Новости

Новости

09 декабря 2013, 15:09

Культура

Вокалист Lumen Тэм Булатов: "Люди не находят времени для любви"

Тэм Булатов Фото: facebook.com/lumenrussia

В этом году рок-музыканты из Уфы Lumen выпустили акустическую пластинку, чем удивили привыкших к тяжелому электрическому звучанию поклонников. Во время московских гастролей группы вокалист группы Тэм Булатов встретился с корреспондентом M24.ru и рассказал о новом альбоме, строгих уфимских фанатах и о том, почему у всех нас нет времени для любви.

- Предлагаю начать с нового альбома. Расскажите немного о создании пластинки "Нет времени для любви".

- Новый альбом состоит из двух частей. Первая часть вышла год назад, вторую презентовали не так давно. Первая называется "На части", а вторая – "Нет времени для любви". Песни для двойного альбома писали приблизительно в один и тот же период, есть, конечно, исключения. Но, в общем-то, не сразу пришла мысль писать двойник, но в тот момент, когда мы к этой мысли созрели, решили разделить песни. Делили их не по смыслу и содержанию, а только по звуку: мы хотим, чтобы наши слушатели воспринимали альбом как единое целое. Все песни альбома "Нет времени для любви" сочинены в таком звучании, то есть мы не пытались электрический звук подстроить под акустику, композиции были такими сразу.

- Почему вы назвали альбом "Нет времени для любви"? Такой песни нет в трек-листе...

- Фраза "Нет времени для любви" - это красная линия, главная мысль альбома, но ни в коем случае не лозунг. Мне кажется, что корень очень многих проблем в том, что именно времени для любви люди не находят. И к этой мысли мы на протяжении всей пластинки возвращаемся: в песнях "Кроме любви", "В поисках счастья", "В тишине", "Один ответ". Очень много композиций, так или иначе, кружатся вокруг мысли, что на суету и гонку за чем-то материальным время всегда находится, но мало кто задумывается, какой в этом смысл. Я об этом очень много думаю, но не всегда получается держать это на периферии сознания.

- А как насчет обложки альбома? Она тоже продолжает смысловую линию пластинки?

- На обложке изображено сердце. Там есть определенный резонанс с обложкой первой части, где изображен разрывающий что-то человек, его окружают символы. И в сердце со второй обложки нам тоже удалось добавить различные символы – дороги, деревья, дома. Во-первых, хотелось переплести две части альбома между собой, а во-вторых – очень понравилось графическое решение, мы выбирали из нескольких вариантов. Обложку сделал дизайнер из агентства, которое занимается разработкой сайтов, логотипов.

Тэм Булатов Фото: facebook.com/lumenrussia

- С чем связано решение выпустить две пластинки?

- Слишком много материала. У нас был достаточно большой перерыв: альбом "Мир" вышел в 2009 году, а "На части" в 2012-м. За три года появилось много песен, и мы никак не могли определиться, чего хотим больше: или мы пишем акустический альбом, или электрический. Но из-за того, что в пластинках получилось переплетение мыслей, настроений и образов, логичнее предполагать, что это монолитная работа.

- Сведение двойного альбома проходило за рубежом. Неужели в России нет профессионалов, которые делают это качественно?

- Нет, у нас в стране с микшерингом все замечательно: есть люди, которые этим занимаются, есть студии. Интересно экспериментировать. Не знаю, какие параллели провести, с какой областью деятельности. Интересно попробовать себя там, где есть определенная сложившаяся культура. Мы записывали альбом в Уфе, а сводили в Калифорнии, в Лос-Анджелесе. Это Голливуд. Там вся музыкально-киношная индустрия очень развита – невероятное количество студий, специалистов, музыкантов. Нам очень хотелось попробовать себя там, чтобы почувствовать разницу здесь, это любопытный опыт. Нам понравился результат. Эти две пластинки звучат не так, как предыдущие.

- Разница почувствовалась?

- Лучше, хуже – здесь мнения могут делиться, потому что о вкусах не спорят. Это по-другому, это услышит даже непрофессионал. Мы для себя сделали определенные выводы – там не хуже и не лучше.

Будем стремиться к тому, чтобы базовые знания в вопросах сведения получить самим, чтобы еще глубже в эти вопросы погружаться. Степень реализации задумки станет гораздо выше. Лучшая и идеальная песня всегда у тебя в голове. Ты представляешь, как она звучит – звуки, тембры. Стремясь к этому, предпринимаешь шаги – записываешь, сводишь, создаешь альбом. Все равно между твоим замыслом и конечным результатом есть неслабая пропасть.
Получается, что ты задумывал одно, а на выходе получил что-то похожее, но не то. Как обычно, дьявол в деталях. Нам пока не хватает опыта, чтобы на языке звукорежиссеров объяснять, чего мы пытаемся добиться той или иной партией композиции. В этом направлении будем теперь двигаться. Самый главный "слухач" в группе – наш гитарист Гарик, он уже начал постигать азы сведения музыки.

- Как насчет клипов? Вы уже сняли видео на новые композиции?

- Клипы на подходе, буквально на днях появится первое видео. Какие песни…пока не появятся – не скажу. Потому что все время мы обещаем выпустить клип "вот прямо сейчас", а в итоге какая-то техническая накладка откидывает нас еще на месяц и люди говорят: "Обманщики" (смеется). Вопросы распространения видео, ротации на радио и телеканалах мы никогда не планируем, это автоматом накладывает отпечаток на результат творчества. Для того чтобы на определенный канал попало конкретное видео, нужно правильно выбрать песню, подобрать сценарий - это все сковывает по рукам и ногам. Нас это не устраивает. Мы во всем творчестве - и в музыке, и в видео делаем все, что хотим, и этим делимся. Если появятся каналы, порталы, которые посчитают работу достойной – мы будем очень рады, но если нет, то нет.

Фото: facebook.com/lumenrussia

- Ваш альбом впервые вышел на iTunes, это сократило объемы пиратства?

- iTunes – это отлично. Все сделано удобно и вовремя – по-человечески. Но меньше чем через час новые композиции появились в свободном доступе в сети, кто-то скачал официально и тут же начал делиться. По поводу пиратства мнения в коллективе делятся. Лично мне все равно: если человек считает, что поступает правильно, скачивая законно и через час размещая нашу музыку нелегально в наших же сообществах в соцсетях, то это на его совести. Мне, как и всей нашей группе, не жалко бесплатно делиться музыкой. С момента выхода альбома 23 сентября наши песни воровали, а в середине октября мы сделали авторскую раздачу на одном из самых известных отечественных торрент-трекеров. Альбом вышел в отличном качестве с дополнительными треками: каждую песню можно найти и без вокала, для того чтобы петь самим. Для нас это нормально – дарить и делиться.

- Можно ли сказать, что с первым опытом записи акустического альбома для Lumen наступил новый этап творчества?

- Каждый новый альбом – это определенная веха, новый этап. Стараемся из пластинки в пластинку не повторяться. Иногда получается, что в альбомах можно провести параллели по звуку и структуре, но нам хочется эксперимента и разнообразия. Это один из важнейших элементов творчества – пробовать что-то, чего мы не пробовали раньше. Нам не хочется идти по проторенной дорожке. Как только встаешь на путь повторений, это приводит к большим проблемам в творчестве и взаимоотношениях с публикой. Нам гораздо интереснее испытывать слушателей нашим творчеством.

- Вы известны в первую очередь такими песнями, как "Сид и Нэнси", "Государство", может быть, "Гореть". Вас это не тяготит?

- Мы гордимся, что нас ассоциируют с чем-то. Мы любим то, что мы делаем. Мы любим собственные песни, и если они заставили кого-то сопереживать, то нам остается только гордиться, что нам удалось это хотя бы однажды. Я считаю, что это достойный результат - ты сумел донести свои эмоции до людей, и людям это оказалось нужно и важно, раз они помнят об этом .

Тэм Булатов Фото: facebook.com/lumenrussia

- Группа была создана еще в 1998 году. Какие люди приходили на ваши концерты тогда, и кто вас слушает сегодня? Можно ли сказать, что фанаты выросли вместе с вами?

- А мы выросли (смеется)? Мне всегда очень сложно оценивать, что происходит с нашей публикой. Те, кто ходит на наши концерты, – самая активная и молодая часть аудитории. Огромное количество людей не ходит на концерты – не нравится звук, заняты семейными делами, устали от тусовок. Те, кто ходит на выступления – это только вершина айсберга. Есть еще "подводная" часть, она не большая, но я думаю, что существенная.

- А московская публика сильно отличается от других городов?

- Столица во всем сильно отличается от России провинциальной. Отголоски и отзвуки столичной жизни можно найти в любом российском городе, но есть отличие в темпе жизни, масштабах и количестве мероприятий. Единственное отличие концерта в Москве от любого другого – масштаб. В Москве у нас много слушателей, собираем большие площадки и клубы.

- Легче ли вам выступать в родной Уфе?

- В Уфе наоборот очень сложно выступать, там наша самая давнишняя публика. В период с 1998 по 2003 годы нас не слышал никто, кроме уфимцев и жителей окрестностей. Мы выезжали в Магнитогорск, Оренбург, Пермь, но не дальше. Поэтому именно уфимцы воспринимают нас как 15-летний коллектив, и в связи с этим они спрашивают строже, чем остальные (смеется).

- Кстати, в этом году Lumen исполнилось пятнадцать лет. Вы как-то отметили эту дату?

- Отмечали в узком кругу со своим коллективом. Думаю когда-нибудь, может быть, мы начнем играть юбилейные концерты, но пока тот факт, что вышел новый альбом – гораздо более интересный повод, чем отчет о проделанной работе за эти годы. То, какими мы были, зафиксировано в альбомах, нам интереснее говорить о том, что мы сейчас из себя представляем, то, чем сегодня хотим поделиться, - это живет внутри и просится наружу. Это гораздо важнее, чем гордиться, что путь был не короток.

- А вы довольны на данном этапе тем, что сделали за 15 лет?

- Конечно. Никогда не было ощущения, что те ошибки, которые мы совершили, а мы их совершили достаточно, прошли впустую. Мы постоянно чему-то учимся и стараемся ошибок не повторять. Все время есть чувство, что каждый новый альбом можно было бы сделать лучше. Все время кажется, что это не предел, и если у нас есть такое ощущение, значит, будем к нему стремиться.

- Расскажите о фестивале Rock Smena, который вы в некотором роде организовываете. Молодые музыканты в рамках конкурса в том числе исполняют и кавер-версии ваших песен. Как оцениваете их работу?

- Мы целый месяц следили за конкурсом. Он у нас третий, много талантливых ребят было. Прося людей сделать кавер-версию, мы пытаемся сделать хорошо им. Чтобы у них расширились горизонты, чтобы появилось как можно больше слушателей, если то, что они сделали, действительно достойно. Лучшие коллективы мы приглашаем в столицу на заключительный фестиваль для того, чтобы они показали себя вживую.

Специальный приз есть и для людей, которые присылают фотоработы, есть конкурс видео. По результатам прошлого фестиваля можно сказать о коллективах, которые увеличили свои аудитории в разы. Если молодой группе хватает целеустремленности, то это важный этап на пути к чем-то большему, если нет – миллион фестивалей не помогут.

С прошлогодним победителем в категории "видео" Евгением Тамецким мы сняли уже два клипа, третий на подходе. Мы открыли талантливого режиссера и оператора себе же на пользу.

- Есть ли песня, каверы на которую делают чаще всего?

- Это песня "Гореть". Почему так – не знаю, для меня это сложный вопрос. Стараюсь над ним не задумываться.

- А сами делали каверы на кого-то?

- Во время начального периода творчества играли очень много песен. И "Гражданской обороны", и "Кино", "Алисы", "ДДТ", "Наутилуса Помпилиуса", "ЧиЖа", много всего было.

- И последний вопрос традиционно о будущем: какие творческие планы на ближайшее время?

- Есть отличный план до конца декабря: завершить тур и представить новую пластинку всем, кто хочет ее услышать. Городов больше, чем дней в году, поэтому, начиная с марта, продолжим тур с этой же программой – поедем в Сибирь, вернемся в центральную часть России, заедем к себе на Урал. Вплоть до осени 2014 года у нас масса планов. Отъездить тур и побывать на фестивалях – это сейчас главное.

Екатерина Кадушкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика