11.01.2017
12:54

просмотров1851

Источник:
M24.ru

Разделы:
Читать

Рубрики:
Культура, Обо всем

Метки:
Владимир Фонарев, диджей, музыка

Распечатать

DJ Владимир Фонарев: "Я – диско-динозавр, который до сих пор не вымер!"

Свой пятидесятилетний юбилей один из главных российских диджеев встречает как и положено – за вертушками на большой вечеринке. Посетители клубов помнят его как "Фонаря" в 80-е, позже как "Капитан Funny", а сейчас и прозвищ не надо, имя работает само за себя. Владимир Фонарев делал дискотеки и вечеринки, организовывал фестивали и лейблы, вел программы на радио, никогда не прекращая играть любимую музыку.

На вечеринку, посвященную его дню рождения, обозначенную как Digital Emotions: 50, придут поработать на сцене и отдохнуть в своей компании, диджеи Groove, Kolya, Паша Кoreeц. И, конечно, трехчасовой сет отыграет сам Владимир.

Накануне празднования обозреватель M24.ru Алексей Певчев встетился с Владимиром, который не только одним из первых начал играть в Россию танцевальную электронную музыку, но и застал времена, когда никаких диджеев, еще и в помине не было.


Фото предоставлено пресс-службой артиста

– Ты начинал в то время, когда люди, стоявшие за диджейским пультом, собиравшие "танцевальную программу", объявлявшие в микрофон песни и заводившие публику, именовались "диск-жокеями". С чего все начиналось и можно ли тебя назвать одним из первых отечественных DJ?

– Это не совсем корректно. До меня была целая плеяда ребят, пионеров дискотечного движения. Но все мы начинали одинаково, с банальной любви к музыке. В четыре с половиной года я поставил на проигрыватель свою первую пластинку, и сам процесс мне безумно понравился. Потихонечку начал коллекционировать любимые мелодии. После покупки первого магнитофона появилась возможность записывать музыку с радиоприемника, с телевизора, переписывать пластинки.

Потом я пытался делиться музыкой со своими друзьями, со школьниками на дискотеках. ВИА потихонечку стали уходить, а на смену им пришла новая форма танцевального досуга. Появились записи Джорджо Мородера, Kraftwerk и Space, основанные на новом звучании синтезаторов. Люди стали смотреть в небо, мечтать о путешествиях между планетами, и музыка для этого нужна была космическая… Но если говорить о поколении диск-жокеев, которые стартовали в этом направлении, наверное, здесь я был одним из первых. Я – диско-динозавр, который до сих пор не вымер!

– В то время программы дискотек нужно было заверять у комсомольского начальства, а в твоих программах безумным образом могли соседствовать Depeche Mode и Cофия Ротару, Rockets и "Мираж". Это был необходимый компромисс?

– Сейчас это даже сложно представить, но существовали разрешенные и неразрешенные группы. Любое упоминание, не важно в каком контексте, слов "Москва", "Кремль", "русские" не приветствовалось. Приходилось искать компромиссы. В это же время появились русскоязычные хиты, которые звучали на ТВ, игнорировать их было невозможно.

Depeche Mode и другие в то время были в новинку, это была экспериментальная музыка. Надо понимать, что формат дискотеки поначалу был другим: диск-жокей был чем-то сродни радиоведущему, он между песнями рассказывал о музыкальных новинках. И уже потом, когда в моду вошли сборники вроде The Best of Italo Disco, мы стали составлять непрерывные программы. Чтобы музыка звучала в режиме нон-стоп.



Видео: YouTube/пользователь: Ирина Мезенцева

– Как ты думаешь, с какого момента можно говорить о старте в России электронной танцевальной культуры?

– Это произошло на стыке 80-х и 90-х годов, когда музыка становилась более электронной. В начале 90-х годов появилась целая обойма и рекорд-компаний, и музыкантов, которые стали предоставлять то, что называется "техно" или "рейв-культура" на Западе. Появились первые диджейские вертушки, которые позволяли сводить музыку в бит. Соответственно, люди стали по-другому выстраивать свои композиции и это рождало новые эмоции.

– Ты однажды сказал: "Электронная музыка и рок-н-ролл – это как правая и левая рука – друг друга дополняют”. Об условном противостоянии московского и питерского рока известно, но, судя по книге Андрея Хааса "Корпорация счастья: история российского рейва", что-то подобное происходило и в танцевальной среде?

– Противостояние между Москвой и Питером было всегда: купеческая Москва и интеллектуальный, художественный Питер. Наверное, Питер был первым местом, в котором стали проходить электронные вечеринки. Это вечеринки на Фонтанке и в многочисленных сквотах, в Артиллерийском музее. В Москве таких мест было гораздо меньше. Питерцы считали себя законодателями мод, они правильно и очень художественно подходили к реализации задуманного. Даже первая масштабная вечеринка Gagarin-party на ВДНХ была организована питерскими людьми.

Москва же была заточена на клубы, на коммерцию. Питер тогда жил глобальными, но очень нерегулярными рейвами. Тогда, в 90-х, я вел на радио Maximum программу "Фанни Хаус", и у меня была возможность объединять два этих музыкальных потока и дать возможность людям понять, что соревнование дает толчок развитию этой культуры.

– Какие события и явления 90-х ты считаешь для себя наиболее знаковыми?

– Появление FM-радиостанций с танцевальными программами вроде "Фанни хаус" и "Гараж", позволившими популяризировать музыку посредством радио. Деятельность MTV, тоже занявшего активную позицию в продвижении новой музыки. Естественно, это и фестиваль КаZантип, проводившийся на заброшенной атомной станции, который совершенно по-новому дал возможность ощутить музыкальное пространство, объединил клабберов всего мира.

Для меня лично это еще и посещение берлинского Love Parade, где мы впервые познакомились с общемировой танцевальной культурой. Вообще, в 90-е люди искали новые ощущения, новые эмоции, и это ощущение свободы имело и положительные, и отрицательные качества.

– Ты упомянул радио, как одну из главных движущих сил. У тебя был очень удачный опыт работы на радио. Твои программы на Maximum и радио "Станция 106,8" многие помнят до сих пор. Тем не менее, однажды все закончилось. Почему?

– Мне повезло, что я работал на Maximum; станции, которая до определенного момента, была очень открыта ко всем музыкальным форматам. Это уже в конце 90-х почему-то решили, что люди хотят только ностальгировать. Потом была "Станция", я пришел туда с желанием дать в эфир как можно больше новой музыки. Проблема же была в том, что на тот момент было очень мало российских артистов, которые бы поставляли музыкально-танцевальный материал, помимо диджейских сетов. И это убило саму идею.

Бесконечные миксы на радио подрубили интерес к вечеринкам: зачем идти в клуб, если то же самое можно услышать на радио? В этот же момент люди устали от танцевального формата. Ушла новизна, ушло желания тусоваться. Эффект "вау!" превратился в зевательный эффект "у-уа".



Видео: YouTube/пользователь: Дмитрий Пушкин

– И вот тут наступили 2000-е, которые для тебя, наверное, ассоциируются с появлением интернета, как одной из главных движущих сил в электронной музыке?

– Само собой. Но давай не будем забывать и про КаZантип, ставший не просто андерграундным местом для танцев на атомной станции, а постоянным международным фестивалем. Про выезд наших диджейских делегаций на Ибицу. Появление моей авторской программы и лейбла "Атмосфера", продвигавшего российских артистов. Гастроли западных звезд. Появление русских клубных брендов, таких как Gaudi.

Интернет и переход на цифровой формат дал возможность слушать сеты диджеев, знакомиться с профайлами артистов, а самое главное – возможность общаться с людьми. Еще не были развиты социальные сети, но в нулевые роль интернета была во многом решающей.

– В мировом роке довольно давно наблюдается кризис. Можно ли говорить о каком-то кризисе в "электронике"?

– Очень сложный вопрос. С одной стороны, кризис в музыке существует уже давно, все погрузились в мрачный минимализм. Сейчас, я думаю, одна из проблем в том, что раньше музыканты записывали альбомы. Люди концептуально подходили к написанию и погружались в атмосферу, а их аудитория жаждала этих треков, путешествия от начала до конца. Сейчас же большинство артистов пишут синглы.

С другой стороны, музыка очень упростилась и стала рингтоновой, мы пользуемся мобильными устройствами и слушаем упрощенную 8-битную музыку. Артисты начинают на это тоже обращать внимание и стараются делать музыку очень технологичную, но простую. Поэтому я не знаю, когда произойдет ренессанс интеллигентной, умной музыки. Я очень надеюсь, что сегодняшний интерес к дип-хаусу – предтеча изменений. Люди начинают обращать внимание на содержание, на теплоту, на какую-то осмысленность. Очень надеюсь, что появятся артисты, которые смогут принести что-то новое.



Видео: YouTube/Kazantip Republic Official Channel

– Тебе исполняется 50 лет. В чем твое отличие от молодых диджеев, которые, возможно, смотрят на тебя как на дедушку?

– Главное, чтобы не смотрели как на бабушку… Безусловно, мы с этими молодыми ребятами абсолютно разные. Поколение, которое растет сейчас – это люди, заточенные на коммерческое продвижение себя и своего творчества. Для этого они предпринимают определенные шаги, и имеют право. Мы приходили в эту музыку, потому что нам нравилась сама музыка и ничего не изменилось.

Даже если наступит глобальный кризис и мы вообще ничего не сможем зарабатывать, большинство из нас не уйдет из-за вертушек. Для нас это образ жизни, и это главное отличие. Нынешнее поколение пишет хиты, которые я классифицирую как "поп-танцевальные". Большие гонорары, желание громкой славы подвигает их делать именно такие треки. Но каждое из поколений имеет право на свою точку зрения и возможность своим творчеством доказывать, что является правильным и интересным. Это и есть конкуренция.

– 50 лет – время осмысления. На этот юбилей тебе явно не вручат звание Заслуженного артиста России, но что в твоей карьере точно состоялось?

– У меня дома стоят бокалы, которые отцу подарили на его 40-летний юбилей. Я тогда думал что 40 лет – это очень серьезно, а 50 и вовсе пенсия глубокая. Знаешь, кажется, мне удалось доказать самому себе и обществу то, что дело, которым мы занимаемся, может быть интересным. Более того, мы даже немного перестарались, сейчас уже каждый второй – диджей.

Я рад, что смог пройти сложные этапы нашей страны и клубной культуры, остаться живым и здравомыслящим. У меня состоялась замечательная семья, растет дочь, Мне удалось на протяжении всего этого времени продолжать заниматься любимым делом, и до сих пор не потерял к нему интерес.

То, чем мы занимаемся – тонкая грань между добром и злом. Мне кажется, что я свой баланс удержал и всегда шел своей дорогой. Это и есть самое главное для меня достижение.

Дата: 14 января, 23:00

Место: Известия-Hall, Пушкинская площадь, д 5


Алексей Певчев

Все новости Москвы. Подписывайтесь на наш Telegram!

Сюжет: Персоны
Сюжет:

Обратная связь закрыть

Если вы хотите поделиться информацией с другими посетителями — регистрируйтесь и обсуждайте новости в нашей социальной сети!

Если вы хотите пожаловаться на то, что мы неправильно склоняем географические названия, прочтите, пожалуйста, этот текст.

Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть

Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Информация о мероприятии закрыть

Мероприятия закрыть