Форма поиска по сайту

Реставрация дома-паровоза завершилась в столице

культура город

28 апреля 2018, 11:14

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Фасады здания по адресу: Новая Басманная, дом 2/1, строение 1, известного также как дом с трубой, или дом-паровоз закончили реставрировать в столице. Постройка получила такое название из-за девятиэтажной башни, придающей зданию сходство с локомотивом. В доме-паровозе располагается офис ОАО "Российские железные дороги", во времена СССР его занимало Министерство путей сообщения.

Здание является объектом культурного наследия регионального значения. Реставрацию проводили по проекту, который согласовали с Мосгорнаследием. Важные черты конструктивизма дом приобрел после масштабной реконструкции 1932–1938 годов.

Как рассказал руководитель департамента культурного наследия Алексей Емельянов, здание перестраивали несколько раз. Сначала оно строилось как Запасный дворец в форме каре с элементами барокко. В конце XIX века дворец передали Институту благородных девиц и сделали его трехэтажным с фасадами в стиле классицизм.

"После революции здесь разместился Наркомат путей сообщения. В 1932–1938 годах по проекту архитектора Ивана Фомина была проведена масштабная реконструкция. Здание было фактически перестроено. Этажность была увеличена с трех до пяти, окна сделали шире, с фасадов убрали лепнину и декоративные украшения, оформив их в стиле конструктивизм", – цитирует чиновника портал мэра и правительства Москвы.

Полуколонны украсили нижние этажи фасадов, выходящих на Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную улицы. На стенах во дворах сохранились классические элементы декора: наличники, карнизы, русты и другие. Кроме того, к зданию пристроили девятиэтажную башню с часами, циферблаты сначала были с римскими цифрами, потом их поменяли на арабские.

Емельянов отметил, что в здании сохранились сводчатые перекрытия первого – третьего этажей главного корпуса. Их создали еще в XVIII веке. В интерьерах же встречаются кессоны, розетки и лопатки, датированные началом XX века.

Фасады дома последний раз реставрировали в 1988–1989 годах. Наружные стены здания покрыты терразитовой штукатуркой с шероховатым рельефом, имитирующим натуральный камень. За почти 20 лет на ней появились трещины, следы от протечек, местами покрытие осыпалось, на некоторых участках оно отслоилось. Несколько балконов пришли в аварийное состояние из-за обветшания бетонных и металлических оснований. Металлические перила также проржавели. В негодность пришла и скатная кровля башни: местами сгнили деревянные стропила. Плоская крыша главного корпуса нуждалась в ремонте.

Реставрация дома шла более полугода. Специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, удалили поврежденные слои и восстановили утраты терразитовой штукатурки, отреставрировали лицевую кладку стен, удалили поздние красочные слои. Затем были укреплены балконы, на них появились новые ограждения, прошла замена водосточных труб и отливов. Обе кровли привели в порядок. Фасады покрасили в серый цвет, его же нанесли на декоративные панели, закрывающие наружные блоки кондиционеров. Восстановительные работы провели на циферблатах башни.

Дом-паровоз построили во второй половине XVIII века. В Запасном дворце хранилось зерно и продовольствие. Он представлял собой комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. Главный корпус, выходивший на Новую Басманную улицу, был соединен с торцами других зданий проездными воротами. Здание уцелело в пожаре 1812 года.

После ухода французской армии из Москвы в здании разместили жителей, оставшихся без кровли из-за пожара, а в 1890 году его передали Институту благородных девиц имени императора Александра III. После революции в 1919 году здание занял Народный комиссариат (Наркомат) путей сообщения. В 1938 году завершилась капитальная реконструкция здания по проекту архитектора Ивана Фомина.

Всего в столице в 2017 году привели в порядок 182 памятника архитектуры. А программа льготной аренды для инвесторов, снимающих у города старинные дома, помогла сохранить 20 важных построек.