему персонажей: так, он дает голос зрителям-резонерам (эту функцию взяли на себя солисты Госоркестра). Высокий штиль смешивается с повседневной современной речью, и ниспровергатели, выкрикивая, пытаются доказать несостоятельность шекспировских образов. Первый среди несогласных – Лев Толстой (его блестяще сыграл бас Максим Михайлов). Как автор предисловия к статье Эрнеста Кросби "Шекспир и рабочий класс", русский классик обвинял британское светило в отсутствии поэтического таланта и пренебрежении моральными устоями. Впрочем, Толстой в этой постановке превращается в Лира и сам на своей шкуре испытывает все невзгоды, адресованные его персонажу великим бардом. Еще один прием, использованный композитором, отсылает к временам Монтеверди – голосу аккомпанирует конкретный инструмент.

Нужно отдать должное Михаилу Кислярову. Режиссер мастерски адаптировал пространство зала имени Чайковского, минимальными средствами преобразовав его в театральную сцену при этом в точности следуя замыслу композитора. Наверно, филармония еще никогда не видела в своих стенах столь законченного спектакля.



Юлия Чечикова

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть