Архитектор Бенедетта Тальябуэ – о Москве, феминизме и Захе Хадид

M24.ru начинает представлять участников Московского урбанфорума – 2017, который пройдет с 6 по 12 июля. Его темой станет "Эпоха агломераций. Новая карта мира", а среди гостей будет более 200 иностранных специалистов из мира архитектуры, экономики и урбанистики.

Бенедетта Тальябуэ на сегодняшний день является одной из немногих авторитетных женщин-архитекторов, чье имя известно за пределами узкого круга специалистов этой почти стопроцентно мужской профессии. В Москве пока нет ни одного здания, построенного по ее проекту, но тем не менее она постоянно участвует в московских конкурсах.

Фото предоставлено пресс-службой Мосурбанфорума

– Вы стали частым гостем в Москве. Сейчас у вас проходит персональная выставка в Музее архитектуры, а совсем скоро вы вернетесь для участия в Мосурбанфоруме. Почему здесь нет ни одного вашего проекта?

– Действительно, я приехала в Москву в седьмой раз. Два года назад я участвовала в конкурсе на разработку генплана Софийской набережной в Москве. Мой проект не стал победителем, но я совершенно не расстраиваюсь по этому поводу. С одной стороны, для меня эта работа стала настоящим приключением, с другой – я свободно могу использовать эти наработки в других проектах. Знаете, в чем заключается один из главных принципов моего понимания архитектуры? В уважении к национальным и историческим особенностям места, где я собираюсь что-то построить: бюро EMBT Miralles-Tagliabue, которым я стала руководить после смерти мужа, всегда сначала изучает историю места, а потом уже предлагает какие-то проекты. Я была в Москве несколько лет назад, и я вижу, насколько сильно и динамично меняется город. Здесь стало намного чище, появился Институт "Стрелка", Музей "Гараж", здание Dominion Tower, построенное по проекту Захи Хадид, которое я как раз собираюсь посмотреть. Я знаю, что в Москве появляется огромное количество новых пешеходных зон, где люди могут свободно взаимодействовать друг с другом. Это замечательно.

– В таких городах, как Москва, где центральные части заняты "памятниками архитектуры", очень сложно найти площадь для открытого взаимодействия людей, о котором вы говорите. Что на ваш взгляд важнее – сохранение памятников или создание современной и комфортной среды?

– Важно найти баланс между сохранением и обновлением. Понятно, что чем дольше мы живем на одном месте, тем больше там будет памятников истории, которые можно или стоит сохранить. Но архитектура должна обновляться. Она должна быть гибкой и уметь адаптироваться под современные потребности. Вот, например, мы с вами находимся в Музее архитектуры. Посмотрите, какой тут прекрасный внутренний двор! То есть здесь получилось создать современную среду и при этом не пришлось ничего сносить. И я уверена, что у многих архитектурных памятников есть возможность стать современными. В Барселоне, где я живу, тоже не всегда были такие замечательные пешеходные зоны, все это – тенденции последних лет.



Одним из наших с мужем (Энрик Мираллес, скончался в 2000 году – прим. ред.) проектов стал рынок и площадь Санта-Катарина в Барселоне. Он, собственно, и сделал нас и наше бюро известными за пределами Испании. Так вот, когда мы стали исследовать это место, оказалось, что рынок на площади Санта-Катарина был чуть ли не с античности. При раскопках оказалось, что существовало несколько планов этих зданий, поэтому, разрабатывая свой, мы попытали их все объединить. То есть мы попытались сохранить историю места, но сделать его новым и удобным сегодня. Надо сказать, что мы, конечно, были настоящими эгоистами, когда взялись за этот проект: мы поселились рядом с этой площадью и нам было некуда ходить за продуктами. Поэтому, можно сказать, мы строили в первую очередь для себя.

Фото предоставлено пресс-службой Мосурбанфорума

– По происхождению вы итальянка, но всю жизнь работаете в Испании. К какой архитектурной школе вы себя причисляете?

– Вы знаете, я училась в Италии, в Венеции – там все сплошные теоретики. Для итальянцев красивые умозрительные теории намного важнее, во многом это и определило место проведения архитектурной биеннале. Но надо признать, что школа там действительно очень сильная. А испанцы – практики. Они не любят обсуждать проекты, им важно их побыстрее реализовать. И сейчас я, конечно, считаю себя испанским архитектором.

– Вам не кажется, что в современную архитектуру вновь возвращается понятие национальных особенностей? Ведь долгое время она была абсолютно интернациональной.

Фото предоставлено пресс-службой Мосурбанфорума

– Нет, мне кажется, сегодня архитектура интернациональна, как никогда. Вы знаете, у меня есть клиенты в Японии и на соседней улице. И с теми, и с другими я общаюсь по скайпу, не выходя из дома. Архитектура – это медиасреда, в которой мы находимся 24 часа в сутки, обсуждая ее и прорабатывая проекты, дополняя их каждую секунду. С другой стороны, сами архитекторы, какой бы национальности они ни были, стали обращать все больше внимания на локальный контекст. И это, я считаю, главная современная тенденция. Даже если вы посмотрите на последних лауреатов Притцкеровской премии (Рафаэль Аранда, Карме Пигем и Рамон Вилалта из испанского бюро RCR Arquitectes – прим. ред.) – их имена мало кому не известны, но премию им дали именно за работу с локальными традициями и культурой. Поэтому сегодня нет смысла говорить о национальных архитектурных школах – есть общие тенденции, есть индивидуальный стиль и есть локальный контекст. Эти три фактора определяют архитектуру.

Фото предоставлено пресс-службой Мосурбанфорума

– Архитектура всегда была абсолютно "мужской" профессией. Не кажется ли вам, что настало время это изменить?

– Да, это так. И первый шаг к этому сделала Заха Хадид. Она стала первой женщиной, получившей престижную Притцкеровскую премию. О ней стали говорить едва ли не больше, чем о Нормане Фостере или Реме Колхасе. Но вообще, женщины лучше чувствуют архитектуру в принципе – у них лучше развит эстетический вкус и понимание удобства. Мужчинам это не всегда удается совместить. Я не считаю свою архитектуру "женской", но в некоторых проектах я использую чисто женские мотивы. Так, например, в проекте испанского павильона на ЭКСПО–2010 в Шанхае я обратилась к мотиву "вязания", то есть здание выглядело так, будто бы оно было "связано", а это, согласитесь, чисто женский вид рукоделия. Вообще, архитектура павильонов для ЭКСПО – это уникальная возможность творческого эксперимента. Когда ты строишь постоянное здание, у тебя нет шанса на ошибку в эстетическом смысле, потому что предполагается, что твоя постройка будет "на века". Когда ты делаешь временный павильон для выставки, ты свободен и открыт для экспериментов, поэтому такие павильоны – один из самых интересных видов архитектуры.

– Вы заявлены в списках гостей Мосурбанфорума. В чем будет заключаться ваше участие?

– В Урбанфоруме я буду участвовать первый раз. Знаю точно, что меня пригласили на несколько дискуссий и круглых столов. Мне кажется, это очень хорошая площадка для обмена опытом и информацией. Здесь соберется все мировая архитектурная элита, поэтому я думаю, что такое событие нельзя пропустить.

Екатерина Кинякина

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Программа реновации жилья
"Моя улица": всё о программе благоустройства столичных улиц — в специальном проекте M24.ru

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть