Новости

Новости

23 декабря 2016, 13:53

Общество

Наш самолет вперед летит: 10 фактов о дальней авиации

23 декабря – профессиональный праздник у летчиков дальней авиации. Именно в этот день в 1914 году появилась первая в мире эскадра тяжелых бомбардировщиков, состоявшая из самолетов "Илья Муромец".

Эстафету имперской авиации подхватили Советы, и уже монопланы с красными звездами были первыми – то по грузоподъемности, то по скорости или дальности. Однако некоторые страницы истории их создания не очень известны. Подробнее об этом – в материале m24.ru.

Фото: ТАСС

Что представляла собой дальняя авиация

Строго говоря, дальняя авиация не всегда была дальней – в 30-е годы XX века, когда вошла в моду концепция "длинной руки", тяжелые бомбардировщики как дальнебомбардировочная авиация входили в состав армий особого назначения, или АОН.

ТБ-1

Фото: wikimedia.org

Первой "ласточкой" (если так можно назвать огромный по тем временам самолет) был ТБ-1, детище Туполева. В строю он находился с конца 20-х годов и успел принять участие в Великой Отечественной, но не как бомбардировщик, а как транспортный и разведывательный. Несмотря на название, ТБ-1 вообще не участвовал "по специальности" ни в одной войне, но он позволил подготовить кадры для других самолетов – ТБ-3.

ТБ-3


Фото: wikimedia.org

Второй проект Туполева и первый цельнометаллический моноплан – его иностранные конкуренты столько металла на себе не несли. В свое время этот летающий крейсер был передовым самолетом, полторы сотни летающих "крепостей" проплывали (со скоростью в 200 км/ч) над Красной площадью в дни парадов.

К началу войны ТБ-3 был уже не таким передовым, но повоевать он успел – трудяга был и бомбардировщиком, и десантным самолетом, и заправщиком, и разведчиком. Увы, не сохранилось ни одного экземпляра.

Пе-8

Фото: wikimedia.org

К середине 1930-х выбранная концепция тихоходного невысотного многомоторного бомбовоза стала быстро изживать себя, и "летающие крепости" нужно было переделывать. Так появился Пе-8 – более высотный самолет с более тяжелой нагрузкой.

Концепцию "крепости" "Петляков", как его называли в войсках, оправдал: две 20-мм пушки ШВАК наверху и в корме, два крупнокалиберных пулемета в крыльях и два пулемета 7,62 в носу. По уровню огневой мощи Пе-8 опережал даже американские "Флаинг Фортесс".

Воевали Пе-8 и в Финляндии, и в Великую Отечественную войну, а после этих событий его использовали как транспортный полярники.

Ил-4 (ДБ-3)

Фото: wikimedia.org

Еще один "папа" пассажирской и грузовой авиации – ДБ-3. Он получился более маневренным, чем крепости – на нем Коккинаки даже делал "петлю Нестерова". После заводских испытаний и тестовых полетов самолеты начали поступать в войска, откуда они шли на Финскую войну. Там оказалось, что ДБ-3 сложны в эксплуатации, у них слабое вооружение и вообще они часто ломаются. Тогда конструкторы решили провести глубокую модернизацию, и в итоге появился Ил-4.

На Ил-4 летал прославленный Николай Гастелло. Он 26 июня 1941 года во время атаки скопления немецкой техники был подбит, и, согласно коллег, совершил огненный таран колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни вытащили трупы летчиков и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения.

Вот эти самолеты и были основой дальней авиации до и во время войны.

Факты

№1. Дешевая рабочая сила

ТБ-3 был "локомотивом" авиапрома СССР, и к его обслуживанию относились серьезно: для самолета разрабатывали набор наземных машин, в числе которых была передвижная мастерская по ремонту, и трактор для буксировки.

На практике же молодое государство не могло выпустить столько спецавтомобилей, и по полю ТБ-3 возили 40-50 красноармейцев. Когда трактор все же появлялся, число рабочей силы сокращалось до 10-12 человек.

Эти же красноармейцы могли завести машину резиновой петлей на палке (вместо сжатого воздуха в баллоне), иногда вместо этого впрягали лошадь.

№2. Воздушные линкоры

ТБ-3 по плану должны были стать "линкорами 2-го класса". Первый же отводился еще более огромным самолетам – ТБ-4 и ТБ-6 (восемь и 12 моторов соответственно). Частично удалось воплотить идею в агитсамолете "Максим Горький" – он получил восемь двигателей, и у АНТ-20 бис.

Фото: wikimedia.org

№3. Крейсеры

Вообще сравнение самолетов с кораблями было очень популярным в то время. Например, "крейсерами" предлагали сделать ТБ-1, чтобы они сопровождали звенья ТБ-3. Позже выяснилось, что ТБ-1 будет отставать от "младшего брата", и было решено переделать часть ТБ-3.

В задачи такого самолета входила не бомбардировка, а защита от вражеских налетов: для этого с переделанных в крейсеры машин снимали бомбовую нагрузку, но навешивали пулеметы и пушки.

По идее, группа таких машин должна была окаймлять строй бомбардировщиков и поливать противника огнем из трех пушек, четырех пулеметов и даже ракет.

В серию проект не пошел – вероятно, из-за появления ДБ-3, который был неплохо вооружен, а тихоходные "крейсеры" просто не успевали бы за ним.

№4. Мастер на все руки

Если бы была награда "За самое больше число предполагаемых модификаций", ТБ-3 бы ее выиграл. Судите сами: помимо концепции "крейсера", предлагалось сделать бомбардировщик истребителем. Но не простым, а пушечным: для этого на самолет поставили 76-мм орудие, а в консолях – по одной полковой пушке.

Тогдашние "умы" считали, что несколько таких ТБ-3 сделают залп по плотному строю вражеских самолетов, чтобы расчистить дорогу "крейсерам" и "линкорам". Площадь поражения осколками составляла 10 тысяч квадратных метров – именно столько занимало звено истребителей.

Но, как оказалось, такой же урон можно нанести и реактивными снарядами, что было бы проще и дешевле. Тогда конструкторы переключили свое внимание с огневой мощи на дальность и предложили сделать ТБ-3-дозаправщик, но не только в воздухе, но и на земле: вместо бомб туда поставили два бака с насосами, и бомбардировщик почти сразу после приземления был готов заправлять танки.

Широкую известность получила схема по типу "авиаматки", по которой ТБ-3 мог нести на себе два-три легких истребителя. Но конструкторы предлагали нести сразу пять истребителей: два на крыльях, два под крыльями и один снизу по центру. Для такого числа истребителей требовалась более мощная тяга, и на ТБ-3 поставили шестой самолет, но жестко закрепленный и без крыльев – по сути, дополнительный мотор.

Фото: wikimedia.org

Еще один проект, признанный успешным – радиоуправляемый самолет. Предполагалось, что ТБ-3 без пилотов будут "вести" из другого самолета, а потом выпускать как управляемую бомбу. Схему хотели опробовать в августе 1941 года, но этому помешала война.

Самым неожиданным в ТБ-3 было то, что его хотели использовать как дрон – то есть он мог передавать видео с поля боя в штаб. Идея не получила развитие по двум причинам: тихоходный бомбардировщик, парящий над врагом, легко могли сбить, да и качество картинки оставляло желать лучшего.

№5. Собаки

В августе 1935 года испытывали пушечное вооружение на ТБ-3. Конструкторы опасались, что отдача орудий будет болезненной для людей, поэтому на каждое место (кроме стрелка) посадили... собак, привязав их к креслам.

К счастью, все прошло хорошо, ни одна собака не пострадала. На следующие стрельбы экипаж был в полном составе

№6. Трагедия

Во второй половине 30-х ТБ-3 были постоянными участниками парадов. Тогда над столицей в дни праздников низко пролетали больше 100 бомбардировщиков.

Материальное обеспечение, несмотря на особое внимание Сталина к дальнебомбардировочной авиации, оставляло желать лучшего, и вот 7 ноября в небе над Большой Дмитровкой у одного ТБ-3 рассыпался мотор. Самолет дотянул до аэродрома, а вот детали упали в толпу, убив четверых зрителей.

№7. Зима

ДБ-3, еще до переделки в Ил-4, участвовали в Финской войне. Зима 1939-1940 была очень холодной, а антиобледенительных средств на самолетах не было. "Очистку стекол фонаря пилота от снега и льда можно производить в полете на минимальной скорости. Открыв подвижную часть фонаря, протереть перчаткой те стекла, куда достанет рука пилота", – говорилось в инструкции.

№8. Инструктор

В октябре 1941 года разведывательный батальон отбил у немцев аэродром Мальцево и нашел там три ТБ-3. Два самолета сожгли, а на третьем вызвался лететь инструктор парашютно-десантной службы – до войны он учился в аэроклубе.

Разведчики нашли техника, летавшего на таком самолете, и бомбардировщик подняли в воздух. Инструктор умел пилотировать только легкие самолеты, но ТБ-3 был настолько легок в управлении, что с пятого захода его удалось посадить на аэродром Тушино.

№9. Близнецы


Ил-4, или модицификация ДБ-3, получил новый "нос" – авторы вдохновлялись немецкими Heinkel He-111. Но из-за сходства на советские бомбардировщики нападали свои же истребители. Только во вторую половину войны Ил-4 стали применяться по прямому предназначению, то есть для ударов в тылу противника, что существенно снизило боевые потери – немцам тоже казалось, что летит "их" самолет.

№10. Кислород

Внутренние отсеки бомбардировщиков Пе-8 не отапливались и внутри было так же холодно, как и снаружи. А, учитывая высоту полета самолетов, пилоты использовали кислородные маски.

Например, на 7000 метрах внутри было -55, и маски пилотов обрастали сосульками, которые приходилось обламывать. Но это была не главная беда – бортовые стрелки самолета, которые сидели в индивидуальных кабинах, могли уснуть от кислородного голодания и не проснуться, поэтому их приходилось постоянно окликать.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика