Новости

Новости

25 февраля 2016, 13:28

Культура

Дудки и гармония: Филипп Нодель о гении Моцарта и духовых инструментах

Фото: facebook.com/PhilipNodel

В этом году музыкальное сообщество отмечает 260-летие со дня рождения Моцарта. В прошлом месяце о своих любимых произведениях великого австрийца рассказывал пианист Яков Кацнельсон. В этот раз редакция m24.ru решила усложнить задачу участнику нашей просветительской рубрики "Погружение в классику", и сузила тему. Филипп Нодель, один из основателей Pratum Integrum (оркестр, специализирующийся на аутентичном исполнении), создатель ансамбля L’esprit du Vent, доцент Московской консерватории, то есть человек, который знает абсолютно все о духовых инструментах, специально для наших читателей рассказывает о редкой музыке Моцарта.

Наследием великих композиторов и, что уж говорить, менее известных тем более, история часто распоряжается не вполне рационально: из всего огромного объема созданных произведений выдергиваются так называемые хиты, а остальные остаются застывшими музейными экспонатами, по сути, никому не нужными. И только редкий въедливый исследователь может инициировать их исполнение. По этой причине, говоря о такой фигуре как Вольфганг Амадей Моцарт, я бы хотел акцентировать внимание не на тех вещах, которые часто играются из сезона в сезон – Симфонии №40, "Турецком рондо" или ряде фортепианных концертов, а на музыке, редко звучащей в России.

По моим ощущениям, из всего Моцарта мы слушаем порядка 10 процентов. У кого на слуху, к примеру, Симфония №18? На афиши регулярно попадают "Пражская" симфония, "Юпитер"… Но если смотреть шире, то та же Симфония №25 не сравнится с ними по востребованности у музыкантов. Кстати, именно с нее начинается легендарный оскароносный фильм Милоша Формана "Амадей". Это настоящий Sturm und Drang – "буря и натиск"! В этом она перекликается, с одной стороны, с музыкой Карла Филиппа Эмануила Баха, "Прощальной" симфонией Гайдна (симфония №45), а с другой, уже перекидывает мостик к романтизму.

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: The Garden of Harmony

Столь же шаблонно выглядит и ситуация с операми: две оперы-буффа ("Свадьба Фигаро", "Так поступают все женщины"), drama giocoso "Дон Жуан" и "Волшебная флейта" входят в число абсолютных фаворитов на мировых сценах. Но ими не ограничивается вклад Моцарта в развитие оперного жанра, ведь опер он написал более двух десятков!

Моцарт создал настоящие шедевры для духовых инструментов – это как раз та тема, которую я хочу затронуть более детально. Он был верным другом многим духовикам. Среди них – флейтист Иоганн Баптист Вендлинг, гобоисты Джузеппе Ферлендис и Фридрих Рамм, валторнист Ян Вацлав Штих (он же Пунто). Всех их он очень ценил и всю жизнь поддерживал с ними отношения. Для Антона Штадлера, знаменитого кларнетиста, Моцарт написал концерт для бассет-кларнета. Это последний концерт для сольного инструмента, он тоже необычный, очень красивый. Даже самую свою любимую музыку он создавал для духовых инструментов в ансамбле с фортепиано, но об этом мы скажем чуть позже.

Фото: https://www.facebook.com/PhilipNodel

У упомянутого уже мной Формана есть момент, когда Сальери вспоминает о своих впечатлениях, после того как он впервые услышал си-бемольную серенаду для тринадцати духовых инструментов (1781 г.), позже получившую название "Гран партита". Музыка поистине грандиозная! Она была сочинена Вольфгангом Амадеем для придворной "гармонической музыки", ансамбля, учрежденного в 1782 году и состоявшего из парных духовых инструментов – двух гобоев, двух кларнетов, двух валторн и двух фаготов. В оркестре времен Моцарта они часто выполняли функцию гармонической поддержки, откуда вероятнее всего и пришло название. В "Гран партите" к традиционному составу были добавлены еще одна пара валторн, пара бассет-горнов и контрафагот (или контрабас).

[html][/html]
Видео: youTube/пользователь: Михаил Кир

Для ансамбля гармонической музыки писали многие известные композиторы – Сальери, Гайдн, затем Бетховен. У состоятельного сословия этот жанр музицирования пользовался огромной популярностью. Русские князь Юсупов, граф Шереметьев не были исключением. Такие коллективы выполняли функцию "mp3-плеера", если так можно сказать – давали возможность слушать дома фрагменты из опер в переложении для духовых инструментов.

Представьте: вы сходили несколько раз в театр, и услышанное вам настолько понравилось, что вы захотели вновь и вновь услаждать свой слух удачными увертюрами, ариями. Ансамбль духовных инструментов удовлетворял эти желания. Посудите сами: содержать дома оркестр, тем более оперный театр, было по карману единицам, а иметь на службе восемь духовиков, которые будут наигрывать долгими зимними вечерами арии, дуэты, увертюры, уже не так накладно и доступно для обеспеченных людей.

Главные оперные хиты обрабатывали сами авторы. За такую работу неплохо платили. Вот что пишет Моцарт в письме отцу 20 июля 1782 года:

"Теперь мне предстоит огромная работа. Через восемь дней, к следующему воскресенью, моя опера должна быть аранжирована для духовых. Иначе меня кто-нибудь опередит, и получит вместо меня всю прибыль от этого" (здесь и далее - цитаты из книги "Вольфганг Амадей Моцарт. Полное собрание писем" в переводе И.С. Алексеевой, А.В. Бояркиной, С.А. Кокошкиной, В.М. Кислова).

Речь идет об опере "Похищение из Сераля". Известно, что для придворной гармонической музыки императора Иосифа ее переложил первый гобоист ансамбля, Иоганн Вендт, основной аранжировщик ансамбля. Но большинство этих обработок анонимны. В наши дни находятся смельчаки, которые создают свои версии моцартовских оперных шедевров. В качестве примера хочу привести увертюру к "Свадьбе Фигаро" для 13 инструментов (как в "Гран Партите"). Переложение сделал руководитель ансамбля "Zefiro" Альфредо Бернардини. Отличная аранжировка, которая могла бы появиться и в то время.

[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: EnsembleZefiro

А вот пример классической обработки для "mp3-плеера" времен Моцарта, то есть для восьми духовых инструментов. Это известнейший дуэт La ci darem la mano из оперы "Дон Жуан" Моцарта, в котором главный герой соблазняет юную Церлину.

[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: EnsembleZefiro

Произведения Моцарта, созданные для королевской гармонической музыки, буквально шли в народ. Вот, о чем композитор говорит в другом своем письме:

"В 11 часов вечера, на сон грядущий, я получил в подарок "Ночную серенаду" на двух кларнетах, двух валторнах и двух фаготах, причем моего собственного сочинения. <…> Шестеро господ, исполнявших ее – жалкие бродяги, но играли они совершенно замечательно. Особенно первый кларнетист и два валторниста. <…> …эти господа отворили дверь в дом, и, оставив ее открытой, расположились посреди двора, и как раз в тот момент, когда я начал уже было раздеваться, раздался первый аккорд ми-бемоль мажора – и это было для меня самым приятным на свете сюрпризом".

[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: ComposersbyNumbers

Мне кажется, что "гармоническая музыка" родилась из так называемой гобойной банды – ансамбля, состоящего из гобоев и фаготов эпохи барокко. В какой-то момент теноровые гобои были заменены на валторны. Потом к ним добавились кларнеты. Таким образом, появился классический состав "гармонической музыки", который просуществовал вплоть до смерти Бетховена. Шуберт написал серенаду для такого состава, а потом этот жанр иссякает. Но на самом деле, это было рождение духового оркестра. В начале XIX века к перечисленному составу прибавилась "турецкая музыка" – большой барабан, тарелки, треугольник. Эти инструменты издавали страшный шум, имитируя янычарскую музыку. Приплюсовать к этому всему еще флейту пикколо, тромбоны, трубы – и вуаля! – получился духовой оркестр.

Отмечу еще, что в фильме Формана духовой ансамбль играет во дворце. На самом деле чаще всего "гармоническая музыка" звучала на открытом пространстве. Слушать в условиях камерного зала музыку, подчас довольно громкую, было не особо приятно.

Ну и напоследок о любимом произведении самого Моцарта. 10 апреля 1784 года Моцарт писал своему отцу:

"Я написал два больших концерта, а потом еще Квинтет, который имел оглушительный успех. Я сам считаю его самым лучшим из того, что я за всю свою жизнь написал. Участвуют один гобой, один фагот, один кларнет, одна валторна и pianoforte. Как бы я хотел, чтобы вы его услышали – так прекрасно он был исполнен".

[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: eaFraKctured

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика