20.04.2017
17:14

просмотров6189

Разделы:
Отдыхать, Читать

Рубрики:
Театр, Культура

Метки:
Золотая маска, Травиата, итоги, критика, музыкальный театр, премия, театр

Распечатать

Критики об итогах "Золотой маски": кто не досчитался наград

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

19 апреля в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялось вручение национальной театральной премии "Золотая маска". М24.ru попросило экспертов поделиться мнением об итогах премии.

Ярослав Тимофеев

Фото: youtube.com

Решение музыкального жюри "Золотой маски" кажется мне одним из самых взвешенных и разумных за последние годы. Состав судей впервые формировался при участии двух независимых объединений – Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков России, что, видимо, благоприятно повлияло на качество работы жюри. Все сильнейшие спектакли-претенденты получили "Маски" – это касается и балета ("Ромео и Джульетта" из Екатеринбурга), и оперы, где в фаворитах оказались пермская "Травиата" и "Роделинда" Большого театра.

Единственный острый угол, который бросается в глаза в этом раскладе – великий Роберт Уилсон, постановщик "Травиаты", стал лауреатом только в номинации "Работа художника по свету", хотя был выдвинут в трех персональных категориях. Это решение, конечно, выглядит уязвимым. Не исключаю, что в силу вступил принцип раздать "всем сестрам по серьгам": в этом году расклад "Масок" в музыкальном театре оказался на удивление ровным. Жюри голосовало вслепую, однако результаты поражают немыслимой симметрией: из общего числа 24-х призов (включая "Эксперимент", который получил новосибирский спектакль "Снегурочка" с музыкой Александра Маноцкова), Москва взяла восемь "Масок", Санкт-Петербург – четыре, провинция – двенадцать, то есть ровно половину. При этом два театра-лидера – Большой и Пермский оперный – получили по три "Маски", шесть других важных театров – по две, и еще шесть театров – по одной.

Все резонно, но схема оказалась настолько красива, что чуть-чуть исказила реальность — в нее не целиком поместилось огромное достижение под названием "Травиата", которое достойно “Масок” больше, чем любой пермский спектакль последних лет и больше, чем любой российский спектакль этого сезона.



Ольга Егошина

Фото: facebook.com/ovegoshina

Я преклоняюсь перед драматическим жюри "Золотой маски", которое, на мой взгляд, совершило подвиг. Составить список лауреатов из такого количества фамилий, названий – это дорогого стоит. Скажу честно, что нет ни одного лауреата, против которого я бы возражала. Все "Маски" – заслуженные, и каждого лауреата можно совершенно искренне поздравить с победой.

"Маска" "Русского романа" абсолютно заслужена, так как даже с точки зрения литературного материала это очень удачная работа. Нам повезло, что в новой номинации "Лучшая работы драматурга" был отмечен ее автор – Марюс Ивашкявичюс. "Маяковка" сейчас переживает подъем, выпуская множество спектаклей на разных сценах. Став худруком этого театра, Миндаугас Карбаускис создал прекрасную труппу, где замечательно играет старшее поколение, очень размятые сорокалетние актеры и интересная молодежь. "Русский роман" – синтез разных поколений. Это ансамблевый спектакль, и не удивительно, что судьи приняли решение выделить работу труппы.

Призы в художественных номинациях также распределились логично. Это Александр Мустонен, художник по свету в спектакле "Плешивый амур" в МТЮЗе, Елена Соловьева – художник, разработавший костюмы к постановке "Корабль дураков" (Новокуйбышевск). И, конечно, большим сценографическим событием стали декорации к "Ворону" Николая Рощина.

В этом году в актерских номинациях были представлены очень сильные работы. Елена Немзер чудесно играет Панталону в "Вороне", но ничуть не хуже выглядела Татьяна Орлова в "Русском романе" (актриса играет мужскую роль Черткова, и это крупнейшая работа). Я приветствую решение присудить "Маску" Евгении Симоновой за роль Софьи Андреевны, жены Льва Толстого. Но и Ксения Раппопорт, которая играет Гертруду, и Лилия Загорская, и Анастасия Светлова также были достойны приза. С мужскими ролями было еще сложнее. Данила Козловский уже несколько раз оказывался в шаге от "Маски" – и за Фердинанда ("Коварство и любовь"), и за Лопахина ("Вишневый сад"). Его роль Гамлета еще меняется. Я смотрела ее сначала на премьере и затем на гастролях. Там есть минуты актерского прорыва и наполненности, и это настолько дорого, что никакой "Маской" не отплатить.

Что касается выбора спектакля малой формы "Магадан/Кабаре", то и режиссер Юрий Погребничко также много раз становился номинантом "Маски" и был достоин победы. Андрей Могучий в "Грозе" начал новый виток в БДТ имени Товстоногова, в своей биографии и в самой пьесе Островского.

Я также очень рада, что жюри отметило призом прекрасный спектакль Тимофея Кулябина "Три сестры", поразительно мудрый для молодого режиссера. И, конечно, ансамбль Александринки с ее удивительной труппой, чьи актеры также заслуживают любых "Масок".

С одной стороны, совершенно логично желание жюри наградить большее количество крепких работ, а с другой, всякое чересчур – сомнительный показатель. Возможно, "Золотой маске" следует пересмотреть свою стратегию. Но это следующий этап и серьезное решение. Возможно, нужно обсудить его существование в двух частях – музыкальной и драматической. Фестиваль имеет смысл, когда он находится в пределах человеческих возможностей его посмотреть. Здесь же на лицо переломность, кризисность самого фестивального жанра, самих поставленных рамок и задач. Мне кажется, не стоит зацикливаться на итогах "Золотой маски", а надо просто подумать на перспективу.

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Программа реновации жилья

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть