Новости

Новости

18 ноября 2013, 18:30

Экономика

Распишитесь и получите: как уберечься от мошенников в автомагазинах

Москвичи все чаще становятся жертвами аферистов в сфере автопродаж

В последнее время москвичи все чаще становятся жертавми мошенников в комиссионных автосалонах. Сетевое издание M24.ru решило разобраться, как сохранить свои деньги при купле или продаже подержанного авто.

Один из читателей рассказал, что при заключении договора продавцы требуют деньги сверх установленной комиссии – "за оформление документов". В случае расторжения договора они забирают себе 10% от суммы в качестве "неустойки" – это было прописано мелким шрифтом в контракте.

Один из способов "нагреть руки" – это махинации с договорами. Например, в контракте написано, что автомобиль продается за 100 тысяч рублей, комиссия магазину составит 10 тысяч рублей. После подписания бумаг продавцы требуют деньги вперед, якобы "если не будет продаваться". Однако надо настаивать на том, что свои "кровные" магазин может получить только после продажи.

Или другой метод: любимым многими аферистами мелким шрифтом в бумагах указано, что фирма получает при покупке 15% "за сопровождение сделки" или "за оформление бумаг". Также могут работать и автсоалоны, предлагающие услугу trade-in. Сначала вам объявляют, что старую машину возьмут за 200 тысяч, а новая стоит 400. Значит, доплатить придется еще 200. А на деле выясняется, что салон требует 300, объясняя это тем, что 100 тысяч они потратят на подготвоку документов, првиедение в порядок старой машины перед следующей продажей и прочее.

Еще один способ "относительно честного отъема денег у населения" - завышение НДС с 18% (установленных законом), до 20% и больше. При этом такие "мелочи" тоже прописываются мелким шрифтом.

Фото: ИТАР-ТАСС

Адвокат бюро "Князев и партнеры" Антон Лелявский считает, что нужно "более внимательно относиться к формулировкам и тексту договора. Если человек это подписал, он должен это выполнять". То есть самое главное – быть очень внимательным во время заключения сделки.

Есть у аферистов и другой путь, который отследить сложнее. При составлении договора в двух экземплярах фирма делает третий, копируя подпись владельца авто. Разумеется, условия сделки в нем будут изменены.

Когда разгневанный хозяин машины пригрозит подать в суд, ему покажут тот самый измененный экземпляр.

"Если в первоначальной редакции написано, что данный договор составляется в трех экземплярах, то подразумевается, что они будут идентичными и имеют равную юридическую силу. В противном случае истину докажет экспертиза", - считает Лелявский.

Покупателей же на пути к заветному "железному коню" подстерегают другие опасности. Например, есть риск купить угнанный автомобиль. И если это вскроется при рядовой проверке или постановке на учет, новому владельцу не избежать неприятностей с законом.

Покупая у частников, этого легко избежать: достаточно поставить авто на учет вместе с продавцом. Если полиция выявит какие-то нарушения закона, то договор легко разорвать.

В случае если техника покупается в комиссионном магазине, проверить статус машины куда сложнее. На помощь может прийти дорожная полиция – они могут посмотреть в своей базе, не угнан ли автомобиль.

Но, как отмечает глава московского отделения комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров, "у сотрудников ГИБДД нет такой обязанности – выяснять статус машины. Кроме того, если авто числится в краденых, то ее изымают".

Фото: ИТАР-ТАСС

Пожалуй, самым распространенным видом аферы остается продажа технически неисправной машины. Зачастую поломка обнаруживается спустя несколько сотен километров, и доказать вину продавца в этом сложно. У обманутого автовладельца есть выход - обратиться в независимую экспертизу.

"Самая частая проблема – покупатель обнаруживает, что машина неисправна, но гарантии на нее не было. Теоретически, доказав, что недостаток был до продажи, можно предъявить претензии. Но, чтобы выяснить, кто виновен в поломке, нужно обратиться к экспертам, которые установят причину происхождения неисправности. Хотя выяснить это можно не всегда. Если доказательства найдены, можно направить претензии автосалону"", - рассказал в интервью M24.ru глава общества по защите прав потребителей автотехники Антон Недзвецкий.

Иногда автомагазины берут деньги за поиск автомобиля по базе. И если некоторые фирмы оказывают эту услугу официально, то бывает и так, что покупатель отдает деньги просто за список ссылок с популярных интернет-площадок.

Кстати, такая схема действует и при аренде недвижимости, поэтому слишком выгодные условия в объявлении, скорее всего, окажутся аферой.

Юрист московского общества защиты прав потребителей Антон Недзвецкий рассказал, что статья 12 закона о защите прав потребителя предоставляет право отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврат денег за товар, если изначально была предоставлена ненадлежащая или неполная информация о товаре. "К сожалению, не все умеют до конца отстаивать свои права - в полиции обычно отказывают в возбуждении уголовного дела, и люди, не желая бороться дальше, мирятся с потерей денег", - заключил юрист.

Сергей Блохин

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика