Движение транспорта перекроют в центре Москвы 18 мая

Новости

Новости

05 февраля 2014, 18:00

Экономика

"Неземные" деньги: как инвестируют в космические проекты у нас и у них

Фото: ИТАР-ТАСС

Сорок два года назад "Апполон-14" доставил на Луну третью "делегацию" с Земли. Экономический обозреватель телеканала "Москва 24" Константин Цыганков анализирует, кто, зачем и на какие деньги летает в космос сегодня.

"Космос, последний рубеж…" (с)

к/ф Звездный Путь

5 февраля 1971 года экипаж пилотируемого космического корабля "Аполлон-14" совершил посадку по Луне. Для NASA это была уже третья успешная высадка человека на поверхность спутника Земли. Сейчас эти годы принято считать "золотым веком" освоения космоса: до середины 80-х каждый год совершалось более сотни успешных запусков ракет-носителей, которые выводили на орбиту планеты искусственные спутники, пилотируемые космические корабли и космонавтов. С окончанием гонки вооружений и крахом Советского Союза число запусков стало неуклонно снижаться и в 2006 году скатилось к 40-50 в год, как на заре освоения космоса в 60-х. Впрочем, сейчас мы живем в "серебреном веке" космонавтики: с каждым годом число запусков растет, а в 2013 году достигло рекордных показателей за последние двенадцать лет – 77 успешных стартов.

Новый виток освоения космоса связан с притоком дополнительных инвестиций из частного сектора. По самым примерным оценкам объем рынка космических продуктов и услуг сегодня составляет примерно 300-400 млрд долларов в год и, по прогнозам экспертов, будет постоянно расти. Интерес "частников" к космосу вызван стремительным развитием новых технологий в коммуникациях и системах связи, а главное – постоянно растущему спросу со стороны как государств, так и простых потребителей. Космические технологии служат всему человечеству: прогноз погоды, GPS-навигация, телевидение и глобальные коммуникации просто немыслимы без спутниковых технологий.

52 россиянина получили путевку в космос

По данным NASA и ОЭСР, на орбите Земли сейчас находится более тысячи искусственных спутников, которые принадлежат 50 странам, а совокупный бюджет 35 крупнейших стран, имеющих свои космические программы, в 2012 году составил 75-80 млрд долларов. В 2008 году на космическую отрасль из бюджета России было выделено 46 млрд рублей, в 2012 году - уже 140 млрд рублей, а в прошлом 2013 году - почти 180 млрд руб. До 2020 года Россия планирует потратить на программу освоения космоса 1,6 трлн руб. Однако, если сравнивать эти цифры с бюджетом NASA, то они не кажутся такими большими: в 2012 году затраты США на финансирование космической программы составили 17,7 млрд долл (513 млрд рублей). Но, хотя доля российской ракетно-космической промышленности в мировом срезе значительно уступает США, она вполне сопоставима с долей Китая и ЕС (4,2 млрд евро в 2012 году).

Однако здесь речь идет исключительно о государственных средствах, которые направлены на стратегические программы развития космической сферы, систем слежения, противокосмической обороны, а так же научно-исследовательские проекты (телескопы, изучение планет Солнечной системы и дальнего космоса). Для частного же сектора наиболее интересной сферой с точки зрения инвестиций и получения прибыли является телекоммуникационный кластер – выручка крупнейших корпораций мира только от спутникового телевидения оценивается сегодня примерно в 80-100 млрд долл. Самым быстрорастущим и перспективным сегментом рынка космических технологий считается геонавигация (GPS, Glonass и др.). Доходность этого сегмента только в 2009 году составила 15 млрд долларов, а, учитывая уровень развития мобильных устройств с геонавигационными приложениями (те же смартфоны), можно прогнозировать значительный рост прибыли участников рынка. Космический туризм, хотя и пользуется популярностью, пока не достиг того уровня спроса, чтобы выйти на постоянные коммерческие рельсы.

К превеликому сожалению, Россия в зарождающейся новой космической гонке уже занимает позицию догоняющего. Важнейшее направление развития ракетно-космической промышленности России – это повышение ее инвестиционной привлекательности для частных инвесторов. В США такие условия были созданы уже давно, и хорошим примером тому служит разработка космического корабля многоразового использования Dragon (и ракеты-носителя Falcon), компанией SpaceX, предназначенного для доставки полезного груза или людей на орбиту Земли.

В России запуск ракеты-носителя "Протон-М" стоит примерно 80-100 млн долларов. Запуск ракеты-носителя Falcon9 с европейским спутников SES8 в декабре 2013 года обошелся примерно в 55 млн долларов. Представители американской компании уверяют, что SpaceX уже получила заявки от ряда телекоммуникационных компаний на 50 новых запусков, стоимость которых составит 4 млрд долларов. России еще только предстоит создать условия для привлечения частных инвесторов (кстати, это касается не только космической сферы), а главное – для перестройки их сознания (пока средства, сопоставимые с суммами, вложенными в разработку Dragon, вкладываются зачастую в роскошные частные яхты и зарубежные футбольные клубы). При этом финансовую отдачу от "космических" инвестиций при нынешнем темпе развития индустрии можно будет почувствовать уже через 5-10 лет.

Со счетов не стоит сбрасывать и Европу, которая практически полностью отдала космическую сферу на откуп частному сектору. К примеру, в немецком городке Бремен компания OHB занимается разработкой и производством спутников для навигационной системы "Галилео" - проекта стоимостью более 2 млрд евро. Или небольшая испанская компания GMV, которая создает программное обеспечение для систем спутниковой связи по всему миру. От Европы стараются не отставать Бразилия, Китай и Индия. К 2013 году в Китае было построено 4 космодрома с несколькими стартовыми площадками в каждом, а к 2020 году в планах у Китая уже постройка орбитальной станции. Даже Индия в ноябре 2013 года отправила свой первый марсоход на красную планету.

Я улыбаюсь, когда пишу эти строки и думаю, что мы живем в удивительное время. Я смотрел много фантастических фильмов 60-х - 80-х годов и читал множество научно-фантастических книг зарубежных и отечественных писателей того времени. Красной линией в этих фильмах и книгах была надежда на светлое будущее, на человека, который уже преодолел силу гравитации, вышел за пределы Земли и ступил на поверхность Луны. Мы стремились к звездам, к новым мирам, планетам, познанию неведомого, столь недоступного и притягательного для бесконечной силы человеческого ума и фантазии. И это было прекрасно. Сейчас, возможно, это время возвращается.

Конечно же, для частного сектора космос - это в первую очередь способ зарабатывать деньги, но, как ни крути, стремление человека вверх рано или поздно должно пересилить жадность и провести нас через тернии к звездам.

Константин Цыганков

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика