Новости

Новости

23 мая 2016, 16:52

Культура

10 неизвестных: двойное дно Малевича и мишки не Шишкина в Третьяковке

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

По понедельникам московские музеи не работают, и Третьяковская галерея, отмечающая свое 160-летие, в их числе. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным.

Специально для понедельников редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства. Сегодня мы подобрали десять шедевров Третьяковки с непростой судьбой: их переписывали, теряли и находили, пытались уничтожить и восстанавливали. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в галерею-именинницу, начиная со вторника.

В честь дня рождения Третьяковской галереи редакция m24.ru собрала из ее собрания картины с самой непростой и подчас таинственной судьбой.

Двойное дно "Черного квадрата"

Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи

В ноябре прошлого года сотрудники Третьяковки сделали сенсационное заявление: оказалось, что под "Черным квадратом" Казимира Малевича находятся еще две цветных композиции, сделанные в разные периоды его творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. Методом флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм, а также определить состав красок.

С помощью графического редактора эксперты Третьяковки деликатно попытались восстановить изображение. Подобные абстрактные композиции ранее никогда не встречались в творчестве художника. Также анализ пигментов показал, что "Черный квадрат" написан сразу двумя черными красками, в которые к тому же добавлялся мел для придания бархатистости тона. Поля картины также написаны двумя типами белил – свинцовыми и цинковыми. На краске удалось обнаружить отпечатки пальцев, которые, судя по всему, принадлежали не только самому Малевичу.

Но самым интересным открытием стала надпись в углу картины, которую сотрудники отдела научной экспертизы интерпретировали как "Битва негров ночью". Эти слова отсылают к работе Альфонса Алле "Бой негров ночью в темной пещере" 1882 года, которая была широко известна, так что Малевич, скорее всего, знал о ее существовании. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта.

Атака на Ивана Грозного

Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", 1885

Одна из самых скандальных историй Третьяковки произошла больше века тому назад. В январе 1913 года в галерею ворвался юноша, выхватил нож и с криками: "Хватит крови!" исступленно стал кромсать полотно Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Психически неуравновешенным вандалом оказался молодой иконописец Абрам Балашов. Он был психически нездоров, специалисты объясняли его поступок безумием.

Балашов успел трижды разрезать полотно. Реставрировавший ее потом художник Игорь Грабарь вспоминал: "Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного – от середины виска, пересекая ухо, до плеча, – второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец, третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного".

Репин, узнав о ЧП, вернулся в Москву. Он хотел восстановить собственный шедевр, но выяснилось, что за 20 лет с момента написания оригинала автор полностью изменил стиль и жанр. Новое прочтение решительно выбивалось из общей стилистики: художник добавил в лица фиолетовые оттенки, что смотрелось, по меньшей мере, странно. Тогда Грабарь и его коллега Дмитрий Богославский окончательно взяли дело в свои руки: они сняли сиреневые оттенки и отреставрировал картину, идеально близко к исходному варианту.

Василий Перовй "Тройка", 1866

Василий Перовй "Тройка", 1866

Картина Василия Перова "Тройка", которую можно увидеть в зале №17, печальна не только по своему сюжету и колориту. История ее создания трагична.

Художник уже начал писать полотно об участи крестьянских детей, но никак не мог найти нужный типаж главного героя. Как-то мастер брел по Тверской заставе и увидел плохо одетую женщину, тянувшую за руку маленького мальчика. Он подошел к путникам, познакомился, узнал, что они паломники, пешком идут из-под Рязани в московский монастырь. Перов позвал их к себе в мастерскую на ночлег у попросил у Марьи, матери мальчика Васеньки, у которого была яркая отличительная черта во внешности – отколотые передние зубы, разрешение его нарисовать. Женщина колебалась: больно примета в народе плохая, не живут после такого. Но Перов предложил деньги, а в них Марья тогда нуждалась больше всего. Картина, ставшая визитной карточкой мастера, была завершена, ее купила Третьяковская галерея, и о путниках мастер забыл.

Прошло четыре года. "Однажды кто-то постучал ко мне, – вспоминал сам Перов. – Я вышел и увидел перед собою маленькую, сгорбленную старушку... тонкие губы ее были сухи, маленькие глазки глядели грустно.
Она беззвучно шевелила губами, бесцельно суетилась и, наконец, вытащив из кузова яйца, завязанные в платок, подала их мне и сказала, что знает меня давно, что я списывал ее сына.

"Батюшка, сынок-то мой", – начала она, а слезы текли обильно и не давали ей говорить... Наконец, наплакавшись и немного успокоившись, она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, заболел и умер". Художник отвел Марью в третьяковку, чтобы она могла взглянуть на сына.

"Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" – и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол..."

"Милосердие" и Понтий Пилат

Николай Ге "Что есть истина?", 1890

В 2001 году сотрудники Третьяковской галереи совершили невероятное: они нашли исчезнувшую картину Николая Ге "Милосердие". Публика видела ее лишь однажды: на передвижной выставке в 1880 году. Критики "Милосердие" не приняли, они ругали автора на чем свет стоит, и с тех пор полотно как в воду кануло. О том, что оно существовало, свидетельствовало единственное фото и воспоминания дочерей живописца. Позже специалисты узнали, что Ге увез картину на хутор, она долго стояла в мастерской, а спустя 10 лет принял решение полностью зарисовать ее.

Поверх "Милосердия" Ге создал известное всему миру изображение "Что есть истина?", центральные герои которого – Иисус и Понтий Пилат.

Благодаря трещинам-кракелюрам реставраторы разглядели под разрывами краски аутентичный слой. Было проведено 35 рентгенограмм, затем снимки соединили и сравнили с оставшимся фотоснимком "Милосердия". Сомнений не осталось – Ге зарисовал его. Мастер сделал это не только из-за художественных колебаний, но и из-за финансовых трудностей. Художник никогда не был богачом.

Кража века

Илья Репин "Отдых", 1882

В мае 1991 года сотрудники Третьяковской галереи отправились на выставку в итальянскую Геную, где представили 70 полотен. Экспозиция имела колоссальный успех, оставалось всего три дня до ее закрытия, как в ночь на третье сентября зал обокрали. Грабители вынесли 18 раритетов, среди которых знаменитая картина Ильи Репина "Отдых". Преступники отправились на дело ночью, когда бушевала гроза и карабинеры не так дотошно следили за ценностями. Отключив сигнализацию, они погрузили холсты в рамах на фургоны и умчались. Уже утром итальянская полиция начала расследование, его ход контролировал премьер-министр.

Организатора разбойного нападения взяли с поличным, по словам грабителя, он был уверен, никто никогда не будет искать какие-то забытые картины из далекой России. Карабинеры довольно быстро отыскали все шедевры, кроме "Отдыха". Его обнаружили последним – на чердаке дома одного из бандитов.

Второй лик Петра I

Алексеq Венецианов "Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга", 1838

Картина Алексея Венецианова "Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга" всегда привлекала внимание экспертов. Им казалось, что она стоит особняком от всех венециановских произведений и выбивается из общей манеры мастера. Вначале это полотно висело на главной лестнице, потом было перенесено в депозитарий, а в 2005 году картина уехала на плановую реставрацию. Каково же было удивление специалистов, когда они поняли: все прежние подозрения в странности холста неслучайны. Под верхним слоем краски скрывался еще один.

С помощью рентгенограммы картину просветили и увидели, что камень-основание "Медного всадника" изначально был гораздо массивнее, а глаза у Петра вообще совершенно другие, взор одновременно серьезен и игрив. позже докопались до отгадки метаморфоз. Уменьшенный камень и опрощенные глаза не воля Венецианова. Некогда один из реставраторов повредил холст и решил в прямом смысли замазать свои ошибки. Лжеслой сняли, картину привели в идеальное состояние и вывесили на центральной лестнице, где ее можно увидеть и сегодня.

Врубель со свалки

Михаил Врубель "Принцесса Грёза", 1896

В 1956 году в Большом театре шел ремонт. В ходе работ решили, что невысокий деревянный сарай, который по сути служил свалкой ненужной мебели и декораций, можно безболезненно снести. Зачем хранить рухлядь? К счастью, рабочие, заглянувшие в сарай напоследок, среди прочего мусора крепко скрученный холст. Сами распаковывать не стали, вызвали специалистов из Третьяковки.

Хламом оказалось флагманское полотно Михаила Врубеля "Принцесса Грёза", считавшееся бесследно утерянным. Эксперты аккуратно разложили холст на асфальте перед ступенями театра, а с фасада "Метрополя" на них смотрел майоликовый двойник шедевра. Как великая картина оказалась в заброшенной пристройке, до сих пор тайна, ответа на которую нет.

Восемь лет лучшие мастера колдовали над картиной, после чего она появилась в 33-м зале галереи.

Мишки без Шишкина

Ивана Шишкин "Утро в сосновом лесу", 1889

Медведи, прославившие художника Ивана Шишкина, закрепившие за ним статус "певца русского леса", на самом деле принадлежат кисти другого мастера. Этот факт почему-то до сих пор редко афишируется, и не так много людей о нем знает.

Непревзойденный пейзажист, чувствовавший природу, умевший передать ее состояния, честно признавался, что анималистичные изображения не его конек. Он редко сам писал животных. Вот и в тот раз Шишкин попросил нарисовать медвежат своего друга художника Константина Савицкого, и он выполнил просьбу. Изначально на холсте стояли две подписи: Шишкин и Савицкий, но затем Павел Третьяков стер вторую фамилию, посчитав фигуры медведей не ключевыми в этом произведении.

Любопытно, что посетители часто называют картину "Три медведя" и допускают сразу две фактические ошибки. Во-первых, официальное ее название "Утро в сосновом лесу", а, во-вторых, медведей на картине не три, а четыре! Вероятно, путаница произошла после того, как кондитерские фабрики стали выпускать шоколадные конфеты с репродукцией Шишкина на фантике, дав им наименование "Три медведя".

Смена пола

Федор Рокотов "Портрет неизвестного в треуголке", 1770

В 70-х годах ценители живописи едва оправились от шока: на хрестоматийной картине Федора Рокотова "Портрет неизвестного в треуголке" оказался изображен не неизвестный, а неизвестная.

Холст скрывал второй слой. Эксперты провели исследования и увидели оригинальную версию главного героя – с брошью и декольте. Позже все прояснилось: близкий друг заказал Рокотову портрет супруги. Вскоре женщина умерла, а заказчик нашел новую избранницу. Чтобы как-то разрешить моральные терзания, он попросил Рокотова убрать чисто женские черты. Память о покойной супруге сохранена, а чувства новой возлюбленной не задеты. Рокотов выполнил поручение друга и превратил даму в импозантного господина в треуголке.

Ворона-боярыня

Василий Суриков "Боярыня Морозова", 1887

Возле картины Василия Сурикова "Боярыня Морозова" всегда много людей. Это своего рода визитная карточка галереи, невозможно пройтись по ее залам и не замереть перед монументальным полотном. Об истории создания жемчужины русской живописи ходит красивая легенда.

Современникам Суриков рассказывал, что образ боярыни подарила ему... обыкновенная ворона. Он шел по зимней дороге и увидел на снегу большую черную птицу. Та, раскинув крылья, как руки, билась о снег. "Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом "Боярыню Морозову" написал", – вспоминал Василий Суриков о зарождении идеи. Впечатление от уличной картинки была настолько ярким, что у мастера тут же зародилась ассоциация с размахом женских рук.

Схожая история произошла и с возникновением на картине посоха. Мастер увидел его в руке у паломницы, что шла по тракту на Троице-Сергиеву лавру. "Я схватил акварель да за ней, – рассказывал живописец. – А она уже отошла. Кричу ей: "Бабушка! Бабушка! Дай посох!" А она и посох-то бросила – думала, разбойник я".

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика