Новости

Новости

19 мая 2015, 00:00

Эффект "Метрополя": пять историй о знаменитом отеле

Фото: М24.ru/Лидия Широнина

В этом году "Метрополю" – 110 лет. В год юбилея мы решили расспросить пятерых людей, связанных с отелем, об "их" "Метрополе". И узнали, почему сотрудники называют отель семьей и частью жизни, а писатель Людмила Петрушевская – своим домом. А еще на чем играл Майкл Джексон во время своего визита в Москву, сколько антикварных вещей украшают отель, почему гостиничный медведь все время на реставрации, и как рождалась повесть "Маленькая девочка из "Метрополя".

Ресторанные истории

Екатерина Егорова, экскурсовод

– Одна из "визитных карточек" отеля – ресторан. По задумке Саввы Мамонтова, начавшего строительство "Метрополя", здесь должен был быть зал для театра и оперы. Но судьба сложилась иначе – Мамонтов разорился, здание достраивали без его участия, а зал стал ресторанным. В начале прошлого века к гостиницам относились как к дворцам, и это легко почувствовать, посмотрев на шикарный потолок, перекрытый огромным куполом с витражом из 2400 фрагментов цветного стекла. Узоры обыгрывают тему сотворения мира – можно разглядеть Адама и Еву, крылатых быков...

Купол ресторана "Метрополь". Фото: М24.ru/Лидия Широнина

Ресторан был очень популярен благодаря меню и музыке. Здесь даже пел Федор Шаляпин, но не со сцены и не за деньги. Он оказался в ресторане 18 октября 1905 года, когда до Москвы дошла весть о подписании указа об основании Думы. Обрадованный известием, Шаляпин встал из-за стола и затянул "Дубинушку".

Фонтан в отеле. Фото: М24.ru/Лидия Широнина

Еще она яркая деталь зала – фонтан. Раньше в нем плавала рыба и было такое развлечение – гость мог выбрать, какую рыбину хочет на обед. Правда, рыбу ему готовили другую – мало ли чем эту, в фонтане, могли накормить посетители? Рыба здесь давно уже не плавает, но без веселых случаев не обходится. Сотрудники вспоминают, как однажды на завтраке группа людей подходила к фонтану и окунала туда руки и лица. На вопрос, зачем, они отвечали: "Это священная вода реки Неглинки". Но на самом деле, это вода из водопровода, а не из Неглинки.

От Шаляпина до Джексона

Олег Кривалев, ведущий инспектор по антиквариату

– Я пришел работать в "Метрополь" в 1984 году, на должность инспектора службы режима. Из 31 года работы 18 лет занимался вопросами безопасности. Через меня проходили все важные гости, и много историй, конечно, можно вспомнить… Например, визит Майкла Джексона. Я его встречал и провожал до номера, и хорошо помню, как он сидел здесь в ресторане. Сначала играл квартет, а на сцене стояла арфа. После выступления музыкантов Джексон поднялся на сцену и немножко попробовал на ней поиграть. Хоть он приехал с поваром, завтракал всегда здесь, на шведском столе. У меня есть фотография с ним.

Фото: М24.ru/Лидия Широнина

Антикварный медведь и красота для ценителей

Екатерина Егорова, экскурсовод

– В описи нашей коллекции антиквариата более 800 предметов, причем самый большой раздел в описи – осветительные приборы, люстры, светильники и т.п. Многие из них сохранились с 1905 года. Оригинальные и витражи на лифте.

Когда "Метрополь" только открылся, все помещения были отделаны в разном стиле, и мебель тоже подбиралась индивидуально в каждый номер. Но когда здесь расположился Второй Дом Советов, большая ее часть пропала, и к моменту, когда здание снова сделали гостиницей, хорошей мебели здесь почти не было. Ее доставали из Госхрана (там, например, была мебель, изъятая из богатых усадеб и дворцов), а позже, в 1985 году - из гостиницы "Савой". Оттуда к нам переехал антикварный медведь. Он, правда, все время на реставрации – гости пытаются с ним обняться.

На третьем этаже есть знаменитая "Золотая гостиная" – здесь можно увидеть мебель из дорогой карельской березы. посмотрите, какой изящный стол с кариатидами. В то же время, у нас есть и обычная мебель, и копии картин. Вспоминается случай, когда мне в выходной день позвонили с ресепшена и спросили: "Картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" оригинал или копия?" Конечно, это копия. "Ну хорошо, а то у нас гость переживает, говорит, что год назад в Турции подлинник купил, а тут такую же видит", – сказали мне.

Маленькая девочка из "Метрополя"

Людмила Петрушевская, прозаик, поэтесса

– "Метрополь" не ассоциируется у меня с гостиницей. Я ведь знала другой "Метрополь", когда здесь было общежитие Коминтерна. Я хорошо помню двухкомнатный номер люкс на третьем этаже, где прошли первые годы моей жизни. Помню большую двустворчатую дверь между комнатами, и над дверью портрет женщины с ярко-красными волосами – все это на темном, изумрудно-зеленом фоне. Тетушка мне сказала, что там изображалась моя прабабушка Александра Андреевич-Андреевская. А потом, как рассказывала моя тетушка Вава, вся семья пришла домой в "Метрополь", а их дверь опечатана, висит свинцовая пломба. Из нашей семьи к тому моменту четверо были арестованы, и трое из них, видимо, уже расстреляны. И мои родные унесли меня куда-то. Мы скитались по домам родных и друзей – видимо, поэтому ни мою маму, ни тетю, ни бабушку не арестовали. Это был тогда способ – скитаться…

Лестница в "Метрополе". Фото: М24.ru/Лидия Широнина

Из "Метрополя" мама носила меня в метро во время воздушной тревоги в 1941 году… И еще мы недолго жили там в 1947 году. Помню, ранним утром мы с мамой, проделав большой путь от аэропорта в Быково до центра, стояли у перехода через Моховую, на углу у Малого театра, и красавец "Метрополь" плыл в свете утренней зари на фоне голубого неба - как огромный замок, как дворец, как корабль. Я его вспомнила сразу, мой родной дом. Мы вошли в подъезд со стороны стены Китай-города. Я кинулась к прадедушке с воплем "Дедя". И вечером мама меня мыла в огромной белой ванне с красивыми кранами, первый раз за прошедшие пять лет. Все это время, в эвакуации в Куйбышеве, меня, наверно, мыли в тазике.

Помню, как мы, дети, бегали по коридорам "Метрополя". Один раз я вытащила похвастаться прадедушкиного (его сына Сережи) коня, у которого уже не было ни колесиков, ни подставки, надела дедову буденновку на голову, прицепила его шашку на веревке и пошла скакать с криками "ура", отталкиваясь ногами и бороздя паркет…

Фото: М24.ru/Лидия Широнина

Я начала писать повесть "Маленькая девочка из "Метрополя", когда последняя из моих старших, тетушка Вава (Вера Яковлева), в 92 года потеряла память после операции. Она лежала без сознания, тихо уходила, и я начала писать эту повесть, но почему – не знаю. Автор вообще не знает причин, по которым начинается работа. Последний раз я пришла к тете, мы с няней ее переодели, я укладывала свою маленькую Ваву, она так и не приходила в себя – и вдруг я почувствовала на руке прикосновение ее губ. Она как-то вывернулась, дернулась, нашла мою руку и поцеловала на прощанье. Значит, она все понимала. Меня как током ударило.

Пока она болела, я тоже заболела и не могла есть. Мне очень тяжело было писать. Я даже сказала своему редактору, что больше не могу. Я посылала ей часть за частью, а потом все прервалось. Но она мне ответила, что надо продолжать. Очень надо, обязательно. Я в то время совсем не могла есть. Моя подруга, замечательный врач, реаниматолог, мне сказала, что надо насушить белых сухарей и пить чай с сухарями. Я посушила кусок хлеба и, стоя посреди комнаты, думала – теряю полкило в день, остановлюсь или нет? И начала тихо, по крошке, грызть этот сухарь. И так стала есть. Закончила писать "Маленькую девочку", когда моя тетушка уже умерла. 14 килограмм потеряла.

Фото: Фото: М24.ru/Лидия Широнина

Что помнят номера?

Екатерина Егорова, экскурсовод

– В советское время в номерах "Метрополя" были квартиры и коммуналки, а в холлах – кружки танцев, столовые. Здесь жили многие партийные деятели, люди искусства. Вплоть до 1964 года здесь оставалось несколько квартир, переоборудованных из номеров.

В разное время постояльцами здесь были Александр Вертинкий, Бернард Шоу, Мао Цзедун, Шерон Стоун, Катрин Денев и многие другие. Сегодня в гостинице 390 номеров, из них 77 люксов. Устоявшихся цен здесь, как и в большинстве отелей, нет. Примерная цена средненького номера – 12-14 тысяч, а самый дорогой стоит около 150 тысяч рублей в день, но за такую цену, кажется, он никогда не продавался.

Вот люкс, в котором останавливались Пьер Ришар, Пьер Карден, праздновала свою свадьбу чета Безруковых. Номер, как мы видим, небольшой, но специально сделаны эркерные окна. Можно почувствовать, будто ты паришь над Москвой. А еще тут очень красивая роспись на потолке, мебель, китайская ваза начала прошлого века.

А в этом номере жил Майкл Джексон и Мао Цзедун. Глядя на номера, легко понять, что "Метрополь" – гостиница для любителей всего настоящего. Зеркала – действительно начала прошлого века, а не состаренные современные, вся мебель из дорогих пород дерева, но главное, что каждый номер выдержан в своем образе, как произведение искусства.

Анна Ендриховская, консьерж

– Когда в "Метрополь" приезжают знаменитости и их фанаты узнают об этом, часто можно видеть картину: они распределяются вокруг отеля и стоят с разных углов, в надежде сфотографировать кумира или подбежать к нему, когда тот будет выходить. Иногда дежурят в холле, но там это невозможно делать долго – служба безопасности мягко, но уверенно попросит выйти.

Иногда выходишь с работы, и поклонники звезды видят, что ты со служебного выхода идешь. Подбегают и просят “Вынесите мне какую-нибудь его/ее вещь, я могу заплатить!” В таких случаях просто идешь с каменным лицом, как будто известная персона здесь и не живет.

Что могут консьержи?

Анна Ендриховская, консьерж

– Когда я, уже работая консьержем в одном известном сетевом отеле, проходила мимо "Метрополя", я думала, что он очень красив снаружи, но знала, что по уровню сервиса и отзывам он занимает низкие места в рейтинге гостиниц Москвы. Но два с половиной года назад мой коллега и друг позвал меня работать сюда. В наши задачи, как новой команде "Метрополя", как раз и входило переделать весь сервис отеля. И действительно, за это время отель поднялся в рейтингах в первую десятку. А постоянные клиенты отелей, где мы работали раньше, вслед за нами сменили отель и теперь останавливаются в "Метрополе". Потому что от сервиса и конкретного консьержа в частности зависит, как гость будет вспоминать город и гостиницу.

Фото: М24.ru/Лидия Широнина

Консьерж планирует всю программу пребывания гостя. Мы рассказываем людям, куда сходить, что посмотреть, где поесть, заказываем им такси, билеты в театры, концерты. Прислушиваемся ко всем их просьбам, а они бывают самые разные. Но когда долго работаешь в этой сфере, спокойно относишься к селебрити и просьбам из мира люкса, запоминаются какие-то душевные истории. Причем это касается не только постояльцев, а всех, кто пересекает порог.

Например, недавно заходит в холл бабушка, про которых говорят "божий одуванчик". Она спрашивает, где здесь касса с билетами, ей нужен билет в Большой театр. Я объясняю, что кассы давно нет, но билеты можем заказать мы, а внутри уже начинаю переживать, что бабушка расстроится, когда услышит цену этих билетов. Однако она не расстроилась, с готовностью начала выбирать хорошие места, параллельно рассказывая, что к ней в гости приезжает сын из-за границы и она так его ждет. И что она помнит "Метрополь" еще с тех пор, как праздновала здесь в ресторане свою свадьбу. Много душевного рассказала и ушла довольная.

Холл отеля. Фото: М24.ru/Лидия Широнина

Эффект "Метрополя"

Андрей Корыстов, Шеф-консьерж отеля "Метрополь"

– Когда я начал работать в "Метрополе", довольно быстро почувствовал, что, в отличие от многих сетевых современных гостиниц, это как мир внутри мира. Когда идешь по коридору, испытываешь особенное чувство, из-за которого, я думаю, люди здесь и живут. Приезжают за эмоциями и впечатлениями, и живут потом воспоминаниями и мечтами – и "Метрополь" тут как некая живая субстанция.

Когда я подхожу к нашей стойке ресепшн – ощущений бывает, что как на сцену выхожу, за счет того, что она большая по сравнению с другими гостиницами. И такой же по-барски свободный бэкофис, коридоры большие, я это очень люблю. А еще я, работая здесь, больше полюбил историю, потому что здесь еще острее чувствуешь, что жизнь - не ежесекундная вспышка, что было что-то до и будет после тебя.

Светлана Кондратьева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика