В Госдуме предложили ввести шведские столы и повысить вкусовую привлекательность еды в российских школах. Как реализовать эту идею на практике и какое влияние она окажет на здоровье детей, разбиралась Москва 24."Пора прекратить кормить людей чем попало!"
Фото: 123RF.com/serezniy
За введение системы шведских столов в школьных столовых выступила член комитета Госдумы по защите конкуренции Ирина Филатова, сообщили РИА Новости с ссылкой на ее письмо в адрес главы Роспотребнадзора Анны Поповой. Поработать над новым подходом, ориентированным на современные вкусовые предпочтения детей, она предложила совместно с Минздравом и Минпросвещения РФ.
Инициативу парламентарий объяснила "многочисленными сигналами" с критикой вкуса и привлекательности еды в бюджетных учреждениях. По ее словам, в большинстве случаев школьное питание соответствует формальным требованиям закона, но при этом не оправдывает вкусовые потребности учеников.
В своем телеграм-канале Филатова подчеркнула, что внедрение системы шведского стола даст детям право выбирать понравившуюся еду. Кроме того, она призвала обязать специальные комиссии оценивать блюда каждый день не только с точки зрения безопасности, но и на предмет вкуса, запаха, внешнего вида и консистенции.
В Госдуме не впервые выступили за реформу системы школьного питания. К примеру, ранее парламентарии Ярослав Нилов и Дмитрий Гусев
предлагали обеспечить всех школьников бесплатным одноразовым полноценным горячим питанием. На данный момент эта мера распространяется только на учеников 1–4-х классов.
Кроме того, убрать из меню школьных столовых фастфуд и сладости
призывала депутат Госдумы Ксения Горячева. По ее словам, дети большую часть дня проводят в образовательных учреждениях, поэтому именно там необходимо формировать устойчивые привычки к здоровому питанию.
"Из уровня фантастики"
Фото: Москва 24/Лидия Широнина
Вводить шведский стол в образовательных учреждениях неуместно. Таким мнением в беседе с Москвой 24 поделился
первый зампред комитета Госдумы по просвещению, академик Российской академии образования Михаил Берулава.
Заслуженный учитель РФ Александр Снегуров в разговоре с Москвой 24
подчеркнул, что введение подобной системы сложно реализовать в малых городах. В крупных же и так предпринимаются попытки разнообразить меню.
"Несмотря на это, лично я не заметил, чтобы эти меры значительно повлияли на заинтересованность детей в школьном питании. Зачастую я вижу, как после нескольких ложек отодвигаются тарелки и супа, и второго блюда. Ученики предпочитают съесть какой-то десерт, налегают на сладкое", – рассказал эксперт.
Снегуров согласился с необходимостью повысить качество блюд, однако всем детям все равно угодить не удастся из-за их индивидуальных предпочтений и привычек питаться едой из кафе, ресторанов и служб доставок.
"На практике это что-то из уровня фантастики. Во многих российских школах еще не проведен ремонт, нет современного пищеблока, туда предлагается переносить шведский стол. Немаловажно еще и то, что многие школы находятся в деревнях и небольших населенных пунктах, как реализовать это там? На практике это толкотня, неразбериха, перевернутые тарелки и чашки. Да и за чей бюджет обеспечивать разнообразие блюд?" – добавил эксперт.
Также введение такого формата может спровоцировать социальное расслоение, так как "в одной школе шведский стол, в другой – чай с булочкой пьют". По словам Снегурова, такой формат допустим в рамках праздничного мероприятия.
Врач-диетолог, кандидат медицинских наук Елена Соломатина в свою очередь рассказала Москве 24, что при реализации подобной инициативы стол должен состоять исключительно из полезных продуктов и контролироваться взрослыми. При этом саму идею дать школьникам возможность выбора блюд она поддержала.
По словам диетолога, в предложенном меню обязательно должны быть овощи, фрукты, клетчатка, крупы. Первым блюдом могли бы стать супы на нежирном бульоне или овощные, вторым – нежирное мясо, птица, рыба.
"Также важны вареные или тушеные гарниры. Не должно быть жареных и жирных блюд. Могут быть кисломолочные продукты – различные запеканки, сырники. Если это завтрак, можно добавить каши, например гречку или овсянку. Но здесь все упирается в материальные возможности. Если организовать все правильно, у школьников появится выбор и не будет риска столкнуться с ожирением", – добавила эксперт.
Диетолог выразила сомнения, что школьники будут постоянно есть чрезмерное количество супов или салата. Переедают дети в основном за счет сладостей, газировок, булочек или жирной еды, заключила Соломатина.
Веткина Анастасия