В Госдуме выступили с инициативой повысить базовые оклады учителей до уровня не менее двух МРОТ. Насколько это реализуемо и как это скажется на системе образования, разбиралась Москва 24.Двойной минимум
Фото: depositphotos/Professor25
Установить базовую ставку оплаты труда учителей на уровне не менее двукратного МРОТ (минимального размера оплаты труда) в конкретном регионе
предложили депутаты фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым. Для этого педагогу нужно будет отработать установленную норму трудовых часов.
Депутаты уверены, что это повысит привлекательность педагогической профессии и улучшит ситуацию в сфере образования. Инициативу они направили на рассмотрение в правительство РФ.
Соавтор законопроекта, депутат Юрий Афонин подчеркнул, что действующие нормы не обеспечивают достойного уровня дохода учителей. Кроме того, педагоги сталкиваются с чрезмерными нагрузками и профессиональным выгоранием, что ведет к оттоку кадров, отметил парламентарий.
Ранее лидер фракции "Справедливая Россия – За правду" Сергей Миронов и глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества Яна Лантратова
предлагали ввести доплату за переполненные классы. При установленной норме в 25 человек за каждого сверх этого количества полагается по 1 тысячи рублей в месяц.
Авторы подчеркивали, что на практике в классах часто учатся по 30–35 школьников, что многократно увеличивает нагрузку на учителя: проверку работ, поддержание дисциплины и индивидуальную работу. Многие же уходят из профессии именно из-за большого объема задач, отмечали депутаты.
Дальнейшие меры
Фото: depositphotos/Syda_Productions
Идею повысить минимальную зарплату учителей до двух МРОТ
поддержал в беседе с Москвой 24
первый зампред комитета Госдумы по просвещению, академик Российской академии образования Михаил Берулава.
В то же время целесообразность конкретного законопроекта должны оценить специалисты, подчеркнул он.
При этом, по мнению депутата, нужно работать и над социальным статусом педагогов.
"Например, бесплатно выделять земельные участки, чтобы учитель мог построить дом для семьи, а также обеспечить полноценное бесплатное медицинское обслуживание. Такой социальный пакет нужно продумать и адресно предоставлять учителям – это поднимет их статус", – уточнил Берулава.
Председатель профсоюза "Учитель" Дмитрий Казаков в разговоре с Москвой 24 напомнил, что ранее депутаты уже вносили такое предложение, но Госдума его не поддержала. При этом основной причиной дефицита кадров в образовании он назвал именно низкие доходы.
"Чтобы получить более-менее достойную зарплату, учителю зачастую приходится работать на полторы-две ставки при норме 18 часов в неделю. Это нередко нарушает трудовое законодательство и разумные пределы нагрузки. В некоторых регионах оклад за ставку, даже с учетом доплат за классное руководство, оказывается ниже МРОТ. Поэтому повышение до двух ставок – это необходимый минимум, способный хоть как-то исправить ситуацию", – отметил Казаков.
При этом
член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб обратила внимание, что зарплата в размере МРОТ выплачивается, как правило, за неквалифицированный труд.
"На сегодняшний день в России действует норма, по которой средняя зарплата педагогических работников должна быть не ниже 100% от средней по региону. В абсолютном большинстве субъектов это соотношение выполняется", – рассказала Бессараб в беседе с Москвой 24.
"Понятно, что при среднем значении в 43 тысячи минимальная зарплата (а ее назначают, как правило, малоопытному специалисту) в размере двух МРОТ (с 1 января 2026 года МРОТ достигнет 27 093 рублей) будет труднодостижима", – добавила парламентарий.
В то же время она отметила, что с 2027 года в России вводится новая система оплаты труда для работников образования, а также здравоохранения. Она разработана правительством, чтобы доходы занятых в этих сферах были сопоставимы вне независимо от того, где они живут. При этом будут учтены районные коэффициенты и возможные доплаты из бюджетов регионов, заключила Бессараб.
Веткина Анастасия