12 марта 2013, 13:00

"Живая" вода: поиск жизни на Земле и в космосе

Фото: vesti.ru

Все знают, что без воды невозможна жизнь. Вода входит в состав всех живых организмов, формирует климат и погоду, является важнейшим элементом поддержания жизни живых существ на Земле, а также занимает более 70% поверхности нашей планеты. При исследованиях этого уникального соединения ученым порой удается совершить неожиданные открытия. О некоторых из них – в подборке M24.ru

В подледном озере Восток найдены неизвестные науке бактерии

Российские ученые, занимающиеся изучением подледного озера Восток в Антарктиде, заявили, что им удалось обнаружить в полученных пробах воды ранее неизвестный вид бактерий.

Как сообщает один из авторов открытия сотрудник Петербургского института ядерной физики, микробиолог Сергей Булат, ДНК бактерий не совпадает ни с одним из известных видов. Пробы воды были получены при бурении скважины в четырех километровой корке льда, которая покрывает озеро. Однако образцы оказались с многочисленными примесями авиа-керосина и фенола.

В мае ученые планируют получить новые образцы воды из озера и подтвердить свое открытие. По словам исследователей, Восток является единственным в своем роде земным аналогом подледных океанов на ледовых спутниках Юпитера (Европа, Ганимед, Калисто) или Сатурна (Энцелад).

Так что если данные подтвердятся, то предположения о наличии жизни на других планетах станут более реальными.

Восток считается 15-м по величине озером мира. Его открыли в 1996 году российские полярники, хотя ученые еще в середине XX века утверждали, что под толщей антарктического льда есть вода. Обнаружение озера Восток называют одним из величайших географических открытий XX века.

Фото: nasa.gov

Окно в Европу: в океане спутника Юпитера может существовать жизнь

Пока российские ученые ждут новые образцы воды из озера Восток, американские исследователи при помощи телескопа "Кек" и его спектрометра OSIRIS изучают поверхность покрытого льдом спутника Юпитера Европы.

Проанализировав спектры отраженного спутником света, ученые установили, что на его поверхности присутствуют следы магния, который мог попасть туда лишь из океана Европы, который находится под слоем льда. Как сообщает НАСА, ученые считают, что по химическому составу океан спутника может быть сходен с земным.

По словам одного из автора открытия астронома Майка Брауна, можно утверждать, что между океаном и поверхностью Европы происходит химический обмен, благодаря которому в воде повышается концентрация минеральных солей, что делает наличие жизни в океане более вероятным.

В настоящий момент этот спутник Юпитера считается одним из главных претендентов, где ученые надеются обнаружить внеземную жизнь.

На берегу Индийского океана. Фото: ИТАР-ТАСС

Под Индийским океаном обнаружили следы древнего континента

Группа геологов заявила, что обнаружила доказательства существования древнего континента, который располагался между Индией и Мадагаскаром. Данные исследования опубликованы в журнале Natural Geoscience.

Ученые изучили песок с острова Маврикий и обнаружили в нем частицы древней породы – цирконы, которые, как правило содержатся в земной коре. Возраст найденных минералов, по данным исследователей, составляет более 1,9 миллиарда лет. Микроконтинент нарекли Маврицией.

По словам профессора Тронда Торсвика, возглавлявшего работу, Мавриция отделилась от Мадагаскара и затонула около 61-83 миллионов лет назад.